Братья ван Эйк. Гентский алтарь

Эйк Ван, братья: Губерт (ок. 1370—1426) и Ян (ок. 1390—1441), знаменитые нидерландские живописцы, основоположники нидерландского реалистического искусства.

Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Бавона в Генте начал именно он. Вероятно, и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Губерта можно назвать мастером переходного периода. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (мало выраженный интерес к образу человека).

Его первая известная работа — «Гентский алтарь» (1432). Это крупнейший памятник нидерландского Возрождения, сыгравший огромную (поистине революционную) роль в развитии живописи в Нидерландах. Алтарь представляет собой своего рода картинную галерею из 20 изображений, расположенных двумя ярусами на створках алтаря. Последние достигают высоты четырех метров.

Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Портреты в творчестве Яна Ван Эйка занимают особое место.

Ян Ван Эйк — подлинный новатор и гениальный художник, совершивший революцию в искусстве XVI века в области передачи трехмерных объемов и освещения. Он впервые применил систему рефлексов, используя светосилу цвета. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи.

14. Портрет в творчестве Яна ван Эйка.

Портреты в творчестве Яна Ван Эйка занимают особое место: этот жанр в наследии великого мастера слабее всего связан с традициями средневековья. Ян Ван Эйк искал живописные средства для освобождения образов своих героев от церковно-канонических норм, отказавшись от включения в портрет религиозных символов. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности.

В числе лучших и наиболее известных произведении Ван Эйка — «Портрет Тимофея», «Портрет кардинала Альбергати», а также знаменитый «Портрет четы Арнольфини», первый психологический портрет в европейском искусстве. На этом портрете изображен и сам художник с женой Маргаритой в виде отражения в зеркале.

Ян Ван Эйк — подлинный новатор и гениальный художник, совершивший революцию в искусстве XVI века в области передачи трехмерных объемов и освещения. Он впервые применил систему рефлексов, используя светосилу цвета. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Творчество Яна Ван Эйка создало предпосылки для возникновения в Нидерландах светского искусства и оказало огромное воздействие на нидерландское искусство XV—XVI, а также XVII веков. Ему многим обязаны все крупные нидерландские живописцы во главе с Рембрандтом.

 

 

Народные истоки в живописи нидерландских художников

Вв.

В экономическом и культурном отношении Нидерланды XV-XVI веков - одно из наиболее развитых европейских государств. В эту эпоху нидерландские мастера выдвигают и разрабатывают новые принципы жизненно достоверного изображения. Во второй половине XVI века в Нидерландах произошла первая в истории буржуазная революция, во многом определившая дальнейшее развитие искусства.

Коллекция нидерландской живописи в музее невелика и не содержит работ крупнейших мастеров, но включает ряд значительных и интересных произведений.

В работах нидерландских мастеров XV - XVI веков формируются принципы пейзажной живописи. В картинах Херри мет де Блеса (ок. 1510 - ок. 1559) “Шествие на Голгофу” и Гиллиса Мостарта (1534 - 1598) “Голгофа” пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается действие. Бесконечная панорама с горами и реками, многочисленными постройками и фигурками людей превращается в грандиозную картину мироздания.

Для нидерландской живописи XVI века решающее значение имело творчество Питера Брейгеля (1525/30 - 1569). Некоторое представление о нем дает “Зимний пейзаж”

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: