М.Ю. Лермонтов «Молитва» («Я, Матерь Божия..»)

Редчайшее по благородству лирического чувства стихотворение. Стихотворение посвящено В.А. Лопухиной.

Лирический герой обращается к Богородице, почитающейся в народе всеобщей заступницей и покровительницей. Особую роль играют антонимы: тёплой – холодного. Лирический герой не сразу открывает, о чём он просит Богородицу. Только во второй строфе выясняется, что молится он не о личном благе, а о счастье любимой им женщины. Но нет в этой молитве жертвенности: он желает любимой не счастливой любви с другим, а счастливой жизни, полной света и благодати, покойной старости. Лирический герой знает, что прекрасная душа любимой достойна «лучшего ангела» – надёжного небесного покровителя. Благородная простота стихотворения подчёркивается и уместным использованием церковной лексики (образ – икона, покаяние, упование), и элементами церковнославянского стиля (дева, сопутники, безгласная, ложе, восприять). Стихотворение написано четырёхстопным дактилем. Кажется, что строки стихотворения отражают колебание пламени церковной свечи, «яркое сияние» которой служит лирическому герою-страннику поддержкой в его простой молитве.

 

 

А.К. Толстой

«Средь шумного бала»

Средь шумного бала, случайно

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь –

Я вижу печальные очи,

Я слышу весёлую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грёзах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю! (1851 г.)

Стихотворение – образец любовной лирики. Оно посвящено возлюбленной поэта 0 Софье Андреевне Миллер. В основе – первая встреча, с которой началась любовь.

Чудо встречи и рождение любви поэт изобразил удивительно глубоко и эмоционально. Именно поэтому исследователи относят стихотворение к лучшим национальным произведениям о любви. Оно продолжает идею известных стихотворений А.С. Пушкина («Я помню чудное мгновенье…»), М.Ю. Лермонтова («Из-под таинственной, холодной полумаски»). Стихотворение отличается удивительной мелодичностью. Танцевальный ритм, как будто пронизывающий всё стихотворении, передаёт атмосферу бала. Для этого автором очень удачно выбран размер – амфибрахий. Чередование ударных и безударных слогов напоминает движение пар, танцующих вальс. Автор мастерски использует повторы слов и синтаксический параллелизм, позволяющие усилить кружение в танце. Сравнение также помогает представить облик незнакомки. Заканчивается стихотворение строками, которые словно образуют кольцо благодаря повтору слова «люблю». Слово это произносится с разной интонацией: в первой строке – вопрос, неопределённость, в последней – уверенность, утверждение.

Стихотворении состоит из пяти строф, в них последовательно передаётся рождение чувства лирического героя: сначала описывается встреча, затем возникает образ незнакомки, в третьей строфе лирический герой говорит о впечатлении, произведённом ею, далее – о воспитании, которое живёт в нём, а затем – осознание своего чувства. С Стихотворение А.К. Толстого можно считать гимном подлинной любви.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: