Материальное обеспечение

Секундомер, тонометр для определения артериального давления, фонендоскоп, спидометр, динамометры, спирт, вата.

 

Ход работы

1. Подготовка к эксперименту проводится в лабораторных условиях. Экспериментальная нагрузка выполняется в естественных условиях спортивных занятий (легкоатлетический стадион или манеж, плавательный бассейн, гимнастический зал и т.д.).

2. Студенческая группаразделяется на бригады по 2-3 человека, каждая из которых проводит исследования определенных показателей, в специфических условиях спортивной тренировки в изучаемом виде спорта.

3. Определить следующие показатели до работы, во время работы и в восстановительный период (сразу после работы и через 5 минут после окончания её):

а) частоту сердечных сокращений (ЧСС);

б) артериальное давление (АД) - систолическое давление (СД), диастолическое давление (ДД), пульсовое давление (ПД);

в) систолический объем крови (СОК);

г) минутный объем крови (МОК);

д) частоту дыхания (ЧД);

е) жизненную ёмкость легких (ЖЕЛ).

4. После окончания эксперимента студенты заполняют протокол и делают выводы о физиологических особенностях исследованных видах спорта.

(Организация исследований в условиях спортивных занятий и дополнительные показатели, характеризующие конкретные виды спорта, приведены в Приложении).

5. На итоговом занятии студенты демонстрируют результаты проведенных исследований в форме обработки полученных данных, графиков, таблиц, иллюстрирующих эти данные. Кроме того, каждая бригада представляет доклад по реферату, в котором раскрываются физиологические особенности данного вида спорта.

6. План подготавливаемого реферата может быть следующим:

а) общая характеристика вида спорта (педагогические и технические особенности);

б) физиологические особенности изучаемого вида спорта (по данным литературы и собственных исследований);

в) требования, предъявляемые к двигательным способностям для успешных занятий указанным видом спорта;

г) литература.

7. Итоговое занятие (№ 13) проводится в виде научной конференции по предварительно составленной программе. Один из членов каждой бригады выступает с докладом на 7-8 минут, другие демонстрируют таблицы и рисунки, отвечают на вопросы.

 

Контрольные вопросы

1. Какова физиологическая классификация видов спорта?

2. В чем физиологические особенности стандартных упражнений? В каких видах спорта они встречаются?

3. Дайте физиологическую характеристику ситуационных видов спорта.

4. Сравните физиологические особенности легкоатлетического бега, плавания и лыжного спорта. Чем они обусловлены?

5. Какие дополнительные показатели, характеризующие особенности функционирования организма во время занятий ситуационными видами спорта, нужно учитывать? Почему?

 


ПРОТОКОЛ

Изменение физиологических показателей в ходе спортивной тренировки

 

Испытуемый_______________________________________________________

(ф.и.о.)

 

Пол____________________Возраст____________________________________

 

Стаж занятий спортом_______________________________________________

 

Разряд_____________________________________________________________

 

Дата проведения тренировки__________________________________________

 

Место проведения___________________________________________________

 

 

Физиологические показатели   ЧСС АД   СОК   МОК   ЧД   ЖЕЛ
СД ДД ПД
До начала тренировки                
Во время тренировки                
Сразу после окончания тренировки                
Через 5 мин.                

 


Приложение

Организация исследований в условиях спортивных занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: