Определите формат расписания

Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте и при любых разновидностях аутизма. Возможные типы расписаний включают:

А. Расписание из предметов. Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до переходу к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписании из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие.

Примеры предметов, которые использовали родители одного из детей для визуального расписания:

— Играть на улице = синий мяч.

— Ванная = подгузник.

— Обед = ложка.

— Играть дома = красная машинка.

— Работа с терапистом = кусочек паззла.

А вот пример предметов для визуального расписания взрослого молодого человека, который работал, складывая полотенца в местном спортзале:

— Пойти на сенсорный перерыв = мячик-эспандер.

— Пойти в продуктовый магазин = пакет для продуктов.

— Пойти поплавать = плавки.

— Попить = желтая чашка.

— Перекусить = красная тарелка.

— Обед = ложка.

— Туалет = рулон туалетной бумаги.

— Смотреть телевизор = видеокассета.

— Работа = белая тряпичная салфетка.

Б. Расписания из рисунков или фотографий. Ваш сын или дочь будут готовы к расписанию из фотографий, если они смогут правильно соотносить картинки или фотографии друг с другом (например, в простой игре в лото). Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки. Вы можете или нарисовать их самостоятельно, либо использовать готовые рисунки, которые можно найти в Интернете.

Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ваш сын или дочь снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует. Если ваш ребенок сильно отвлекается и, скорее всего, растеряется на пути к занятию, то используйте парное расписание. Этот тип визуального расписания означает, что вы делаете пару изображений для каждого занятия, и одно из изображений вы размещаете в том месте, куда направляется ребенок (например, если он идет гулять, то соответствующая картинка вешается на входную дверь). Ребенок подходит и снимает картинку с расписания, после чего вешает ее на такую же картинку в нужном месте. Можете использовать клейкую ленту-липучку, чтобы прикреплять одну картинку к другой.

Если ребенок может сосредоточиться на том, что символизирует картинка, даже если ему нужно перейти в другое место или помещение для следующего занятия, то совмещение пар картинок вам не понадобится. В этом случае человек кладет изображение в специальный кармашек или просто переворачивает его, после чего приступает к данному занятию.

В. Письменные расписания. Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.

Вы можете сделать парные карточки со словами и использовать вышеописанный прием с парным расписанием. Либо вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил.

Для наиболее продвинутых учеников можно использовать более сложные виды письменного расписания, например, компьютерные программы планирования задач или органайзеры.

Выбирая тип визуального расписания важно представить, что ваш ребенок будет использовать это расписание в свой самый плохой день. Мы все плохо функционируем, когда испытываем стресс, поэтому оптимальный формат визуального расписания должен быть самым простым, с которым ваш ребенок точно справиться в любом состоянии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: