Годы надежд и свершений

Введение в тему

 

Земля «Юрматы» в условном значении – это место где стояли деревни: Большой и Малый Аллагуват, Юрматы, Ирек, Куч, Кожак, Кызыл Аул и Кызыл Батыр. В более широком значении – это земля, на которой веками в плотном сотрудничестве – без трений и раздоров – проживали башкиры и татары, русские и чуваши, мордва и украинцы и многие другие национальности. Это земля, где последние 100 лет тесно уживались самые прогрессивные ростки цивилизации и уходящие корнями вглубь веков устои патриархальности. Земля «Юрматы» - неофициально это имя приняло на вооружение общество, пытающееся сохранить память и традиционные уклады местных жителей.

На закате лета 2005 года, наиболее активная и инициативная группа выходцев населенных пунктов входящих в общество «Аллагуват» организовала встречу сельских ветеранов и их потомков. Это была незабываемая встреча. Именно на фоне задушевных бесед земляков на поросшем деревьями и буйными кустарниками месте многолетнего существования малой родины, родилась идея создания этого произведения.

В предлагаемой на суд читателя книге речь ведется об окружающей нас местности, с которой многих связывают родственные узы. Если быть точнее, то в произведении разговор пойдет не об абстрактных поселениях, а о небольших, но конкретных поселках, откуда исходят родовые корни почти пятидесяти тысяч жителей нашего многострадального края.

Деревня – это исконно крестьянское селение. Однако на долю вышеперечисленных деревень изначально выпало совершенно иное предназначение. Поначалу они появились в благодатном краю необъятной поймы реки «Агидель» несколько в ином месте и действительно, существовали как крестьянские селения. Затем, по воле случая, на заре стремительного проникновения в местность промышленной цивилизации как раз эти крестьянские селения, размножившись в пойме, стали колыбелью нефтепромысловой отрасли и придатком крупного промышленного центра. Взяли античное имя древнейшего рода башкир. Взяли, но не смогли пронести его в веках, как десять столетий несли их предки. Этому воспрепятствовали индустриальные события перевернувшие сознание людей и экономику области. Их существование прервала открытая в ишимбайском регионе нефть. Она сломала патриархальные устои и родовые традиции исконно деревенских жителей, сманила молодые поколения на обслуживание возведенных промышленных гигантов. Дала им образование, современные профессии и обеспечила высокое благосостояние.

Доставались блага завоеванные цивилизацией тяжелым изнурительным трудом, в суровых условиях лихолетья. В обстоятельствах скуднейшего быта, в голоде, холоде и испытаниях жесточайшей войны.

Завеса времени. Она прячет от нас колоссальное количество канувших в лету лиц и событий, миновавших, но имеющих огромное познавательное и воспитательное значение. К счастью, сегодня, в век глобальных информационных технологий проснулся всеобщий интерес к временам минувшим. Люди хотят знать свои корни и по крупицам собирают фактологический материал. Материал - воссоздающий историю их семьи, небольшой деревни, предприятия поселка или города. Это совершенно обоснованно. Человечество не может существовать оторвано от корней прошлого. Прошедшее таит в себе весьма наглядные уроки для будущего и, листая его страницы, можно почерпнуть исчерпывающий поучительный материал.

Прошли крупные судьбоносные изменения в масштабе страны. Они повлекли за собой массу событий на первый взгляд мелких, но оказавших значительное влияние на судьбы личностей в них участвовавших. Они поменяли географию местности, усовершенствовали общественно-экономические формации и реформировали взаимоотношения между людьми и социальными группами населения. Предыдущий век был весьма насыщен как общественно политическими потрясениями, так и техническими реформациями, которые так или иначе касались биографий современников, откладывали отпечатки на судьбах людей и облике местности. Чрезвычайно богат этот промежуток времени на бурные потрясения. На него приходятся две самые кровопролитные мировые войны, революция и перестройка.

Анализируя исторические свершения прошедшего двадцатого столетия, простые смертные и многие ученые исследователи, приходят к интересному заключению: не включая войн, в ушедшем двадцатом веке самыми памятными вехами для различных поколений были и остаются: - тридцатые, шестидесятые и девяностые годы. Это периоды поистине крупных и поворотных свершений, тем или иным образом затронувшие судьбы огромных масс людей и повлиявшие на развитие целых регионов и отдельных уголков местности. Не минули, разумеется, прошлые революционные перетрубации наших глубинных краев и, несомненно, они наложили весьма ощутимые отпечатки на окружающей местности и изменили интеллект проживающих здесь людей. Именно поэтому очерк построен из частей, отражающих поворотные моменты: тридцатые, сороковые-роковые, шестидесятые и девяностые годы.

Приподнимая завесу времени, я не ставил целью открыть великие исторические тайны, я попытался год за годом воспроизвести ход наиболее значительных событий и высветить хотя бы в общих чертах биографические сведения лиц их вершивших. Это не будут парадные портреты именитых личностей, это обозрение о самых простых людях. Бесспорно то, что каждый человек имеет право занять свое место в истории, свидетелем или участником которой он являлся.

В этом очерке речь предполагается вести всего о нескольких деревеньках, которые оказались на острие пика индустриального бума двадцатого столетия и их приспособлению к заполонившему край техническому прогрессу. Эти деревни, тесно прижимаясь одна к другой, цепочкой протянулись вдоль реки Агидель с севера на юг. Они словно кометы в безбрежном небе веками блуждали по бескрайной равнине, меняли места и названия, и, в конце концов, образовали неразрывно связанную родственными, трудовыми и бытовыми отношениями сплоченную агломерацию. Все они входили в промышленную артель «Башкортостан». Судьба их настолько плотно перевита узами совместной деятельности и родственных связей, что представляется немыслимым излагать историю каждого селения в раздельности. Посему, дав небольшие частные сведения, углубленное обозрение местности проводится через призму развития колхоза-промартели «Башкортостан». Будет упомянуто здесь о небольшом пристанционном поселке «Железнодорожный вокзал», который рожден именно взрывом промышленной эры, и много лет являлся воротами крупных промышленных центров южного региона Башкирии – городов Ишимбая и Салавата.

Придерживаясь нити повествования, читатель сможет легко убедится: - переломные повороты в судьбе деревень и начальный этап основания поселка ЖДС неразрывно связаны с биографией Ишимбая. Они получили толчок с открытием нефтяных месторождений, развивались «колесо в колесо», неотрывно следуя друг за другом, поэтому в предлагаемом труде немало места уделяется истории города Ишимбая и нефтяных промыслов. Находясь в предместьях развивающихся промышленных центров, деревни обеспечивали их становление рабочей силой, продовольственными продуктами, а в начальной стадии и жильем. Будучи воротами города Ишимбая, Железнодорожный поселок играл ключевую роль в годы становления будущего гиганта нефтехимии, города Салавата. Он обеспечивал доставку рабочих и специалистов, через него поставлялось оборудование и материалы, кроме того, здесь жили и сегодня проживают многие работники Салаватского нефтехимического комбината. Деревни жили и не тужили, пока выпестованный ими же гигант нефтехимии не смел их с лица земли, как ненужные и мешающие его индустриальным амбициям наросты.

Всем бывшим и поныне здравствующим жителям деревень: Юрматы, Ирек, Кызыл Аул, Артель Куч и Кызыл Батыр, поселка ЖДС и Ишимбаево, Буранчино и Нижне-Буранчино, а также их детям и внукам автор адресовал свое произведение. Тем, кто пронес в своем сердце сквозь годы и лихолетья непоколебимую любовь к малой Родине, уважение к родовым и семейным традициям, а также бескорыстную дружбу к соседям и соплеменникам посвящается этот очерк.

Часть I

Годы надежд и свершений

 

Из глубины веков

Заранее извиняюсь перед просвещенным читателем: – я не историк. Но без экскурса в прошлое последующим за нами поколениям все труднее уяснять этноним «Юрматы». Кстати, не великое откровение, что даже сегодня, услышав термин «Башкортостан», у многих современников автоматически появятся ассоциации с республикой, напоминающей своими очертаниями африканский континент. Мне кажется, ныне мало кто отдает отчет, что немногим более 80 лет назад, карта выглядела совершенно по-иному – пестрой, как шкура леопарда. С целью мягкого внедрения просвещенного читателя в топонимику, весьма запутанный в глубине веков след башкирского народа я очень бегло отражу. Более дотошного читателя отсылаю к книге «Мои наставники», где материал рассматривался более подробно.

Понятие «страна башкир» – «Башкортостан», складывалось не мгновенно, а в течение нескольких столетий и включало в себя огромные территории.

Юрматынцы самая большая и популярная ветвь из известных башкирских племен. В это племя входят следующие роды: Тельтим, Татегас, Кармыш, Нугай, Арлар, Мишар – Юрматы.

Башкиры с древних времен проживали на огромных территориях, простиравшихся от средней Волги до Тобола с запада на восток и от Урала до Камы с юга на север. В качестве административных территориальных единиц выделяются так называемые дороги: Казанская, Осинская, Ногайская и Сибирская. Причем Юрматынская волость и племя Юрматы непосредственно относилось к Ногайской дороге.

Главным занятием башкир издавна являлось полукочевое скотоводство. Издревле башкиры занимались также охотой, рыболовством и бортничеством.

В 1557 году, при царствовании «Белого царя» как величали башкиры Ивана Грозного, Башкирия воссоединилась с Россией. Сохранилось шежере, посвященное этой вехе. Там раскрыты причины: голод, набеги ногайцев на приграничные племена и падение бывшего покровителя – «Золотой орды». А престиж России с взятием Казани значительно вырос. Более точная дата в различных источниках плавает в пределах десятков лет. К тому же вхождение столь обширной территории не проходило одновременно – оно шло постепенно: сначала русское подданство приняли западные племена, затем башкиры племени мин. Вскоре послали послов во главе с Татигас-бием юрматынцы. На завершающем этапе присоединились племена усерган – Бикбау, бурзян – Илчекей, кипчак – Каракузяк, тамьян – Шагали Шакман. Каждый бий получал от царя жалованные грамоты на владение вотчиной земли, то есть принимал подданство и становился тарханом.

История взаимоотношений башкир и Российского государства после воссоединения сложна и весьма драматична. Российское государство при объединении гарантировало башкирам: мирную жизнь, защиту от притязаний их бывших властителей и от вторжения внешних врагов.

Обещанные уступки Русского государства не носили односторонний характер. Башкиры в свою очередь, приняли на себя некоторые обязательства. Прежде всего: «…они согласились нести воинскую службу, затем дали обещание платить ясак куницей…», - в шежере перечисляется состав ясака. Кстати, размер ясака не превышал того, который платили ранее казанскому хану.

Но действительность показала, что присоединение к Русскому государству не избавило простых людей от феодального гнета. Рядовые башкиры наряду с эксплуатацией со стороны местных баев и тарханов, стали терпеть притеснения и национальный гнет русского дворянства и государства. Они платили в казну 2 вида поземельных податей: первый основной налог – ясак, который являлся податью с земельных владений; второй дополнительный, который платился с особо выгодных угодий – с бортных лесов, с бобровых гонов, с рыбных ловель. Ясак в первое время платили шкурками куниц и лисиц, позже постепенно заменили деньгами. Достигал ясак 25 копеек в год, что составляло трехмесячный заработок взрослого мужчины. Несшие службу башкиры участвовали в Крымских и Азовских походах, в войнах с Речью Посполитой и Пруссией, причем воевали умело и бесстрашно, а военную службу несли полностью за свой счет.

Воссоединение являлось целесообразным решением того времени: прекращало междоусобные раздоры, уберегало башкир от нашествия внешних врагов и давало толчок в экономическом развитии региона. Тем не менее, с годами положение населения ухудшалось. С начала 18-го столетия башкир обязали платить оброк с каждой битой лошади, с домовых ульев, с бань, печей, мостов, прорубей, ворот, окон, погребов и всего того, что не укладывается в трезвомыслящие рамки. Для более надежного «вышибания» налога, в 1704 году из Москвы прибыли специальные чиновники, так называемые прибыльщики. Население выглядело как классовое общество с чрезвычайно сложной социальной структурой. Основу составляли родовые общины, управляемые местными старшинами. Основная часть общины представлена бедными её членами. Еще ниже их стояли бобыли из башкир (потерявшие право на владение землей), туснаки (закладники) и рабы (обычно пленные), но эти категории в общину не входили.

Феодальная верхушка тоже сложна по составу. В неё входили: тарханы, князья, баи, батыры, муллы и другие представители знати. В руках феодалов находилось управление всеми сторонами жизни общин. В башкирском обществе имела место продуктовая и отработочная рента в пользу своих национальных феодалов.

Население региона с давних пор многонационально.

Инородцы как бы пускались на башкирские земли, отсюда их иногда называли припущенниками. Среди припущенников различали тептярей и бобылей. Тептяри – это те, которые оформляли условия пользования башкирскими землями письменно. Бобыли же договаривались устно.

По территории Башкирии волна за волной прокатывались волнения. О первом восстании на просторах Казанской и Ногайской дорог в 1662 году сохранились лишь общие сведения. Известно, что оно развернулось в центре и в западной части европейского Башкортостана. Предводителями стали башкиры Гаур Акбулатов и Улекей, по прозвищу Кривой. Подавлением восстания руководил казанский воевода князь Ф.Ф. Волконский.

Следующее крупное восстание башкир произошло в 1705-1711 годах под руководством старшины Бурзянской волости Ногайской дороги Алдара Исекеева. Причиной его стало появление в Башкортостане летом 1704 года ранее упоминавшихся прибыльщиков. Башкиры отказывались платить дополнительный налог и убивали прибыльщиков. В феврале 1705 года в Уфу прибыло шесть полков солдат и драгун под командой А. Сергеева. Сергеев собрал выборных от каждой дороги башкир и потребовал от них 20 тысяч лошадей для нужд армии. Выходило по 5000 от каждой дороги. Когда выборщики отказались, он жестоко расправился с ними, отчего несколько человек умерло, другие получили тяжелые увечья. Петр первый поручил фельдмаршалу Шереметьеву «государственною милостью» башкир обнадежить. Фельдмаршал освободил арестованных, сменил уфимского воеводу, что несколько разрядило обстановку.

В начале восемнадцатого столетия мышление коренного населения изменилось. Башкиры взяли курс на создание собственного государства. Правительство России принимало меры по укреплению влияния на свои окраины. На окраинах возводились крепости и небольшие заводики.

На волну недовольства местного населения на этом периоде, негативным образом наложилось решение по проведению так называемой «Оренбургской экспедиции». Для удобства обеспечения строительства крепостей материалами и вывоза хлеба из Сибири, было принято решение построить в верховьях реки Яика ближе к устью реки Ори пристань. Место для постройки было выбрано на земле феодала Кара-Табынской волости башкира Таймаса Шаимова.

Осенью 1734 и зимой 1735 годов, Кириловым проведен учет жалованных грамот на тарханство и записей в тарханные книги, ведшиеся Уфимской провинциальной концелярией. В результате проверки он замечает, что число тарханов сильно увеличилось по сравнению с выданными жалованными грамотами. Нечеткость оформления земельной собственности привела к тому, что два крупных феодала – Таймас Шаимов и Юсуп Арыков объявили себя собственниками земель Кара-Табынской волости.

В башкирских аймаках в начале лета 1735 года начались волнения. Именно Юсуп Арыков возглавил впоследствии отряды восставших башкир. Вне сомнений, основная причина восстаний лежала во внутрифеодальной борьбе между частью башкирских старшин и царским правительством, выражающим интересы русского дворянства. Столкновения раскололи весь край на два враждебных лагеря.

Общее руководство операциями по подавлению мятежей осуществлял генерал губернатор Румянцев. Командовал войсками генерал Татищев. Курировал мероприятия и доводил сведения до императорши статский советник Кирилов.

Со стороны восставших, чаще других упоминаются имена Юсупа Арыкова, Кильмяка Нурушева, Акая Кусюмова, Салтан-Мурата Дюскеева. Активными деятелями сопротивления башкир Ногайской дороги Юрматынской волости являлись: Бепень Бябкин, Аиткул Иманай-батыр, Айса Изекаев, Араслан-бек Тлевбердиев, Елдаш Егулов, Мукменя Купин, Сюндюк Касымов, Шекыр Еменев, Суюндук Тюкучев, Муслюми Минифаров.

Предводительствовал восставшими юрматынцами на протяжении всего периода Кильмяк Нурушев.

Волнения и восстания башкир направленные на стремление освободиться от гнета царственной власти то стихали, то возникали с удвоенной силой. Восстания не были националистическими, они являлись ответом народа на произвол властей: продолжающийся захват земель, постоянные повышения подушной платы, налогов и повинностей. Очередным выступлением башкир на Ногайской дороге было восстание под руководством Габдуллы Галиева по прозванию – Батырша в 1755-56 годах.

Но все войны кончаются миром. Наступил мир и на башкирской земле. В период с 1754 по 1770 годы, компания Твердышева оформила с башкирскими вотчинниками 27 документов на покупку земель для двух заводов и около 500 рудников. Притом для Верхоторского завода скупили именно юрматынскую землю. Первым документом о покупке земли под Верхоторский завод была купчая башкир Ногайской дороги Юрматынской волости сотника Баика Сирбаева с товарищами и заводчиками Н.В. Твердышевым и Н.С. Мясниковым на землю по реке Тор от 21.02. 1755 года. Таким образом, в подлинных исторических документах мы встречаем знакомую фамилию, которая упоминается в воспоминаниях старших поколений наших земляков – фамилию Баика Сирбаева. Она упоминается в качестве основателя деревни Буранчино.

Затем последовала известная «Крестьянская война», когда 17 сентября 1773 года несколько смельчаков во главе с беглым донским казаком Емельяном Пугачевым, назвавшимся царем Петром Федоровичем, начали восстание против царизма. Известно, что война закончилась поражением, но именно в ней проявил себя башкирский полковник Салават Юлаев, давший имя нашему городу.

Завершая экскурс в глубокую историю, остается раскрыть административно-политические изменения, произошедшие на переломе девятнадцатого и двадцатого веков.

На первую половину девятнадцатого века исторический Башкортостан размещался на территориях Оренбургской, Пермской, Вятской и Саратовской губерний. Губернии состояли из уездов. Уезды делились на волости, а волость состояла из деревень и сел. Юрматынская волость входила в состав Стерлитамакского уезда. Сменилось и социально-экономическое положение населения: во-первых его численность и национальный состав - численность населения к середине девятнадцатого века насчитывала 2 млн. 400 тысяч человек. Из них более половины - 1 млн. 300 тысяч составляли русские, далее следовали башкиры – 508 тысяч человек и тептяри – 216 тысяч. Татары, чуваши и марийцы суммарно составляли около 250 тысяч. Губернские власти обязали башкир сеять хлеба – по 2-3 пуда на душу. Сложившееся положение делает кочевых башкир еще более оседлыми.

«Миновало для башкир то время, когда они… перекочевывали с места на место… Теперь же живут они все в деревнях, имеют свои дома, пользуются определенными земельными наделами, на которых занимаются хлебопашеством и другими промыслами и ремеслами…» (Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. Стр. 247)

Современные потомки башкир на огромном пространстве: Мелеузовского, Федоровского, Стерлитамакского, Ишимбайского, Кармаскалинского, Аургазинского и Гафурийского районов относятся к роду «Юрматы», одного из одноименного племени юрматынцев.

Вопреки хрестоматии, башкиры этого рода продолжали кочевать и в 19-м веке. В его первой половине только на территории Ишимбайского района появилось восемь новых деревень: Искисяково, Кинзебулатово, Новосаитово, Новокибясово, Нижнебуранчино, Малобаиково, Юлдашбаево, Ялимбетово.

Как и повсюду в России, начало 20-го века знаменовалось в Башкирии вызреванием недовольства. Революционные волнения начала века 1905-1917 годов общественно-политической активности в населении местности особенно не всколыхнули. На территории региона богатых землевладельцев и помещиков не водилось, делить было нечего. Но правительство предпринимало неверные решения, а национальные особенности усугубляли бедственное положение беднейшей части населения. 9 января 1906 года был издан указ о выделении из общины и укреплении надельной земли в частную собственность.

Инициатором новой аграрной политики явился председатель Совета Министров П.А. Столыпин. Так называемая «Столыпинская» реформа имела множество негативных сторон. Башкирские баи не спешили выходить из общины, что было обусловлено целым рядом причин: во-первых, они распоряжались общинными землями по своему усмотрению; во-вторых, в общинах налоги распределялись по числу наличных душ; и последнее – они не могли сами управляться с землей.

Следующий недостаток реформы касался уже сельской бедноты. Традиционно, земля у башкир распределялась мужской его части. В период первой мировой войны с фронтов на мужчин все чаще стали приходить похоронки. Вдовам погибших за царя и отечество воинов наделы не определялись. К тому же, путем различного рода фальсификаций зачастую оставались без земли и возвращающиеся с фронта солдаты.

После революции 1917 года в краю стали возникать местные органы власти. Поначалу всюду состоялись митинги, где большевики объясняли сущность свершившейся революции и её первых декретов. «Земля крестьянам, власть народу…» - очень правильные лозунги, …и тут бы наступить всеобщему благоденствию. Образовались советы рабочих и солдатских депутатов, комитеты бедноты объединили неимущих.

Но благоденствия не наступило, так как вскоре образовалась новая «болячка». В многонациональной России всегда больным становилось национально-освободительное движение. Созданное в Башкирии правительство повело энергичную работу в направлении создания автономной республики. Однако получившие неограниченную власть большевики немедленно установили свою диктатуру. Объявив борьбу национализму и шовинизму, они учиняли бессмысленные расправы с населением.

Опять край потрясли народные восстания, только теперь уже против советской власти. Наиболее острую форму движение против власти Советов приобрело в северных и юго-восточных районах Башкирии, где по усмирению местного населения действовали отряд под командованием А.М. Чеверева и подразделения 20-й Пензенской дивизии. Ныне даже официальные источники не отрицают, что на периоде гражданской войны жесткие меры и кровавые методы расправы с инакомыслящими допускались по отношению всего башкирского народа.

Наконец, к сентябрю 1919 года вышло постановление «О передаче Башкирскому революционному комитету всего аппарата управления на территории Башкирской республики». Этим постановлением узаконивалась автономия Башкирии в нынешних границах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: