Современные авторские сказки и сказочные повести

Авторские сказки и сказочные пове­сти внешне мало отличаются от произведений Ю.Н. Вознесенской, так как все, без какого-либо исключения, используют элементы жанра фэнте­зи. Они часто берут за основу бродячий сюжет или сюжет какой-либо хорошо известной русской народной сказки. При этом персонажи – жизне-подобны и узнаваемы, либо наши современники, либо традиционные герои европейских или рус­ских сказок, библейских легенд.

Главный герой авторской сказки начала XXI в. — это ребенок, попавший в сказочный мир и действующий в нем предельно правдоподобно, по-современному. Так же, как герой фэнтези и нравоучительной литературы начала XXI в., он проходит свой Квест – путь в пространстве дру­гого мира: виртуального, сказочного, историческо­го. Решая нравственные проблемы в иных мирах и пространствах, он учится жить в сегодняшнем обществе. Возвращаясь в свое время и свой мир, герой четко определяет, на чем теперь базируются все его принципы. В представленных далее кни­гах — на основе православия, при этом читателю не навязывают данный выбор: внешне это только выбор главного героя произведения.

Сказочница Елена Владимировна Крыжа-новская (род. 1977 г.) создала замечательную три­логию для детей младшего и среднего школьного возраста, которая с интересом читается и взрос­лыми, и детьми, о приключениях десятилетней принцессы Юты и ее тетушки Георгины. Три ска­зочные повести – «Принцесса Юта и суп с кара­катицей», «Принцесса Юта и Людоедова бабуш­ка», «Принцесса Юта и дудочка Крысолова» – уводят нас сначала в заколдованное коро­левство, где власть диктуется суевериями, затем в параллельный мир, очень похожий на миры книг жанра фэнтези, а потом в современную Европу, в которой еще правят старинные королевские и цар ские династии и где дети обыкновенных немецких бюргеров дружат с маленькими принцессами.

«Ее Королевское Высочество принцесса Иустиния» (справедливая, правдивая, правед­ная — лат.) живет в большом роскошном дворце в центре Европы начала XXI столетия, в Невском королевстве, где все подданные исповедуют право­славие, чтут законы и своих королей. Маленькая Юстина, или просто Юта, также старается вести себя благообразно, однако посто­янно попадает в какие-нибудь истории. Юта – смышленая непоседа, которая устала «изо­бражать принцессу», а желает «быть просто девочкой» – увы, такой она может быть либо в па­раллельном мире, либо в другом государстве, поэтому Юта так любит путешествовать. Более того, она очень любознательна, ей интересно абсолютно все: но­вые государства и люди, жизнь цивилизаций и простых жителей ее родного города. «Как хорошо было бы сейчас оказаться там, где никто не знает, что я прин­цесса, – вздохнула Юта. – Я бы просто гуляла по улицам и делала все, что мне захочется. Я бы гово­рила незнакомым людям и даже мальчишкам: "Христос воскрес!", и они мне запросто отвечали. И все улыбались. Как хорошо. И никто не сказал бы "Ваше Высочество"...», – печально рас­суждает девочка во время Пасхальных каникул.

Юта добра и справедлива, у нее сформирова­лось повышенное чувство долга – чувство ответ­ственности члена королевской фамилии за своих подданных, именно поэтому она не может оста­ваться в стороне, видя какие-либо беззакония, со­всем забывая, что для окружающих она – всего лишь маленькая девочка. Но именно она спасла целое сказочное государство от власти злой кол­дуньи – Великой Мары (повесть «Принцесса Юта и суп с каракатицей»), а затем уничтожила ее окончательно в современной Европе, в старинном немецком городе Гаммельне (повесть «Принцесса Юта и дудочка Крысолова»).

Каждая повесть трилогии Е. Крыжановской про приключения принцессы Юты имеет интерес­ный сюжет, который раскручивается так быстро и неожиданно, что читатель, не замечая, увлекает­ся книгой. При этом все персонажи трех повестей постоянно разрешают те или иные нравственные проблемы: любви и дружбы, верности и преда­тельства, жизненного и профессионального выбо­ра, борьбы сил Добра и Зла, духовного выбора.

Юта и ее друг По'лик растут и меняются на протяжении всех повестей, остаются неизменны­ми только их верность дружбе и стремление по- могать окружающим людям. Именно поэтому логия Е. Крыжановской после прочтения оставля­ет светлое впечатление и желание перечитать ее вновь.

Екатерина Игоревна Каликинская (род. 1961 г.) также работает в жанре авторской сказки — лю­бимого жанра детей и взрослых всех народов. Ею создана удивительная страна «Сказанщина» — сплав фольклорного художественного мира с реа­лиями Древней Руси, с историче­скими и вымышленными персона­жами древнерусской литературы. Как и герои русского фоль­клора, а также древнерусской литературы, герои произведений Е. Каликинской вступают в борьбу со злом во имя Добра, за Святую Русь, за семью и своих близких [11]. Сказка как раз и хороша тем, что в ней четко обозначены нрав­ственные приоритеты, показан нравственный тип поведения че­ловека в обществе Древней Руси. Соответственно даются нрав­ственные ориентиры и для жизни в современном обществе: ребенку-читателю ненавязчиво демонстри­руется, как до'лжно поступать в той или иной ситуации, ради чего или кого стоит жить на этом свете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: