Секундомер, тонометр для определения артериального давления, фонендоскоп, спирометр, пневмотахометр, спирт, вата.
Ход работы
На данном занятии используются те же методы, организация исследований и аппаратура, что и на занятии № 7 (см.пп. 1-4). Соответствующие измерения проводят до работы, во время и после работы.
В связи с необходимостью подведения итогов и обобщения накопленных данных о тренированности в разных режимах деятельности, что требует немало времени, в качестве предельной спортивной нагрузки используется бег на месте с высоким подниманием бедра в предельном темпе в течение 15 секунд.
Сравнивают результаты, полученные на обоих испытуемых, и формулируют выводы о различной степени их тренированности.
В конце занятия студенты составляют графики - диаграммы, которые позволяют наглядно сопоставить динамику конкретного физиологического показателя у более или менее тренированных спортсменов. Для этого на оси абсцисс обозначают три условные точки до работы, во время и после работы, а по оси ординат откладывают в масштабе соответствующие значения показатели, например, частоты сердечных сокращений (ЧСС); путем соединения точек получают кривую показателя одного испытуемого. Таким образом, получают кривую другого испытуемого (обозначить другим цветом).
Запись развернутые выводы о различной тренированности испытуемых, которые подтверждаются данными, полученными при их обследовании в состоянии покоя, при дозированной нагрузке и предельной работе.
Контрольные вопросы
1. Что позволяет установить исследование физиологических реакций организма при предельной работе?
2. Каковы основные направления адаптации организма к предельным нагрузкам?
3. Чем организм тренированного спортсмена отличается от организма нетренированного?
4. Для ответа использовать данные экспериментов и выводы по трем последним занятиям.
ЗАНЯТИЕ № 10-11
Определение резервных возможностей организма спортсмена