Выделяют следующие принципы информационного права

Методы и принципы информационного


ПраваКак правило, каждая отрасль права имеет свой особый метод правового регулирования. Однако необходимо заметить, что вся совокупность основных методов правового регулирования сводится к двум методам - императивному и диспозитивному. Информационное право имеет комплексный характер и использует оба метода правового регулирования.Диспозитивный метод правового регулирования применяется в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности, при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения и т.п. Для данного метода характерно равноправие субъектов, их самостоятельность при вступлении в информационные правоотношения, осуществлении своих прав и свобод, ответственности по своим обязательствам и т.п.Императивный метод правового регулирования применяется в информационном праве при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в информационной сфере, формировании и реализации государственной политики по формированию и развитию информационного общества, осуществлении действий, связанных государственными информационными ресурсами и государственными информационными системами. Кроме вышеперечисленных случаев императивный метод применяется при регулировании информационных отношений в области массовой информации, в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн, лицензировании определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере.Оценивая количественно применение данных методов правового регулирования в информационном праве, необходимо отметить, что нормы императивного характера превалируют над нормами диспозитивного характера.Как у любой отрасли права у информационного права есть свои принципы. Принципы информационного права основываются на конституционных нормах, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.


Выделяют следующие принципы информационного права.,


24. Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается Конституцией РФ Конституция Российской Федерации. - М., 2005. Ст. 2., утверждающей, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Данный принцип предписывает органам государственной власти защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере. 2. Принцип свободного производства и распространениялюбой информации, не ограниченной федеральным законом. Закреплена закономерность, основанная на конституционных положениях, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства. 3. Принцип запрещения производства и распространения информации,вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Данный запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. Запрет может налагаться только федеральным законом. 4. Принцип гласности. Данный принцип заключается в том, что государственные организации не имеют права вводить ограничения по доступу потребителей к информации, которыми они обладают в соответствии с установленной компетенцией, если эта информация затрагивает права и свободы человека и гражданина или представляет общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом. 5. Принцип полноты обработки и оперативностипредоставления информации означает обязанность любого государственного органа или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию. 6. Принцип законности. Данный принцип предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству РФ. 7. Принцип ответственности. Данный принцип означает обязательное наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя. Данный принцип основан на характеристике физической неотчуждаемости информации от ее создателя. За счет «отчуждения» информации от ее обладателя осуществляется гражданский оборот информации в информационной сфере. Данные действия осуществляются на основе требований законодательства или в соответствии с договором. 9. Принцип оборотоспособности информации. Данный принцип основан на характеристике обособляемости информации. Обособляемость информации достигается фиксированием ее на материальном носителе и дальнейшим распространением. В результате обособления информации создаются либо информационные ресурсы, либо информационные продукты, которые включаются в оборот независимо от своего создателя. 10. Принцип информационного объекта (информационной вещи). Данный принцип является продолжением предыдущего и позволяет осуществить правовое регулирование оборота информационных продуктов. Кроме того, данный принцип определяет необходимость защиты интеллектуальной собственности в информационной 11. Принцип распространяемости информации. Данный принцип основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. При этом информация может одновременно принадлежать неограниченному кругу субъектов, права которых могут существенно отличаться. 12. Принцип организационной формы. Данный принцип основан на одноименной характеристике информации и состоит в том, что для оборота информации она должна иметь определенную организационную форму, преимущественно на материальном носителе. 13. Принцип экземплярности информации. Данный принцип является продолжением предыдущего и также основан на одноименной характеристике информации. При распространении информации в виде документов или информационных продуктов количество экземпляров ограничено, производится их учет и регистрация. На этом принципе основан оборот информации ограниченного доступа


.


25. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 3 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.: 1. Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Является объединением двух первых принципов информационного права. 2. Установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. Данный принцип впервые закреплен законодательно. До 2006 года ограничение доступа к информации устанавливалось не только федеральными законами, но и подзаконными актами. 3. Открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Является объединением принципа гласности, общего почти для всех отраслей российского права и принципа полноты обработки и оперативностипредоставления информации. Впервые в законодательстве в виде принципа закреплена открытость информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. 4. Равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации. Данный принцип можно считать продолжением принципа приоритета прав личности, а также конституционных положений, закрепленных в статьях 26 и 68 Конституции РФ. Однако в данном принципе не закреплено равноправие языков народов РФ при использовании информации, создании информационных ресурсов и продуктов, оказании информационных услуг. 5. Обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации. Как и в предыдущем принципе не упоминаются информация, информационные ресурсы, продукты и услуги. 6. Достоверность информации и своевременность ее предоставления. Указанный принцип является продолжением принципа открытости информации о деятельности государственных органов и принципа полноты обработки и оперативности предоставления информации. 7. Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Данный принцип основан на нормах статей 23 и 24 Конституции РФ, которые являются основой института персональных данных. 8. Недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.


26. Субъекты информационного права Субъектом информационного праваявляется лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником информационных правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. Все субъекты информационного права подразделяются в зависимости от своей организационной формы на три группы:1. Государственные и муниципальные органы власти и государственные (муниципальные) организации, предприятия, учреждения.2. Негосударственные организации, в том числе иностранные.3. Физические лица (граждане РФ, граждане иностранных государств и лица без гражданства).Любой субъект информационного права должен обладать информационной правосубъектностью, которая складывается из информационной правоспособности и информационной дееспособности.Под информационной правоспособностью понимается возможность субъекта вступать в правовые отношения в информационной сфере. При вступлении в данные отношения субъект приобретает определенные права, обязанности и несет ответственность за их реализацию. Информационной правоспособностью обладают все вышеперечисленные субъекты информационного права.Под информационной дееспособностью понимается способность субъекта приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в информационной сфере. В случае, когда кроме информационной правоспособности субъект информационного права обладает информационной дееспособностью, то он становится субъектом информационных правоотношений. Итак, субъект информационных правоотношений - этореальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в информационной сфере принадлежат субъектам информационного права независимо от участия в конкретных правоотношениях. Однако субъект информационного права - понятие более широкое, чем субъект информационного правоотношения. Когда субъект информационного права вступает в конкретные правоотношения, он становится субъектом информационного правоотношения. При этом он сохраняет все свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом информационного права. До определенного момента носители информационных прав и обязанностей могут не вступать в конкретные правоотношения, и часть их прав и обязанностей может быть нереализованной.Взависимости от роли, выполняемой в информационной сфере, субъекты информационных правоотношений подразделяются на три класса Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юрист, 2004. С. 107.: 1. Производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Данный вид субъектов обладает правами на созданную информацию в полном объеме. Производители имеют право знать информацию, распоряжаться ею по своему усмотрению, модифицировать информацию и т.п. В законодательстве нет понятия производитель информации. 2. Обладатели (держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств их обеспечения. Данный вид субъектов обладает несколько ограниченными правами на информацию. Как правило, это лица, которым делегированы определенные права, но не в полном объеме. Например, обладателями информации являются организации, распространяющие информационные системы («КонсультантПлюс», «1-С» и т.д.), издательства, распространяющие литературные произведения, другие субъекты, которым делегированы определенные права. Определение обладателя информации закреплено законодательно. Обладатель информации - это лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Как видно из определения, законодатель объединил производителя и обладателя. Однако с точки зрения определения роли данных субъектов в информационных правоотношениях необходимо разграничивать производителя информации (автора, например, писателя) и обладателя информации (владельца, держателя, например, издательство). 3. Потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг. Данный вид субъектов обладает совсем малыми правами и является самым последним в системе распространения информации. Потребителями могут быть все виды субъектов информационного права. Законодательно понятие пользователь (потребитель) информации на настоящий момент не закреплено.



27. Система информационного праваИнформация регулируется различными отраслями права, однако только информационное право полностью охватывает данную сферу. Информационное право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Таким предметом являются информационные общественные отношения, возникающие при обороте информации в информационной сфере. Оно четко закрепляет права, обязанности и ответственность участвующих в ней субъектов. Посредством его норм информационная сфера функционирует в соответствии с поставленными перед ней задачами и используется государством, организациями и гражданами.Информационная деятельность приводит к возникновению помимо информационных и других общественных отношений. К ним относятся административные, трудовые, гражданские и уголовные отношения, регулируемые другими отраслями права. Информационное же право регулирует только информационные отношения. Часть норм других отраслей права относится также и к информационному праву. Часть норм свойственна только информационному праву и является его основой.Информационное право, как отрасль права, состоит из множества отдельных информационно-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы информационно-правовые нормы группируются в различные институты, разделы, подотрасли и части.Информационное право, как и большинство отраслей права, состоит из двух частей - Общей и Особенной (рис. 4). К Общей части относятся нормы информационного права, закрепляющие общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере, правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации, при обращении документированной информации и информационных ресурсов, при гражданском обороте информации, при установлении правового регулирования информационных технологий и средств их обеспечения. Они действуют в масштабе всей информационной деятельности и имеют для нее общее значение. К Особенной части информационного права относятся разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: 1. Обращения открытой (общедоступной) информации.2. Обращения информации ограниченного доступа.3. Информационной безопасности.Каждый из разделов подразделяется на институты. В первый раздел входят следующие институты, объединяющие нормы, посредством которых осуществляется:· правовое регулирование вопросов интеллектуальной собственности в информационной сфере;· правовое регулирование оборота информации в Интернет;правовое регулирование отношений при создании и распространении массовой информации;· правовое регулирование отношений в области библиотечного дела;· правовое регулирование отношений в области архивного дела и архивов. Во второй раздел входят институты, объединяющие нормы, посредством которых осуществляется: правовое регулирование отношений в области государственной тайны;· правовое регулирование отношений в области коммерческой, служебной и профессиональной тайны;· правовое регулирование отношений в области персональных данных. В третий раздел входят институты, объединяющие нормы, посредством которых осуществляется:· правовое регулирование общих положений информационной безопасности;· правовое регулирование ответственности за правонарушения и преступления в информационной сфере.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: