ОЛЕГ РАИН «ОТРОКИ ДО ПОТОПА»

 

Эпиграфом к первой части своего романа о подростках Олег Раин выбрал слова французского поэта и драматурга Анри Батая: «Во всяком возрасте свои гадости».

Мы встречаемся с главным героем – семиклассником Серегой – в компании подвыпивших ровесников, собравшихся на «стрелку» с «чужими пацанами» в полуразрушенном здании больницы, а затем бесцельно бродящих по улицам города. Мама послала его за цветами к первому сентября (но ведь «букеты носит только малышня»), и вот случайно встреченные знакомые становятся приятелями на один день. Когда один из ребят достал бутылку водки, Серега не хотел пить, но не смог отказаться, ему казалось, что так он станет «своим» в опасной компании. «Все это время Серега тягостно не понимал, почему он не может шагнуть в сторону и уйти с концами. Вроде и не на привязи, а все равно не свободен». Хотя у Сергея есть друзья, девушка, в которую он влюблен, любимая мама, сестренка и хомячка Соня, он чувствует себя одиноким. Главный герой пытается найти свой жизненный путь, определив для себя те нравственные ценности, которым хотел бы следовать. Ведь рано или поздно каждому придется сделать выбор: «плыть по течению» или «делать, что должно» и поступать по совести.

«Хватит чужих компаний и дешевых пьянок!» – Сергей решает начать новую жизнь. И первым испытанием для него становится выбор: уйти вместе со всем классом с урока патриотизма и встречи с ветераном Великой Отечественной войны на пикник, устроенный богатым одноклассником Сэмом, или остаться, чем навлечь на себя гнев «авторитетного» Сэма и его дружков. Этот выбор дается ему очень нелегко. Но, в итоге, Сергей одерживает победу в этом противостоянии, переживает разочарования, но и находит настоящих друзей и новую победить свои проблемы, потому что «...спасая человека, спасаешь мир, а спасая мир, спасаешь себя <...> И если кому не нравится, то пусть сидит себе в четырех стенах, пусть живет в них чинно и правильно, блюдя себя, без нарушений правил дорожного движения, без ругательных слов и болезненных синяков. Только как же тогда быть с человеком? Тем самым, которого надо спасать? Ведь без него, бедолаги, рухнет весь мир, а с ним, как знать, могут обрушиться и ваши злосчастные стены...»

Основные события романа происходят с ребятами из одного класса. Но сдружила ли их школа?

Между одноклассниками – непростые взаимоотношения, дети разные как по социальному статусу, так и по взглядам на жизнь.Над кем-то смеются из-за отсутствия сотового, кого – то подвозят к школьному крыльцу на «бентли»...

«Так получалось, что школе отдавали годы и детство, взамен же получали полезный и бесполезный опыт. Кто-то потихоньку мужал и рос, другие буксовали на месте. И все это тоже именовалось школой – инкубатором по выращиванию младенцев. Младенцы покидали свою альма-матер, вооруженные жабрами, шипами, коготками, с небрежно упакованным в головах вздором...»

Учителя выглядят беспомощными в сегодняшней жизни: это либо безвольный, не смогший отказаться от выпивки физрук, либо добрая пожилая учительница литературы Маргоша, которая не может ничего добиться и настоять на своем, потому что «не умеет финтить», либо «молодая, разукрашенная и разряженная в пух и прах» учительница по английскому Виола Игнатьевна, ученики которой «ни черта не знали, а из английского с отменным произношением повторяли лишь голливудскую ненормативную ругань», либо гроза всей школы завуч Аврора Георгиевна, которая «не чуралась рукоприкладства и лупила школяров почем зря», но не решалась спорить с Сэмом, папа которого был спонсором школы.

Учителя и другие взрослые являются недостаточно авторитетными для ребят, и все свои проблемы школьникам приходиться решать в одиночку.

Смогут ли мальчишки самостоятельно противостоять злу и насилию?

В романе отражены многие проблемы, с которыми сталкивается наше общество: пьянство и драки, наркотики и насилие, расслоение общества...

Происходящие события мы видим глазами главного героя, но чувствуется, что его взгляды и размышления о жизни близки самому автору.

Олег Раин (птЛ:р://\/ушш.1:еепЬоо1<.ги/пе\/у$/пе\л/$_382/) говорите о книге так: «Это мне сломали нос, это из-за меня чуть не погиб на дельтаплане мой приятель. И школа взята за основу моя, в которой я учился. Это нормальная школа, и многие мои одноклассники-троечники добились в жизни успеха, живут по всему миру. Просто сейчас колоссальное расслоение общества отражается и на образовании. Есть благополучные лицеи, где не понимают того языка, на котором общаются мои персонажи. А есть места, где все гораздо хуже, и читатели считают, что я сглаживаю углы. Но главное -та наука жизни, которую проходят мои герои. Об этом и роман».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: