Российская государственная
детская библиотека регулярно
проводит опросы посетителей
с целью изучения
пользователей библиотеки.
ПРИ АНКЕТИРОВАНИИ выявляется ряд демографических и социокультурных характеристик пользователей: возраст, пол, уровень образования, возможности семьи в плане доступа к книгам, компьютерам, интернету и т. д. Выясняются также требования посетителей к сервисам РГДБ. степень удовлетворённости видами и качеством предоставляемых услуг и ресурсов.
В ходе пилотажного исследования, проведённого сотрудниками отдела социологических исследований в мае 2009 года, среди взрослых посетителей и подростков, были выявлены не только проблемы сегодняшнего дня. но и те. которые встанут перед многими общедоступными и особенно детскими библиотеками завтра. Часть этих проблем связана изменением информационных потребностей и поведения посетителей библиотек, особенно подрастающего поколения.
В опросе приняли участие 48 подростков (35 девочек, 13 мальчиков). Самая большая возрастная группа — девочки в возрасте 13-14: среди мальчиков преобладали подростки 11-12 лет. Полученные данные свидетельствуют о том, что основными посетителями библиотеки являются представители женского пола (как взрослые, так и подростки).
|
|
Подростки выделяют две главные цели прихода в библиотеку: исключительно учебную (получить дополнительную литературу и информацию к урокам) и досуговую. Как правило, они стремятся совместить учебные задачи и поиском интересной литературы «для души». Они посещают, в основ ном, абонемент обслуживания 5-11-х классов, предпочитая брать художественную литературу на дом. Многие подростки говорят, что посещают библиотеку для того, чтобы взять на дом книги популярных в их среде жанров фэнтези и фантастики. Некоторые подростки ходят в отдел литературы на иностранных языках, посещают читальный зал, интернет-класс и видеозал.1 По мнению подростков, в библиотеке не хватает книг на иностранных языках, а также современной литературы — книг на актуальные темы, книг интересных авторов, современных журналов.
В мае-сентябре 2010 года в библиотеке на абонементе обслуживания 5-11-х классов было проведено исследование по изучению подростков-посетителей РГДБ (целевая выборка). В исследовании приняли участие 100 подростков, юношей и девушек (33 человека – мальчики и юноши, 67 – девочек и девушек) возрастом от 11 до 18 лет. Статистические данные об этой аудитории подтверждают данные опроса 2009 года о том, что большую часть аудитории библиотеки составляют представители женского пола.
По мнению подростков-читателей РГДБ, чтение, безусловно, необходимо для саморазвития. Так считают 54% опрошенных детей (поровну мальчиков и девочек). Такое же количество подростков (в основном это девочки) думают, что чтение – это занятие для души.
|
|
Читатели-подростки считают, что им нужно читать для развития фантазии, воображения, для расширения кругозора, пополнения словарного запаса, для отдыха (отдохнуть от повседневности, отвлечься от компьютера).
Для многих респондентов основным источником получения литературы является РГДБ: 63% опрошенных именно здесь чаще всего берут книги. При этом 26% подростков, юношей и девушек сами дополнительно покупают литературу в книжных магазинах, а 23% — в основном находят нужные книги в домашней библиотеке. Половине опрошенных практически «всегда» удаётся найти нужную книгу в библиотеке. Остальные находят книгу в РГДБ «чаще всего» (34%) или «иногда» (12%). Таких, кто «практически ни разу» не смог удовлетворить свой запрос, оказалось всего 1 %. Это свидетельствует о том, что фонды РГДБ во многом удовлетворяют потребности читателей этого возраста, а читатели библиотеки в них неплохо ориентируются (самостоятельно или с помощью библиотекаря).
Чаще всего подростки РГДБ посещают отдел обслуживания учащихся среднего и старшего школьного возраста (67%), кроме того, около 10% подростков посещают читальный зал, 9% -отдел иностранной литературы, 7% -музыкальный отдел. (В опросе 2009 года были представлены сходные результаты, но информации о посещении подростками музыкального отдела в них выявлено не было.)
На вопрос о том, нравится ли посетителям библиотека, 86% ответили положительно. Среди достоинств библиотеки были названы: приятная, спокойная атмосфера; компетентные сотрудники; большой выбор книг; интересные выставки; встречи с писателями. В 2009 г. почти все опрошенные подростки изъявили желание участвовать в различных мероприятиях библиотеки: праздниках, конкурсах, соревнованиях, литературных и других ток-шоу. Они гораздо больше, чем в 2010 г., говорили о недостатках библиотеки: высказывали претензии относительно их информирования о поступающей литературе, предлагали выдавать более пяти книг в одни руки. Среди недостатков, обслуживания подростке называли отсутствие устных рекомендаций по выбору книг и, хотя редко, – неприветливость работников библиотеки.
В опросе 2010 года внимание подростков было сконцентрировано в основном на положительных сторонах обслуживания, поэтому можно сделать вывод, что некоторые недоработки и проблемные вопросы по обслуживанию читателей, в частности на старшем абонементе, были успешно преодолены. Хотя в опросе 2010 года 14% читателей и воздержались от ответа на вопрос о том, нравится ли им РГДБ, из недостатков ими были названы только нехватка книг в жанре фантастика и ограничение количества выдаваемых на дом книг (претензия, сохранившаяся с прошлогоднего опроса).
Большинство подростков, посещающих РГДБ, много читают и любят чтение (признали, что им нравится читать, 71% опрошенных). При этом 52% опрошенных читают исключительно для получения нужной информации, 33% в первую очередь читают, потому что этого требует обучение; 22% утверждают, что любят читать, но им хронически не хватает времени.
Чаще всего юные читатели РГДБ читают книги (82%), 31% обращаются к газетам и журналам. Жанрово-тематические предпочтения современных подростков выглядят следующим образом: фантастика (48%), фэнтези (35%), современные зарубежные авторы (34%), зарубежная классика (33%), русская классика (28%), детективы (28%), романы о любви (27%), современные отечественные авторы (20%), «ужастики» (17%), биографии известных людей (17%), поэзия (14%), энциклопедическая литература (12%).
|
|
О читательской грамотности посетителей РГДБ свидетельствуют их ответы о недавно прочитанных книгах: только 10% подростков не смогли назвать книгу, которую они прочитали за последнюю неделю; 51% подростков-посетителей РГДБ читают ежедневно, 39% – несколько раз в неделю.
Читают они самые разные книги (названия и авторы совпадают довольно редко).
Из названных ими книг повторились у нескольких человек следующие: Д. Глуховский «Метро 2033», О. Уайлд «Портрет Дориана Грея», «Кентервильское приведение», Э. Хантер «Коты-воители. Тёмная река», Д. Емец «Мефодий Буслаев. Маг полуночи», П. Коэльо «Алхимик», У. Шекспир «Двенадцатая ночь», Р. Бредбери. В основном были названы произведения по школьной программе, фантастика и книги по различным областям знаний.
Остаются популярными так называемые глянцевые журналы (Elle girl, Yes, Cosmopolitan, Glamour), познавательные журналы («Geoлёнок», «National Geographic», «Traveller», «Эрудит», «Юный путешественник»), журналы по конкретным темам (компьютерные, «Игромания», «Популярная механика», «Мир техники», «Фотомастерская», «Мировая авиация»).
На выбор книги влияют следующие факторы: уже знакомый автор (40%), совет друзей (37%) или родителей (34%), рекомендация преподавателя (30%), название книги (26%), принадлежность книги к серии (26%). совет библиотекаря (14%), обложка (11%).
В семьях современных подростков чаще всего примерами для подражания являются читающие родители (у 71% опрошенных), бабушки, дедушки, а также братья и сестры упоминаются гораздо реже (39% и 15% соответственно).
Большинство подростков-посетителей РГДБ используют широкий спектр источников информации о новой литературе. Чаще всего информация о книжных новинках поступает от сверстников (61%), тогда как родственники, в том числе родители и педагоги, советуют им, что читать, гораздо реже (29% и 23%, соответственно). Но это не единственные источники информации. Так, 22% подростков посещают сайты издательств, 16% посещает литературные форумы. Читают в интернете о книжных новинках 13% опрошенных, из СМИ узнают о новых книгах 14% подростков. Некоторые из них используют чисто «библиотечные» источники информации о книжных новинках: они смотрят выставки новых поступлений в библиотеках (13%), получают её при индивидуальном общении с библиотекарем (13%), из литературных обзоров в библиотеке (10%). От работников книжных магазинов о новых поступлениях узнают 11% подростков.
|
|
Современные читающие подростки пользуются одновременно как печатными, так и электронными текстами. Согласно полученным данным 68% подростков-читателей РГДБ читают в интернете, довольно широко используют его возможности именно для чтения: чаще всего они читают новости (31%). электронные книги (30%), информацию об известных личностях (25%). юмор, анекдоты (22%), информацию в блогах (20%) и записи на форумах (16%). а также информацию о компьютерных играх (15%) и электронные журналы (14%).
Таким образом, данные опроса 2010 года позволили подтвердить тренды, наметившиеся в опросе 2009 года. Так. две основные цели прихода в библиотеку, обозначенные в 2009 году, подтвердились результатами исследования данных 2010 года: подростки берут в основном книги по школьной программе и произведения в жанре фантастики и фэнтези, которые наиболее популярны в данном возрасте. Некоторые подростки отмечают, что читают книги по различным областям знаний (история, философия, экономика и т. д.). Это происходит в том случае, если подросток в поиске дополнительной информации по интересующей его теме или при выполнении дополнительного задания обращается к специальной литературе, а также свидетельствует о стремлении некоторых заниматься самообразованием (возможности которого лучше всего обеспечивает именно библиотека).
Среди книг, популярных у подростков, – Д. Глуховский «Метро 2033», Э. Хантер «Коты-воители. Тёмная река», Д. Емец «Мефодий Буслаев. Маг полуночи», П. Коэльо «Алхимик». Подростки испытывают острую потребность в информации о современной фантастической и приключенческой литературе так как зачастую информация о новинках этих жанров до них просто не доходит. Безусловно, для данной возрастной группы должны быть выработаны рекомендательные списки, причём не только литературы по предметам в рамках школьной программы, но и литературы для досугового чтения. Такие списки имеются на абонементе обслуживания 5-11-х классов, библиотекари предлагают подросткам с ними ознакомиться. Помимо рекомендательных списков, подготовленных специалистами отдела, на абонементе и в читальных залах 5-11-х классов регулярно размещаются информационные списки, подготовленные отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки, и списки, составленные самими читателями. Как правило, такие списки востребованы. Удовлетворение этих потребностей подростков может играть важную роль при привлечении их в библиотеку, а также поможет привить навыки регулярного чтения малочитающим подросткам, которые элементарно не знают, что можно почитать, и ограничиваются лишь списком книг, рекомендованных для летнего чтения (и то не полностью).
Что касается журнальной продукции для подростков, то приходится признать: не все популярные в подростковой среде глянцевые журналы подходят для данной возрастной категории читателей, они ориентированы, преимущественно, на взрослых. А познавательные журналы (о путешествиях и пр.) и журналы по темам, популярным и актуальным в подростковой среде (компьютерные и т. д.), так необходимые для саморазвития и социализации подрастающего поколения, далеко не всегда можно найти на полках библиотек. Действительное качественные периодические издания, имеющиеся в библиотеках, можно пересчитать по пальцам. Эта составляющая требует серьёзного внимания со стороны как библиотекарей, так и всех тех специалистов, которые занимаются вопросами подросткового чтения. Наконец, наиболее важными и ценными информаторами для подростков являются их сверстники. Большинство подростков доверяют вкусу друзей, одноклассников, прислушивается к их советам при выборе книг. Влияние взрослых «руководителей чтения» на читательскую активность подростков можно усилить путём организации книжных клубов, встреч с писателями, а также с помощью игровых форм (например, с помощью проведения квестов) и других различных мероприятий. В Российской государственной детской библиотеке регулярно проводятся такие мероприятия.
Чтение, по мнению самой подростковой аудитории, это не столько залог хороших школьных оценок, путь к расширению кругозора, сколько путь саморазвития и получения удовольствия – то, что раньше называлось «чтением для души».