Работа 5. Регистрация биотоков в работающем сердце лягушки

1. Приготовьте нервно-мышечный препарат.

2. Обнажите сердце у крупной лягушки и положите седалищный нерв нервно-мышечного препарата на сердце (найдите такое положение нерва, чтобы возникающие в работающем сердце биотоки раздражали нервно-мышечный препарат).

3. Понаблюдайте за синхронностью сокращений сердца и лапки нервно-мышечного препарата.

4. Зарисуйте схему проведенного опыта, изобразите правильное положение нерва на сердце.

 

РАБОТА 6. Исследование артериального давления (по Короткову).

 

1. Ознакомиться с устройством и принципом работы сфигмоманометра, фонендоскопа.

2. Определите артериальное давление крови в лучевой артерии 2-3 студентов, результаты запишите в тетрадь:

Систолическое__________________Диастолическое _____________

3. Запишите в каких участках тела определяется давление крови у разных видов зверей и птиц:

кролик_____________________________________________________

курица_____________________________________________________

 

РАБОТА 7. Наблюдение капиллярного кровообращения.

1. Подготовьте к работе микроскопы, препаровальный набор, пластинку с отверстиями.

2. Поместите спинальную лягушку на пластинку, рассмотрите под микроскопом движение крови в капиллярах плавательной перепонки, языке, брыжейке. Найдите артериолы, капилляры, венулы.

3. Зарисуйте рассматриваемые капиллярные системы:

а) капилляры плавательной перепонки;

б) капилляры языка;

в) капилляры брыжейки;

4. Опишите действия адреналина и норадреналина на кровеносные сосуды.

 

РАБОТА 8. Сосудистыесопряженныерефлексы.

1.Проследите за изменениями состояния кровеносных сосудов ушной раковины кролика, происходящими под влиянием изучаемых факторов.

2.Внесите результаты наблюдений в таблицу:

 

Действующие факторы Реакция сосудов уха
1. Холод на лапку  
2. Тепло на лапку  
3. Болевой раздражитель на кожу  
4.Механический раздражитель на ухо (пощелкивание)  
5. Химический раздражитель на ухо (ксилол)  

3. Опишите механизм и нарисуйте схему сопряженного рефлекса при местном раздражении уха.

РАБОТА 9. Наблюдение за работой лимфатических сердец лягушки.

 

1. Найдите на крупной лягушке 2 передних и 2 задних лимфатических сердца. Первые - позади поперечных отростков третьего позвонка, а задние – по обе стороны крестцовой кости.

2. Зафиксируйте лягушку на пробковой пластинке спиной вверх, вырежьте в области клоаки кожу в форме треугольнике, оттяните и удалите её. Найдите в складках клоаки пульсирующие мешочки белого цвета. Посчитайте число сокращений в минуту и запишите в тетрадь.

Контрольные вопросы

Значение кровообращения.

1. Сердечный цикл и его фазы.

2. Проводящая система сердца.

3. Абсолютная и относительная рефрактерность сердечной мышцы.

4. Экстрасистола.

5. Компенсаторная пауза.

6. Систолический и минутный объем сердца разных видов зверей и птиц.

7. Частота сердечных сокращений у разных видов зверей и птиц.

8. Автоматия сердца.

9. Роль нервной системы в регуляции сердца.

10.Опыты Гольца.

11.Влияние адреналина и ацетилхолина на работу сердца.

12.Влияние одновалентных и двухвалентных электролитов на работу сердца.

13.Происхождение биотоков сердца.

14.Регистрация биотоков сердца.

15.Электрокардиография, анализ электрокардиограммы.

16.Что такое латентный период в ЭКГ?

17.Количество зубцов и отведений в ЭКГ.

18.Что такое кровяное давление и факторы, влияющие на его изменение.

19.Регуляция кровяного давления, сосудодвигательный центр.

20.Какие факторы влияют на скорость движения крови в сосудах.

21.Значение медленного кровотока в капиллярах.

22.Значение сосудистых рефлексов.

23.Значение лимфы, ее состав.

 

З А Н Я Т И Е № 4

 

ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХРЕГУЛЯЦИЯ, АНАЛИЗ ГАЗОВ

 

Дыхание - это процесс обмена газов между организмом и окружающей средой, выделения респираторной влаги и с ней тепла, окисления питательных веществ и высвобождение энергии для нужд организма. Животный организм нуждается в постоянном поступлении кислорода и выделении углекислого газа.

Процесс дыхания включает в себя внешнее (легочное) дыхание (обмен газов между организмом и внешней средой в легких), внутренне (тканевое) дыхание (процессы обмена газов в клетках) и транспортирование кровью кислорода из легких в ткани, а углекислого газа в обратном направлении. В процессе дыхания у зверей и птиц обеспечивается регуляция водного, теплового обмена и кислотно-щелочного равновесия.

 

Ц е л ь з а н я т и я: исследовать строение легких, механизм вдоха и выдоха, роль мембранных мышц в дыхании, ознакомиться с методикой пневмографии, наблюдать движение мерцательного эпителия, определить жизненную ёмкость легких. Исследовать защитные дыхательные рефлексы, ознакомиться с методикой оксигемометрии, исследовать состав воздуха, аускультация и перкуссия легких.

 

Материалы и оборудование: лягушки, кролик, препаровальный набор, кимограф, вата, физиологический раствор, аппарат Дондерса, пневмограф, микроскопы, угольный порошок, миллиметровая бумага, спирометры, капсула Марея, спирт, трахейная канюля, оксигемометр, фонендоскоп, плессиметр, перкуссионный молоток, нашатырный спирт, 2%-ный раствор новокаина..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: