1. Приготовьте нервно-мышечный препарат.
2. Обнажите сердце у крупной лягушки и положите седалищный нерв нервно-мышечного препарата на сердце (найдите такое положение нерва, чтобы возникающие в работающем сердце биотоки раздражали нервно-мышечный препарат).
3. Понаблюдайте за синхронностью сокращений сердца и лапки нервно-мышечного препарата.
4. Зарисуйте схему проведенного опыта, изобразите правильное положение нерва на сердце.
РАБОТА 6. Исследование артериального давления (по Короткову).
1. Ознакомиться с устройством и принципом работы сфигмоманометра, фонендоскопа.
2. Определите артериальное давление крови в лучевой артерии 2-3 студентов, результаты запишите в тетрадь:
Систолическое__________________Диастолическое _____________
3. Запишите в каких участках тела определяется давление крови у разных видов зверей и птиц:
кролик_____________________________________________________
курица_____________________________________________________
РАБОТА 7. Наблюдение капиллярного кровообращения.
1. Подготовьте к работе микроскопы, препаровальный набор, пластинку с отверстиями.
|
|
2. Поместите спинальную лягушку на пластинку, рассмотрите под микроскопом движение крови в капиллярах плавательной перепонки, языке, брыжейке. Найдите артериолы, капилляры, венулы.
3. Зарисуйте рассматриваемые капиллярные системы:
а) капилляры плавательной перепонки;
б) капилляры языка;
в) капилляры брыжейки;
4. Опишите действия адреналина и норадреналина на кровеносные сосуды.
РАБОТА 8. Сосудистыесопряженныерефлексы.
1.Проследите за изменениями состояния кровеносных сосудов ушной раковины кролика, происходящими под влиянием изучаемых факторов.
2.Внесите результаты наблюдений в таблицу:
Действующие факторы | Реакция сосудов уха |
1. Холод на лапку | |
2. Тепло на лапку | |
3. Болевой раздражитель на кожу | |
4.Механический раздражитель на ухо (пощелкивание) | |
5. Химический раздражитель на ухо (ксилол) |
3. Опишите механизм и нарисуйте схему сопряженного рефлекса при местном раздражении уха.
РАБОТА 9. Наблюдение за работой лимфатических сердец лягушки.
1. Найдите на крупной лягушке 2 передних и 2 задних лимфатических сердца. Первые - позади поперечных отростков третьего позвонка, а задние – по обе стороны крестцовой кости.
2. Зафиксируйте лягушку на пробковой пластинке спиной вверх, вырежьте в области клоаки кожу в форме треугольнике, оттяните и удалите её. Найдите в складках клоаки пульсирующие мешочки белого цвета. Посчитайте число сокращений в минуту и запишите в тетрадь.
Контрольные вопросы
Значение кровообращения.
1. Сердечный цикл и его фазы.
|
|
2. Проводящая система сердца.
3. Абсолютная и относительная рефрактерность сердечной мышцы.
4. Экстрасистола.
5. Компенсаторная пауза.
6. Систолический и минутный объем сердца разных видов зверей и птиц.
7. Частота сердечных сокращений у разных видов зверей и птиц.
8. Автоматия сердца.
9. Роль нервной системы в регуляции сердца.
10.Опыты Гольца.
11.Влияние адреналина и ацетилхолина на работу сердца.
12.Влияние одновалентных и двухвалентных электролитов на работу сердца.
13.Происхождение биотоков сердца.
14.Регистрация биотоков сердца.
15.Электрокардиография, анализ электрокардиограммы.
16.Что такое латентный период в ЭКГ?
17.Количество зубцов и отведений в ЭКГ.
18.Что такое кровяное давление и факторы, влияющие на его изменение.
19.Регуляция кровяного давления, сосудодвигательный центр.
20.Какие факторы влияют на скорость движения крови в сосудах.
21.Значение медленного кровотока в капиллярах.
22.Значение сосудистых рефлексов.
23.Значение лимфы, ее состав.
З А Н Я Т И Е № 4
ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХРЕГУЛЯЦИЯ, АНАЛИЗ ГАЗОВ
Дыхание - это процесс обмена газов между организмом и окружающей средой, выделения респираторной влаги и с ней тепла, окисления питательных веществ и высвобождение энергии для нужд организма. Животный организм нуждается в постоянном поступлении кислорода и выделении углекислого газа.
Процесс дыхания включает в себя внешнее (легочное) дыхание (обмен газов между организмом и внешней средой в легких), внутренне (тканевое) дыхание (процессы обмена газов в клетках) и транспортирование кровью кислорода из легких в ткани, а углекислого газа в обратном направлении. В процессе дыхания у зверей и птиц обеспечивается регуляция водного, теплового обмена и кислотно-щелочного равновесия.
Ц е л ь з а н я т и я: исследовать строение легких, механизм вдоха и выдоха, роль мембранных мышц в дыхании, ознакомиться с методикой пневмографии, наблюдать движение мерцательного эпителия, определить жизненную ёмкость легких. Исследовать защитные дыхательные рефлексы, ознакомиться с методикой оксигемометрии, исследовать состав воздуха, аускультация и перкуссия легких.
Материалы и оборудование: лягушки, кролик, препаровальный набор, кимограф, вата, физиологический раствор, аппарат Дондерса, пневмограф, микроскопы, угольный порошок, миллиметровая бумага, спирометры, капсула Марея, спирт, трахейная канюля, оксигемометр, фонендоскоп, плессиметр, перкуссионный молоток, нашатырный спирт, 2%-ный раствор новокаина..