Современный подросток – читатель

Российская государственная

детская библиотека регулярно

проводит опросы посетителей

с целью изучения

пользователей библиотеки.

ПРИ АНКЕТИРОВАНИИ вы­является ряд демографиче­ских и социокультурных ха­рактеристик пользователей: возраст, пол, уровень образования, воз­можности семьи в плане доступа к кни­гам, компьютерам, интернету и т. д. Вы­ясняются также требования посетите­лей к сервисам РГДБ. степень удовле­творённости видами и качеством предо­ставляемых услуг и ресурсов.

В ходе пилотажного исследования, проведённого сотрудниками отдела со­циологических исследований в мае 2009 года, среди взрослых посетителей и под­ростков, были выявлены не только про­блемы сегодняшнего дня. но и те. кото­рые встанут перед многими общедо­ступными и особенно детскими библио­теками завтра. Часть этих проблем свя­зана изменением информационных по­требностей и поведения посетителей библиотек, особенно подрастающего поколения.

В опросе приняли участие 48 подро­стков (35 девочек, 13 мальчиков). Са­мая большая возрастная группа — де­вочки в возрасте 13-14: среди мальчи­ков преобладали подростки 11-12 лет. Полученные данные свидетельствуют о том, что основными посетителями библиотеки являются представители женского пола (как взрослые, так и подростки).

Подростки выделяют две главные цели прихода в библиотеку: исключи­тельно учебную (получить дополни­тельную литературу и информацию к урокам) и досуговую. Как правило, они стремятся совместить учебные задачи и поиском интересной литературы «для души». Они посещают, в основ ном, абонемент обслуживания 5-11-х классов, предпочитая брать художе­ственную литературу на дом. Многие подростки говорят, что посещают биб­лиотеку для того, чтобы взять на дом книги популярных в их среде жанров фэнтези и фантастики. Некоторые подростки ходят в отдел литературы на иностранных языках, посещают чи­тальный зал, интернет-класс и видео­зал.1 По мнению подростков, в библио­теке не хватает книг на иностранных языках, а также современной литера­туры — книг на актуальные темы, книг интересных авторов, современных журналов.

В мае-сентябре 2010 года в библиоте­ке на абонементе обслуживания 5-11-х классов было проведено исследование по изучению подростков-посетителей РГДБ (целевая выборка). В исследова­нии приняли участие 100 подростков, юношей и девушек (33 человека – мальчики и юноши, 67 – девочек и де­вушек) возрастом от 11 до 18 лет. Стати­стические данные об этой аудитории подтверждают данные опроса 2009 года о том, что большую часть аудитории библиотеки составляют представители женского пола.

По мнению подростков-читателей РГДБ, чтение, безусловно, необходимо для саморазвития. Так считают 54% опрошенных детей (поровну мальчи­ков и девочек). Такое же количество подростков (в основном это девочки) думают, что чтение – это занятие для души.

Читатели-подростки считают, что им нужно читать для развития фантазии, воображения, для расширения кругозо­ра, пополнения словарного запаса, для отдыха (отдохнуть от повседневности, отвлечься от компьютера).

Для многих респондентов основным источником получения литературы яв­ляется РГДБ: 63% опрошенных именно здесь чаще всего берут книги. При этом 26% подростков, юношей и девушек са­ми дополнительно покупают литерату­ру в книжных магазинах, а 23% — в ос­новном находят нужные книги в домаш­ней библиотеке. Половине опрошенных практически «всегда» удаётся найти нужную книгу в библиотеке. Остальные находят книгу в РГДБ «чаще всего» (34%) или «иногда» (12%). Таких, кто «практически ни разу» не смог удовле­творить свой запрос, оказалось всего 1 %. Это свидетельствует о том, что фон­ды РГДБ во многом удовлетворяют по­требности читателей этого возраста, а читатели библиотеки в них неплохо ориентируются (самостоятельно или с помощью библиотекаря).

Чаще всего подростки РГДБ посе­щают отдел обслуживания учащихся среднего и старшего школьного возрас­та (67%), кроме того, около 10% подро­стков посещают читальный зал, 9% -отдел иностранной литературы, 7% -музыкальный отдел. (В опросе 2009 года были представлены сходные результа­ты, но информации о посещении под­ростками музыкального отдела в них выявлено не было.)

На вопрос о том, нравится ли посети­телям библиотека, 86% ответили поло­жительно. Среди достоинств библиоте­ки были названы: приятная, спокойная атмосфера; компетентные сотрудники; большой выбор книг; интересные вы­ставки; встречи с писателями. В 2009 г. почти все опрошенные подростки изъ­явили желание участвовать в различных мероприятиях библиотеки: праздниках, конкурсах, соревнованиях, литератур­ных и других ток-шоу. Они гораздо больше, чем в 2010 г., говорили о недостатках библиотеки: выска­зывали претензии относительно их информирования о поступающей литературе, предлагали выдавать более пяти книг в одни ру­ки. Среди недостатков, обслуживания подростке называли отсутствие уст­ных рекомендаций по выбору книг и, хотя редко, – неприветливость работников библиотеки.

В опросе 2010 года внимание подро­стков было сконцентрировано в основ­ном на положительных сторонах обслу­живания, поэтому можно сделать вывод, что некоторые недоработки и проблем­ные вопросы по обслуживанию читате­лей, в частности на старшем абонемен­те, были успешно преодолены. Хотя в опросе 2010 года 14% читателей и воз­держались от ответа на вопрос о том, нравится ли им РГДБ, из недостатков ими были названы только нехватка книг в жанре фантастика и ограничение ко­личества выдаваемых на дом книг (пре­тензия, сохранившаяся с прошлогоднего опроса).

Большинство подростков, посещаю­щих РГДБ, много читают и любят чте­ние (признали, что им нравится читать, 71% опрошенных). При этом 52% опро­шенных читают исключительно для по­лучения нужной информации, 33% в первую очередь читают, потому что этого требует обучение; 22% утвер­ждают, что любят читать, но им хрони­чески не хватает времени.

Чаще всего юные читатели РГДБ чи­тают книги (82%), 31% обращаются к газетам и журналам. Жанрово-тематические предпочтения современных под­ростков выглядят следующим образом: фантастика (48%), фэнтези (35%), со­временные зарубежные авторы (34%), зарубежная классика (33%), русская классика (28%), детективы (28%), рома­ны о любви (27%), современные отече­ственные авторы (20%), «ужастики» (17%), биографии известных людей (17%), поэзия (14%), энциклопедиче­ская литература (12%).

О читательской грамотности посети­телей РГДБ свидетельствуют их ответы о недавно прочитанных книгах: только 10% подростков не смогли назвать кни­гу, которую они прочитали за послед­нюю неделю; 51% подростков-посетите­лей РГДБ читают ежедневно, 39% – несколько раз в неделю.

Читают они самые разные книги (названия и авторы совпадают довольно редко).

Из названных ими книг повторились у нескольких человек следующие: Д. Глуховский «Метро 2033», О. Уайлд «Портрет Дориана Грея», «Кентервильское приведение», Э. Хантер «Коты-воители. Тёмная река», Д. Емец «Мефодий Буслаев. Маг полу­ночи», П. Коэльо «Алхимик», У. Шек­спир «Двенадцатая ночь», Р. Бредбери. В основном были названы произведения по школьной программе, фантастика и книги по различным областям знаний.

Остаются популярными так называе­мые глянцевые журналы (Elle girl, Yes, Cosmopolitan, Glamour), позна­вательные журналы («Geoлёнок», «National Geographic», «Traveller», «Эрудит», «Юный путешественник»), журналы по конкретным темам (компьютерные, «Игромания», «Популярная механика», «Мир техники», «Фотомастерская», «Мировая авиация»).

На выбор книги влияют следующие факторы: уже знакомый автор (40%), совет друзей (37%) или родителей (34%), рекомендация преподавателя (30%), название книги (26%), принад­лежность книги к серии (26%). совет библиотекаря (14%), обложка (11%).

В семьях современных подростков чаще всего примерами для подражания являются читающие родители (у 71% опрошенных), бабушки, дедушки, а так­же братья и сестры упоминаются гораз­до реже (39% и 15% соответственно).

Большинство подростков-посетите­лей РГДБ используют широкий спектр источников информации о новой лите­ратуре. Чаще всего информация о книж­ных новинках поступает от сверстников (61%), тогда как родственники, в том числе родители и педагоги, советуют им, что читать, гораздо реже (29% и 23%, соответственно). Но это не единствен­ные источники информации. Так, 22% подростков посещают сайты изда­тельств, 16% посещает литературные форумы. Читают в интернете о книж­ных новинках 13% опрошенных, из СМИ узнают о новых книгах 14% под­ростков. Некоторые из них используют чисто «библиотечные» источники ин­формации о книжных новинках: они смотрят выставки новых поступлений в библиотеках (13%), получают её при индивидуальном общении с библиотека­рем (13%), из литературных обзоров в библиотеке (10%). От работников книжных магазинов о новых поступле­ниях узнают 11% подростков.

Современные читающие подростки пользуются одновременно как печатны­ми, так и электронными текстами. Со­гласно полученным данным 68% подро­стков-читателей РГДБ читают в интер­нете, довольно широко используют его возможности именно для чтения: чаще всего они читают новости (31%). элек­тронные книги (30%), информацию об известных личностях (25%). юмор, анек­доты (22%), информацию в блогах (20%) и записи на форумах (16%). а так­же информацию о компьютерных играх (15%) и электронные журналы (14%).

Таким образом, данные опроса 2010 года позволили подтвердить тренды, наметившиеся в опросе 2009 года. Так. две основные цели прихода в библио­теку, обозначенные в 2009 году, под­твердились результатами исследова­ния данных 2010 года: подростки берут в основном книги по школьной про­грамме и произведения в жанре фанта­стики и фэнтези, которые наиболее популярны в данном возрасте. Некото­рые подростки отмечают, что читают книги по различным областям знаний (история, философия, экономика и т. д.). Это происходит в том случае, если подросток в поиске дополнительной информации по интересующей его те­ме или при выполнении дополнитель­ного задания обращается к специ­альной литературе, а также свидетель­ствует о стремлении некоторых зани­маться самообразованием (возможно­сти которого лучше всего обеспечива­ет именно библиотека).

Среди книг, популярных у подро­стков, – Д. Глуховский «Метро 2033», Э. Хантер «Коты-воители. Тёмная ре­ка», Д. Емец «Мефодий Буслаев. Маг по­луночи», П. Коэльо «Алхимик». Подро­стки испытывают острую потребность в информации о современной фантасти­ческой и приключенческой литературе так как зачастую информация о новинках этих жанров до них просто не доходит. Безусловно, для данной возрастной группы должны быть выработаны рекомендательные списки, причём не только литературы по предметам в рамках школьной программы, но и литературы для досугового чтения. Такие списки имеются на абонементе обслуживания 5-11-х классов, библиотекари предлагают подросткам с ними ознакомиться. Помимо рекомендательных списков, подготовленных специалистами отдела, на абонементе и в читальных залах 5-11-х классов регулярно размещаются информационные списки, подготовленные отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки, и списки, составленные самими читателями. Как правило, такие списки востребованы. Удовлетворение этих потребностей подростков может играть важную роль при привлечении их в библиотеку, а также поможет привить навыки регулярного чтения малочитающим подросткам, которые элементарно не знают, что можно почитать, и ограничиваются лишь списком книг, рекомендованных для летнего чтения (и то не полностью).

Что касается журнальной продукции для подростков, то приходится признать: не все популярные в подростковой среде глянцевые журналы подходят для данной возрастной категории читателей, они ориентированы, преимущественно, на взрослых. А познавательные журналы (о путешествиях и пр.) и журналы по темам, популярным и актуальным в подростковой среде (компьютерные и т. д.), так необходимые для саморазвития и социализации подрастающего поколения, далеко не всегда можно найти на полках библиотек. Действительное качественные периодические издания, имеющиеся в библиотеках, можно пересчитать по пальцам. Эта составляющая требует серьёзного внимания со стороны как библиотекарей, так и всех тех специали­стов, которые занимаются вопросами подросткового чтения. Наконец, наиболее важными и цен­ными информаторами для подростков являются их сверстники. Большинство подростков доверяют вкусу друзей, од­ноклассников, прислушивается к их со­ветам при выборе книг. Влияние взрос­лых «руководителей чтения» на чита­тельскую активность подростков мож­но усилить путём организации книж­ных клубов, встреч с писателями, а так­же с помощью игровых форм (напри­мер, с помощью проведения квестов) и других различных мероприятий. В Рос­сийской государственной детской биб­лиотеке регулярно проводятся такие мероприятия.

Чтение, по мнению самой подростко­вой аудитории, это не столько залог хоро­ших школьных оценок, путь к расшире­нию кругозора, сколько путь саморазви­тия и получения удовольствия – то, что раньше называлось «чтением для души».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: