Пружины миграции населения

Пронеслись революционные вихри, давно уже отгремели бои гражданской войны. Советская власть, якобы, поломала старорежимные стереотипы мышления – башкиры «перестали быть кочевниками», а в местности образуются все новые аулы и деревни. На середине 20-х годов в регионе возникают: Малый Аллагуват, Кызыл Аул, Артель Куч, Кызыл Батыр, Юрматы, Ирек и другие поселения.

Бесспорно, любой трезвомыслящий гражданин задается вполне резонным вопросом: - а теперь-то почему продолжают распадаться веками формировавшиеся деревни?

Далее будут подробно рассмотрены все тайные пружины, приводящие население к постоянным переселениям. Хотя многие свидетели называют основным обстоятельством их только лишь наводнения. На наш взгляд такая однобокая точка зрения явно ошибочна. Причин очевидно несколько и каждая из них является весьма существенной. Кратко ознакомимся с несколькими наиболее вероятными факторами.

Вне сомнения, первым в ряду причинных факторов станет потомственное влечение башкир к кочевой деятельности.Бесспорно, башкиры как степные кочевники скотоводы имели древнюю склонность к перемене мест жительства.

Но в начале двадцатых годов немалую роль играли и политические мотивации – были идеологические и имущественные расхождения среди соплеменников. Несмотря на то, что юрматынцы жили родовыми общинами, там заметно шел процесс выделения эксплуататорской верхушки – баев, мурз, тарханов. В бурное время революционных вихрей и гражданской войны разобщение в среде односельчан резко усилилось. Как и повсюду, односельчане делились на зажиточных и бедных, отчего между ними нередко возникали распри. В годы гражданской войны зачастую случалось, что селяне одной деревни воевали на стороне белых и в рядах красных войск. История «Советской Башкирии» под редакцией Р.Г. Кузеева так характеризует это смутное время:

«В ряде районов юго-восточной Башкирии (куда географически входит наш регион. Прим авт.), буржуазным националистам-валидовцам удалось провести насильственную мобилизацию башкир в белую армию. Несмотря на большой процент неявки призванных (до 50%), все же карательными мерами и путем обмана валидовцам удалось собрать до 5 тысяч солдат и сформировать отдельный башкирский корпус из семи полков. Так часть трудящихся башкир оказалась по ту сторону революционного лагеря.

Солдаты башкирской белой армии отказались воевать против Советов и группами стали переходить на сторону Красной Армии. Именно это заставило валидовцев, так называемое «Башкирское правительство», начать переговоры с командованием Красной Армии о переходе на сторону Советской власти. Однако, не дождавшись конца переговоров, все башкирские части белой армии 18 февраля 1919 года перешли на сторону Советов. Перед угрозой политической изоляции валидовцы вынуждены были заявить о признании ими Советской власти».

Приведенный отрывок взят из книги, изданной при идеологическом расцвете советской власти, в 1957 году. Ныне появилась возможность посмотреть на тот период глазами другой стороны, так сказать из-за линии фронта. Тем более, что Валидовы имеют ногайские корни и являются нашими земляками.

Сам Заки Валиди родился в семье довольно просвещенного муллы Ахметши в деревне Кузяново Петровского района. Семья была глубоко религиозная, но в ней придерживались как канонов ислама, так и башкирских обычаев. Получив неплохое по тем временам образование, в 18-летнем возрасте Заки Валиди ушел из родного аула и с головой окунулся в политическую борьбу. Ему удалось создать автономную Башкирскую республику на юго-востоке Башкортостана. Правда управлялась автономия так называемым «Центральным шуро», который обосновался в городе Оренбурге. Не будем удивляться, территория объявленной республики охватывала почти всю Оренбургскую губернию. И далее приведем строки из подробного изыскания по биографии Заки Валиди сделанного В.Л. Игнатьевым в книге «Ишимбай, век ХХ».

«…И вот теперь за действия башкирского правительства отвечал именно он - Ахметзаки Валиди. После долгих и мучительных раздумий приняли они решение примкнуть к белому движению. С середины июля 1918 года Ахмат Заки объявляет призыв башкирского населения в армию. К осени были сформированы 1,2,3,4,5,6-й пехотные стрелковые полки, два кавалерийских полка, один запасной полк и учебная команда. Но они, эти сформированные соединения ни с кем еще долго не воевали. После соответствующего ходатайства Валидова белое командование обмундировало и вооружило башкирских воинов. Но небезвозмездно. За это вооружение башкирские полки должны были выполнять задания белого командования…

…В сентябре 1918 года был основан национальный корпус. Башкирские войска воевали весьма успешно. В их активе – штурм и взятие Екатеринбурга, Верхнеуральска, Белорецка, Орска, оборона подступов к Оренбургу. О том, как воевали башкирские воины, не раз говорилось в приказах командования белой армии. Отмечалась их железная дисциплина, бесстрашие и храбрость. Вот одно свидетельство этого. Генерал Вагин, обращаясь к командующему башкирским войском, писал: «…Передаю искреннюю благодарность командования доблестным сынам Башкирии за вызывающую общее удовлетворение службу на пользу нашей Родине».

…После «государственного переворота» в Омске и установления диктатуры Колчака от башкирского правительства потребовали признать его верховным правителем, но получили отказ. В ответ поступает приказ о расстреле Валидова. Заки Валиди отдает распоряжение своим полкам не выполнять приказы белого командования и сосредоточиться на территории Башкирии. Четырежды приговаривало белое командование Заки Валиди к смертной казни».

Не все башкиры служили под руководством Заки Валиди, но многие откликнулись на призыв Заки Валиди дать отпор белому командованию и перейти на сторону Красной Армии. Почти полгода тянулись сложные переговоры с Советской властью и 18 февраля 1919 года восемь башкирских полков, насчитывающих в общей сложности 6556 человек, перешли на сторону Красной Армии. Для того, чтобы убедить солдат, как все это серьезно, Заки Валиди перешел линию фронта первым.

Мы привели столь пространные выдержки из разных и противоречивых по духу исторических документов с единственной целью, чтобы явственнее показать, как не гладко складывались судьбы рядовых башкир и их лидеров в непростое, революционное время. Как бы мы не относились к прошлому на уровне эмоций, мы не можем отрицать факта, что и в нашем «Тихом Доне» велась жестокая и кровопролитная гражданская война. Если в одном документе говорится, что башкиры не воевали с красными, другой утверждает обратное: - воевали! Причем воевали умело и мужественно.

Не миновала сия участь (имеется в виду политическое размежевание) жителей Кантуна. То есть они и ранее заметно делились по семейному благосостоянию. Более влиятельные кланы Кутлугильдиных, Юлдашбаевых и Рахматуллиных имели сан мулл, и, разумеется, больший достаток. На периоде гражданской войны их различия по достатку усугубили идейные разногласия.

Посмотрим третий, также вполне возможный вариант переселения жителей в необитаемые места. Середина двадцатых годов это период расцвета единоличного хозяйствования. Земельные наделы молодым семьям, бесспорно, отводились в самых отдаленных местах. В целях удобства обработки, они приближали к наделам семейный очаг и хозяйственную утварь. Видимо именно об этом факторе вспоминает З.К. Кутлугильдина в приведенной ниже статье «Некоторые факты», когда говорит, что: «…Наделы для усадеб на новом месте делили по жребию. Первый номер вытянул Мухаметьян, второй – мой свекор Нургали (сын Ахмедьяна), №3 – Мырзагали, сын Даминдара, №5 – Муллагалей Байгильдин и №7 старший сын Мухамедьяна Махиян…»

Очень показательный пример для подтверждения версии приближения хозяина к наделу. В большей части по этой причине на этапе новой экономической политики возникло множество небольших деревень и хуторов.

Мы вправе предположить и о существовании четвертой версии отселения части жителей на необитованные земли: отделение от родителей молодых супругов. Если в 17-м веке башкиры проживали родовыми юртами, то по свидетельствам многих исследователей основной формой башкирской семьи конца 19-го века становится ячейка из супругов и их детей. Бесспорно, встречались также семьи, состоящие из представителей 3 - 4 поколений и даже нескольких брачных пар. Это были семьи, где совместно сосуществовали старые родители и их женатые дети, либо семьи, у которых в родителях мужчины погибли во времена одной из войн. Однако удельный вес таких семей был относительно невелик – он составлял всего 22 процента. Среднего размера башкирская семья состояла из 4,9 человек.

И пятая, вполне уважительная причина для конкретного случая – это те самые пресловутые наводнения. Местность низменная – 4,5-5 метров от уровня реки, по весне подвергающаяся полноводным паводкам, вполне обоснованно подталкивала жителей к переселению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: