Структурно-функциональная организация лимбической системы

Лимбическая с-ма имеет вид кольца и расположена на границе новой коры и ствола мозга. В функциональном отношении под лимбической с-мой понимают объединение различных структур конечного, промежуточного и среднего мозга, обеспечивающее эмоционально-мотивационные компоненты поведения и интеграцию висцеральных ф-ций организма. В эволюционном аспекте лимбическая с-ма сформировалась в процессе усложнения форм поведения организма, перехода от жестких, генетически запрограммированных форм поведения к пластичным, основанным на обучении и памяти.

Структурно-функциональная организация лимбической с-мы. В более узком понимании в лимбическую с-му вкл. образования древней коры (обонятельная луковица и бугорок), старой коры (гиппокамп, зубчатая и поясная извилины), подкорковые ядра (миндалина и ядра перегородки). Этот комплекс рассматривается по отношению к гипоталамусу и ретикулярной формации ствола как более высокий уровень интеграции вегетативных функций.

Афферентные входы в лимбическую с-му осущ-ся от различных областей ГМ. Главным источником возбуждения лимбической с-мы яв-ся ретикулярная формация ствола головного мозга.

Эфферентные выходы из лимбической с-мы осущ-ся: 1) через гипоталамус на нижележащие вегетативные и соматические центры ствола и спин. мозга, и 2) в новую кору (преимущественно ассоциативную).

Хар-ным св-вом лимбической с-мы яв-ся наличие выраженных кольцевых нейронных связей. Эти связи дают возм-ть реверберации возбуждения, к-ая яв-ся механизмом его пролонгирования, повыш. проводимости синапсов и форм-ия памяти. Реверберация возбуждения создает условия для сохранения единого функционального состояния структур замкнутого круга и передачу этого состояния др. структурам мозга. Важнейшим циклическим образованием лимбической с-мы яв-ся круг Пейпеца, идущий от гиппокампа через свод к мамиллярным телам, затем к передним ядрам таламуса, далее в поясную извилину и через парагиппокампальную извилину обратно к гиппокампу. Этот круг играет большую роль в форм-нии эмоций, обучении и памяти. Другой лимбический круг идет от миндалины через терминальную полоску к мамиллярным телам гипоталамуса, затем к лимбической области среднего мозга и обратно к миндалинам. Этот круг имеет значение в форм-нии агрессивно-оборонительных, пищевых и сексуальных реакций.

Ф-ции лимбической с-мы. Наиболее общая ф-ция лимбической с-мы состоит в том, что она, получая информацию о внеш. и внутр. среде организма, после сравнения и обработки этой информации запускает через эфферентные выходы вегетативные, соматические и поведенческие реакции, обеспечивающие приспособление организма к внеш. среде и сохранение внутр. среды на определенном уровне. Эта ф-ция осущ-ся через д-ть гипоталамуса. Механизмы приспособления, к-ые осущ-ся лимбической с-мой, связаны с регуляцией последней висцеральных ф-ций. Важнейшей ф-цией лимбической с-мы яв-ся форм-ние эмоций. В свою очередь, эмоции яв-ся субъективным компонентом мотиваций – состояний, запускающих и реализующих поведение, направленное на удовлетворение возникших потребностей. Через механизм эмоций лимбическая с-ма улучшает приспособление организма к изменяющимся условиям среды. В выполнении данной ф-ции участвуют гипоталамус, миндалина и вентральная лобная кора. Гипоталамус яв-ся структурой, ответственной преимущественно за вегетативные проявления эмоций. При стимуляции миндалины у ч-ка возникает страх, гнев, ярость. При удалении миндалин появляется неуверенность и тревожность. Кроме этого миндалина участвует в процессе сравнения конкурирующих эмоций, выделения доминирующей эмоции, то есть др- словами миндалина влияет на выбор поведения. Поясная извилина играет роль глав. интегратора различных с-м мозга, формирующих эмоции, так как она имеет обширные связи, как с новой корой, так и со стволовыми центрами. Вентральная лобная кора также играет существенную роль в регуляции эмоций. При ее поражении наступает эмоциональная тупость. Ф-ция форм-ния памяти и осущ-ние обучения связана преимущественно с кругом Пейпеца. Вместе с тем в однократном обучении большое значение имеет миндалина, благодаря ее св-ву индуцировать сильные отрицательные эмоции, способствуя быстрому и прочному форм-нию временной связи. Гиппокамп и связанные с ним задние зоны лобной коры также ответственны за память и обучение. Эти образования осуществляют переход кратковременной памяти в долговременную. Повреждение гиппокампа ведет к нарушению усвоения новой информации, образования промежуточной и долговременной памяти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: