Иллюстрация № 2. Лев Толстой (Анна Каренина)

Несмотря на то, что туалет, прическа и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и ее домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этой высокою прической, с розой и двумя листками наверху.

Когда старая княгиня пред входом в залу хотела оправить на ней завернувшуюся ленту пояса, Кити слегка отклонилась. Она чувствовала, что все само собою должно быть хорошо и грациозно на ней и что поправлять ничего не нужно.

Кити была в одном из своих счастливых дней. Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки не смялись и не оторвались; розовые туфли на высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку. Густые косы белокурых волос держались как свои на маленькой головке. Пуговицы все три застегнулись, не порвавшись, на высокой перчатке, которая обвила ее руку, не изменив ее формы. Черная бархатка медальона особенно нежно окружила шею. Бархатка эта была прелесть, и дома, глядя в зеркало на свою шею, Кити чувствовала, что эта бархатка говорила. Во всем другом могло еще быть сомненье, но бархатка была прелесть. Кити улыбнулась и здесь на бале, взглянув на нее в зеркало. В обнаженных плечах и руках Кити чувствовала холодную мраморность, чувство, которое она особенно любила. Глаза блестели, и румяные губы не могли не улыбаться от сознания своей привлекательности. Не успела она войти в залу и дойти до тюлево-ленто-кружевно-цветной толпы дам, ожидавших приглашения танцевать (Кити никогда не стаивала в этой толпе), как уж ее пригласили на вальс, и пригласил лучший кавалер, главный кавалер на бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, церемониймейстер, женатый, красивый и статный мужчина Егорушка Корсунский.

Зачем нам кураж?

Всё страстное, азартное, вдохновенное называют зажигательным — зажигательный танец, зажигательная музыка. Если человек что-то делает с азартом, с огнём в душе, то говорят, что он «зажигает», «жжёт». На кураже люди «зажигают» окружающих, заражают их своей уверенностью, энергией, своей страстью и пламенностью. Окружающие начинают действовать энергично, хотя им самим такое поведение не свойственно и в отсутствие куража они не проявляют творческой активности, азарта и вдохновения. Способность людей зажигать других огнём своей души, увлекать за собой коллектив называют «харизмой». Все революционные вожди и лидеры были харизматическими лидерами — других лидеров в революциях не бывает. Не зря их называли пламенными революционерами. Наша Революция — это, наверное, самое масштабное проявление куража, когда вдохновение нескольких людей ввергло в состояние хаоса целую страну на годы.

Однако сознательный (контролируемый) кураж очень сильно помогает личности укрепиться как внутри, так и в глазах окружающих. Обычно первые разы являются следствием сложных ситуаций, в которые человек попадает не по своей воле, но у него часто нет возможности отступить назад. Вспомним того же Сунь-цзы: «чтобы выиграть битву полководец должен привести солдат в местность смерти и сжечь корабли», пословица «сжечь за собой мосты», ну или как тот же Маккиавелли в воинском трактате рассказывает, что бежавших из швейцарских кантонов пехотинцев (даже под огнем пушек) казнили же свои. То есть первые куражи возникают из-за невозможности отступления или отсутствия подобной возможности в будущем. В какой-то притче очень правильно говорилось «только крайнее желание и страх могут заставить сделать невозможное».

Надо ли нам куражиться? Надо! Зачем? А ну-ка вызовите в своей памяти успешный кураж, пусть хоть и вынужденный! Сразу наблюдается приток энергии в тело, воспоминания греют душу

От боевых мыслей «Я это смог сделать тогда, смогу и сейчас» до фразы «все, что не убьет, сделает нас сильнее». Вывод: кураж изменяет нас изнутри, он меняет нашу психологическую природу также, как и мощный лазерный импульс изменяет природу вещества, с которым он взаимодействует.

Куражась, мы становимся немного другими — такими, какими бы хотели быть, такими, какими бы хотели, чтобы нас воспринимали окружающие. Конечно, вдохновенно играть себя желаемого — не фунт изюму съесть. Но попробовать стоит — а вдруг как заново на свет родитесь? Так, как Иван-храбрец, удалой молодец, сиганувший в котел с кипящим молоком и вынырнувший писаным красавцем. Слабо? А не слабо было в детстве изображать из себя Д’Артаньяна, Айвенго или капитана Немо? И драться за эти роли со всем двором? А мать никогда не могла докричаться в окно, что пора обедать, делать уроки, ужинать. Разве мог Д’Артаньян променять голодное веселье на скучный ужин, шпагу на портфель?

Если вы лидер, то без куража — никуда! В Кисловодске есть дом, с балкона которого пел сам Федор Шаляпин. Спрашивается, зачем? Сильно переживал, что не всем достались билеты? Или оттого, что не прошел кураж после выступления? Или оттого, что интуитивно понимал, что пройдут века, а этот случай жители Кисловодска будут рассказывать всем и каждому, кто оказался в их прекрасном городе?

Куражатся артисты, сатирики, поэты… Состояние куража постоянно используют профессиональные танцоры. Танцор, как только облачается в соответствующий танцу костюм, автоматически в ходит в состояние куража…

На спортивных соревнованиях кураж очень важен. Он помогает отключить страх. Отчего кричат боксеры перед боем? Зачем тяжеловесы и пауэрлифтеры кричат, выходя на сцену? Некоторые даже бьют себя по телу и лицу, стараясь вызвать состояние озлобления.

Как показывает опыт, и с этим согласны все силовики, которые достигли успехов, поднимают не мышцы, поднимает голова. Мышцы любого человека готовы к большим нагрузкам, чем мы можем себе представить.

В бою, перед атакой, люди кричат: «Ура!» или «Вперед!».

Цирковые артисты командуют сами себе: Allez!

Некоторые перед выступлением непрерывно говорят минут десять, кто-то слушает музыку, кто-то танцует, кто-то медитирует.

Зачем? Чтобы вызвать кураж! Потому что на кураже — получится, а без куража — никак!

Следовательно, можно обрести чувство крыльев за спиной по собственному хотению. Но для этого необходимо поймать кураж. Как? Сейчас разберемся

Покуражимся?

Физиологи утверждают, что чувство азарта (куража, вдохновения) связано с вбрасыванием в кровь адреналина. Адреналин повышает давление, заставляя сердце биться чаще. При стрессе и переутомлении мобилизуются все резервы организма. Для снятия перегрузки организма ему на помощь приходит норадреналин. То есть, если проще, то за возбуждением наступает момент торможения, расслабленности, а иногда опустошенности. И чем сильнее возбуждение, тем сильнее организм будет находиться в фазе «заторможенности». Это параболическая кривая. До определенного момента она растет (больше стресс — выше производительность) и достигает максимума в точке паники. Как только уровень стресса переходит точку паники, производительность начинает падать. Руководителя с полным правом можно назвать лидером в том случае, если он не допустит, чтобы люди, которые работают рядом с ним, достигли этой точки и впали в состояние коллапса.

Нас интересует пока один момент: адреналин выделяется не просто так, а в стрессовых ситуациях. Причем, любых. Например, стало страшно или страшно весело: — пошел адреналин в кровь.

Разберемся, при каких условиях кураж возникает впервые.

1. Страх — полководец Александр Македонский, хоть и не был знатоком химических процессов в человеческом организме, очень эффективно отбирал себе воинов по интересной системе. Адреналин, повышая давление, вызывает приток крови к мозгу, соответственно усиливаются реакции, а норадреналин вызывает отток крови от мозга, и тогда наступает торможение. Македонский брал в солдаты тех, кто от страха не бледнел, а краснел, потому что эти люди в стрессовых ситуациях могли войти в раж и снести на своем пути все, что можно было и что нельзя было.

2. Крайний угол — это случай, когда «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва» ну или примерно так. Другими словами, когда человека (или животное) загоняют в такие условия, что у него не остается выбора, он испытывает стресс, что и поднимает уровень адреналина.

3. Думать некогда — Это нам знакомо по американским боевикам. Все знают, что американцы почему-то всегда предпочитают спасать мир мало того, что в каких-то неприглядно заброшенных помещениях, а еще и в самый что ни на есть распоследний момент. Между тем, это психологический нюанс драйва (американского куража): когда нет времени на раздумья, человек действует на адреналине, причем интуитивно.

4. Крайняя степень усталости — Это когда ты умер и не оставил адреса, а вдруг нужно встать и опять приниматься за что-то. Причем срочно. Тут уж без адреналина вообще никуда.

Но так кураж возникает лишь в первый раз. Потом, те, кто его пережил, стараются его вызвать искусственно. Иногда получается, иногда не очень. Пугаться никто не хочет, уставать чрезмерно — тоже, мировые кризисы и войны тоже как-то не всегда подворачиваются под руку… Но памятуя, как было здорово тогда — стремишься и более мелкие проблемы, чем судьбы Родины, решать на кураже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: