Методика работы с художественной литературой в детском саду

Основными методами являются следующие:

1) Чтение пед по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2) Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3) Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4) Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

В МРР две формы работы с книгой: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стих и использование литературных произведений и произведений ус нар тв вне занятий, в разных видах деят.

Методика худ чтения и рассказ. Типы зан:

1) Чт или рассказ одного произведения.

2) Чтение нескольких произ, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3) Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: (чтение+рассм картин, чтен+музыка) учитыв эмоции ребенка

4) Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала(игрушки, театр, фланелеграф, видео)

5) Чтение как часть занятия по развитию речи (беседы, загадки)

В методике зан следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

1) Подготовка к занятию (выбор произведения (худ ур и вос зн), с учетом возр, воспит-обр раб и времени года, а также выбор методов работы с книгой; лит и воспит задач; подготовка пед к чтению (чтобы дети прочувствовали его). 2) Чтение Мет зависят от типа заня, сод лит мат и возр детей. 3части зан: - знакомство с произ, основная цель –правильное и яркое восприятие путем худ слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения сод и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления 3) Беседа о прочит. 4) Анализ, повторное чтение, использования ил в конце занятия возможны повт чтение произвед, рассм иллюст, которые углубляют понимание текста. Метод исп илл принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Объясн незнакомых слов. Заучивание стих. рассм две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Воспринимая стих, дети мысленно «рисуют» его содержание. Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение. Выраз чтение – самостоятельная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка. В мл в исп потешки и стихи(А. Барто «Игрушки».) В ср в заучивание стихов проводится как спец занятие, где ставится задача запомнить произведение. - игровые приемы; - нагляд материал. В ст в совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выраз читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самост. стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»). В подгот группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. В мл в у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. В ср в углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию лит произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. В ст в возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Необходима работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов. При этом используются: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования. одним из методов ознакомления с худ лит является инсценировка пр. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: