Поль анри Гольбах (1723-89)

материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора.

«природа есть причина всего», она всецело материальна природа модифицируемая движением материя. Материя есть причина самой себя, она состоит из частиц. Способом существования материи является движение, которое может быть механическим, химическим, биологическим. Природа есть целое, и в этом качестве она выступает как цепь причин и следствий, религиозному чувству здесь нет места (Гольбах – атеист). Все явления необходимы, это – следствие объективности законов. Случайность в природе отсутствует. Согласно необходимому порядку вещей, в природе самопроизвольно зарождается жизнь, вершиной которой является человеческая жизнь. Идеи возникают из опыта человека в результате воздействия внешнего мира на его органы.

Клод Адриан Гельвеций 1715-71

Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира.

из двух чувств любви к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.

страсти человека главной движущей силой общественного развития.

выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма.

Ламетри 1709-51

существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума. Человеческий организм Ламетри рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму.

 

Английские просветители XVIII века (Толанд, Пристли, Мандевиль)

Толанд 1670-1722

доказательством единства материи и движения, признанием движения существенным свойством материи. Обосновывая мысль о всеобщей активности материи, мыслитель рисует впечатляющую картину беспрерывного движения «мировой материи», извечного круговорота природы, постоянного созидания и разрушения, возникновения и уничтожения явлений и предметов внешнего мира.

Отвергнув представление о пространстве и времени как самостоятельных сущностях, отличных от материи и независимых от неё

неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. Он решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной.

Джозеф Пристли 1733-1804

Материалист. законы материального мира созданы божественным разумом. пропагандировал идеи равенства и братства, отстаивал свободу совести и веротерпимость. Физическое бессмертие человечества «все что разьединено, может быть соединено снова»

Мандевиль 1670-1733

присущие человеческой природе эгоистические черты

сделали человека общественным существом. неотделимость пороков от жизни общества, их необходимость для его развития. Он делает вывод о необходимой и важной роли зла в развитии общества: "То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, - является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения, здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук, и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не

разрушиться совсем"

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: