Примером успешной технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса являются ресурсные центры по инклюзивному образованию.
Основная цель: научно – методическая и психолого – педагогическая поддержка школ общего пользования, реализующих инклюзивную практику.
Основные задачи:
-Подготовка и реализация индивидуальных образовательных программ учащихся в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка во всех школах района;
-Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах;
-Обеспечение информационно – психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особенностями развития;
-Мониторинг состояния и условий инклюзивной практики и др.
В качестве ресурсных центров могут выступать образовательные учреждения разного типа – как специальные (коррекционные) образовательные учреждения, так и учреждения системы общего образования (например, ППМС – центры).
|
|
Алгоритм последовательности шагов деятельности ресурсного центра:
1 шаг: Определение команды специалистов, координаторов взаимодействия с дошкольными, школьными ОУ, в том числе с учреждениями специального образования.
2 шаг: анализ ситуации в образовании детей с ОВЗ, в том числе знакомство с образовательными учреждениями, уже реализующими интегрированное (инклюзивное) образование, и определение новых учреждений, готовых к вступлению в инклюзивное пространство.
3 шаг: определение потребностей ОУ для решения задач сопровождения инклюзивного образования.
4 шаг: заключение договоров о совместной деятельности.
5 шаг: разработка и реализация плана совместных мероприятий в соответствии с анализом ситуации (организации деятельности ПМПК и школьных консилиумов, сопровождение специалистов и др.).
6 шаг: анализ результатов развития инклюзивных процессов в ОУ, оценка его эффективности.
Базовым компонентом формирования инклюзивной образовательной среды является междисциплинарное взаимодействие специалистов в системе инклюзивного образования.
Цель межпрофессионального сотрудничества: выработка и реализация единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организация поддержки его семьи.
Основные принципы межпрофессионального сотрудничества:
-Учет особенностей и уровня развития ребенка, его ресурсных возможностей;
-приоритетность задач адаптации и социализации;
-учет межличностных отношений между субъектами инклюзивной среды;
-адекватная последовательность «подключения» к работе с ребенком «нужного специалиста в нужный момент»;
|
|
-Участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами.
Основные аспекты междисциплинарного сопровождения | Условия их эффективного решения |
Создание единой инклюзивной образовательной траектории – от детского сада до школы | Понимание психологических и педагогических задач каждого возраста; Учет специфики психического развития «особых» детей; Знание клинических проявлений того или иного варианта развития и возможностей медикаментозной помощи; Знание этапов и закономерностей развития взаимодействий в детском сообществе на различных этапах. |
Последовательное «погружение» образовательного учреждения в формирования инклюзивного пространства. | Проведение различного рода тренингов индивидуальных консультаций; Работа в профессиональных «мастерских»; группах взаимной поддержки; Анализ частных случаев. |
Содержание процесса инклюзивного образования | Адекватная в отношении особенностей развития ребенка и существующей в учреждении образовательной среды комплектация детских групп или классов; Разработка оптимальной последовательности и объема помощи особому ребенка; Разумная модификация образовательных программ, построения адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала; Методическая поддержка и повышение квалификации педагогов, других специалистов для деятельности в условиях единой междисциплинарной команды; Психотерапевтическая работа с родителями и их ожидания. |
Ключевым инструментом междисциплинарного взаимодействия в рамках территориальногоресурсногоцентрастановится психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум)
Основные задачи деятельности ПМПК ресурсного центра:
-оценка особенностей и уровня развития ребенка;
-оценка невозможности быть включенным в образовательное учреждение, реализируещее инклюзивное образование;
-определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;
-выбор образовательного учреждения (структурного подразделения), реализующего инклюзивную практику;
- выбор оптимального объема включения в среду обычных сверстников (частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и др.)
-определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на том или ином «уровне» инклюзии в данном ОУ.
Алгоритм последовательности шагов ПМПК во время первичного обследования ребенка:
1 шаг: Инициаторы обращения записываются на конкретную дату проведения ПМПК по телефону или лично и получают информацию о необходимых документах.
2 шаг: В назначенное время родители (или лица их замещающие) приходят с ребенком на консультацию. специалисты знакомятся с родителями, жалобами и трудностями со стороны родителей и специалистов ОУ, знакомятся с имеющимися документами и одновременно ведут наблюдение за поведением ребенка в свободной ситуации.
3 шаг. По мере освоения ребенка в помещении специалисты начинают с ним взаимодействовать, оценивая особенности и уровень развития ребенка.
4 шаг. Родители и ребенок выходят из кабинета. Происходит междисциплинарное обсуждение и делается общий вывод о варианте отклоняющегося развития, а также возможности посещения ребенком образовательные учреждения, реализирующие инклюзивную практику, его типе и условиях.
5 шаг. В соответствии с базой данных по ОУ принимается решение о направлении ребенка.
6 шаг. В протоколе отражается рекомендательнаяасть по созданию необходимых условий (необходимости сопровождения (тьютора), занятий специалистов, их режима, сроков проведения ПМПк в школе или детском саду и т. п.)
|
|
7 шаг. Родителям в доступной форме разъесняется программа последующего обучения.
8 шаг. Один из родителей (лицо его заменяющее) ставит свою подпись в протоколе ПМПК о том, что он ознакомлен и согласен (не согласен) с решением ПМПК и его рекомендациями.
9 шаг. Каждый специалист заполняет свою часть протокола ПМПК, ставит свою подпись.
10 шаг. Родителя выдается справка о том, что ребенок прошол ПМПК таког-то числа и направлен в соответствующее ОУ. Выписывается путевка.
11 шаг. Копия протокола и путевка (со всеми подписями и печатью) передается координатору по инклюзивному образованию в соответствующее ОУ, о чем свидетельствует подпись координатора по инклюзии в ОУ в отдельном журнале.
Качественную роль в ресурсной сети инклюзивного образования приобретает деятельность «малых» психолого – медико – педагогических консилиумов образовательных учреждений (ПМПк).
Состав консилиума ОУ: социальные педагоги, психологи, логопед, учитель-дефектолог, врач, представители администрации дошкольного учреждения или школы.
Основные задачи деятельности «малого» ПМПк:
- Выделение детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи специалистов;
-Разработка и индивидуализация образовательного маршрута (учебного плана) «внутри» стандартных программ воспитания и обучения;
- Реализация коррекционно–развивающей деятельности и комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ силами специалистов консилиума;
-Оценка эффективности дополнительной специализированной помощи «особых» детей, координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.
26 декабря 15:40 – зачет.
Лекция.