Традиционная повесть о детстве сегодня также редко обходится без обращения к прошлому, так как специфика жанра требует демонстрации примера для подражания, и этот пример берется из исторического прошлого России. О том, на каких примерах воспитывать современного читателя-подростка, задумались писатели Сергей Сухинов, Евгений Санин, Анатолий Лимонов, создающие свои произведения в основном о реалиях наших дней [15, 16, 22—24, 26—28]. Их произведения для старших подростков и юношества находятся в контексте традиций отечественной детско-подростковой литературы XX столетия. Так же, как в сказочной и нравоучительной прозе, в основе немногочисленных реалистических произведений для подростков и юношества начала XXI в. лежит нравственный выбор героя.
Писатель Евгений Георгиевич Санин (род. 1954 г.) изначально замыслил трилогию о взрослении московского мальчика Стаса Теплова: «Тайна рубинового креста» [24], «Белый гонец» [22], «Мы - до нас» [23]. Однако и сегодня автор продолжает повествование о своем герое – уже студенте первых курсов вуза. В каждой из книг от нравственного выбора главного героя зависит не только его будущее, но настоящее и будущее окружающих – детей и взрослых. Только осознав эту горькую «правду жизни», герой совершает свой выбор. Соглашаться или не соглашаться с этим выбором – дело уже самих читателей.
|
|
Параллельно с сюжетной линией приключений Стаса Теплова в каждой из книг Евгения Санина проходит исторический сюжет с православной идеологической составляющей, не сразу бросающейся в глаза неподготовленному читателю. И если в первой книге исторический сюжет относит нас к эпохе возникновения христианства, в Римскую империю, где реальные исторические персонажи и персонажи вымышленные совершают свой нравственный выбор, в данном случае – выбор Веры, то последующие повествуют о различных периодах развития Древней Руси, во времена которых также стоял вопрос: о выборе Веры и государства, борьбы или предательства. Такой композиционный ход помогает писателю, с одной стороны, облегчить сам процесс чтения современному читателю, не привыкшему к чтению произведений большого объема: каждая глава композиционно и содержательно завершена, а каждую «историю», т. е. сюжетную линию, можно прочитать самостоятельно; с другой – жизнь Стаса Теплова показывается то глазами самого мальчика-подростка, то с точки зрения автора, а история – глазами писателя-историка.
При этом повествование о мальчишке начала нового века предельно жизнеподобное, а характеры персонажей типичные, легко узнаваемые, психологически верные. Читатель-подросток видит перед собой ровесника с теми же проблемами в школе и дома, что и у него самого, «примеряет» на себя решения персонажей произведения, невольно сравнивает поведение героев, анализирует и, соответственно, делает свои выводы. Так, вслед за Стасом Тепловым растут и мужают читатели-дети, постепенно переходя в подростковый, а затем и в юношеский возраст.
|
|
Свою точку зрения писатель не навязывает, предлагая юному читателю самостоятельно совершить свой нравственный выбор вслед за выбором героев произведений, недаром сегодня существует два варианта изданий повестей Е. Санина для подростков и юношества: уже указанные и изданные отдельными книгами сюжетные линии – про Стаса Теплова и исторических персонажей. Только второй вариант выходит уже не под гражданским именем писателя, а с указанием его нового имени — нового статуса: Монах Варнава. Второй вариант издания предназначен в основном для детей воцерковленных.
Примерно по такому же пути пошел детско-подростковый писатель Сергей Сухинов (род. 1950 г.), создающий свое повествование о взрослении подмосковных подростков [26—28], только здесь параллельный исторический сюжет дается в ходе всего повествования, как правило, в процессе разгадывания тайн прошлого или проведения раскопок. Через восприятие истории вообще и прошлого своей страны героям обоих писателей приходит осознание чувства Родины, которое заставляет их действовать в настоящем — возрождать свою малую родину, помогать ближним. Разными путями, но постепенно дорога всех персонажей приводит их к Храму, который необходимо возродить.
Вывод произведений всей православной прозы для подростков начала XXI столетия можно сформулировать предельно просто: главное и для героев, и для читателя – совершить свои нравственный выбор. Обобщенно, вслед за проанализированными произведениями, он выглядит следующим образом:
• Добро всегда должно побеждать Зло, поэтому надо бороться на стороне Добра;
• прошлое и настоящее – звенья одной цепи, поэтому нравственные заветы необходимо черпать из прошлого, от следования этим заветам зависит будущее;
• гармония и красота – основа строительства жизни (и личной, и национальной);
• все дороги ведут к Храму.
С нашей точки зрения, православное мировоззрение, христианские ценности сегодня могут (и должны) стать той идейно-нравственной основой, на которой можно воспитать нравственного человека, способного жить в современном мире и противостоять как массовой культуре, так и психологии «зла и насилия». Христианские ценности, став стержнем личности человека, помогут ему в будущем сделать свой самостоятельный выбор, определить, на чьей он стороне. При этом абсолютно не сковывается ни свобода выбора ребенка, ни развитие творческих и интеллектуальных способностей читателя-школьника. Это и есть объяснение, почему не надо бояться прихода данной литературы в школу.
Именно поэтому начать знакомство современных школьников с основами православной этики можно не только на специальных уроках, посвященных истории православия, но и на уроках внеклассного чтения, а также на уроках развития речи. К тому же существуют давно разработанные формы внеклассной работы по литературе, которые сегодня необходимо вспомнить при переходе работы школы в режим полного дня. Систематическая и целенаправленная классная и внеклассная работа по формированию навыка осознанного чтения не только поможет познакомить учащихся с современной детской, подростковой и юношеской литературой, но будет способствовать формированию нравственного идеала подрастающих поколений.
Феномен православной книги: