Для подростков и юношества

Традиционная повесть о детстве сегодня так­же редко обходится без обращения к прошлому, так как специфика жанра требует демонстрации примера для подражания, и этот пример берет­ся из исторического прошлого России. О том, на каких примерах воспитывать современно­го читателя-подростка, задумались писатели Сергей Сухинов, Евгений Санин, Анатолий Лимонов, создающие свои произведения в основном о реалиях наших дней [15, 16, 22—24, 26—28]. Их произведе­ния для старших подростков и юношества находятся в кон­тексте традиций отечественной детско-подростковой литературы XX столетия. Так же, как в ска­зочной и нравоучительной прозе, в основе немногочисленных реа­листических произведений для подростков и юношества начала XXI в. лежит нравственный вы­бор героя.

Писатель Евгений Георгиевич Санин (род. 1954 г.) изначально замыслил трилогию о взросле­нии московского мальчика Стаса Теплова: «Тайна рубинового креста» [24], «Белый гонец» [22], «Мы - до нас» [23]. Однако и сегодня автор продолжает повествование о сво­ем герое – уже студенте первых курсов вуза. В каждой из книг от нравственного выбора глав­ного героя зависит не только его будущее, но настоящее и будущее окружающих – детей и взрос­лых. Только осознав эту горькую «правду жизни», герой совершает свой выбор. Соглашаться или не соглашаться с этим выбором – дело уже самих читателей.

Параллельно с сюжетной ли­нией приключений Стаса Теплова в каждой из книг Евгения Санина проходит исторический сюжет с православной идеологической составляющей, не сразу бросаю­щейся в глаза неподготовленному читателю. И если в первой книге исторический сюжет относит нас к эпохе возникновения христи­анства, в Римскую империю, где реальные исторические персона­жи и персонажи вымышленные совершают свой нравственный выбор, в данном случае – выбор Веры, то последующие повеству­ют о различных периодах развития Древней Руси, во времена которых также стоял вопрос: о выборе Веры и государства, борьбы или предательства. Такой композиционный ход помогает писателю, с одной стороны, облегчить сам процесс чтения современному читателю, не привыкшему к чте­нию произведений большого объема: каждая гла­ва композиционно и содержательно завершена, а каждую «историю», т. е. сюжетную линию, мож­но прочитать самостоятельно; с другой – жизнь Стаса Теплова показывается то глазами самого мальчика-подростка, то с точки зрения автора, а история – глазами писателя-историка.

При этом повествование о мальчишке начала нового века предельно жизнеподобное, а характе­ры персонажей типичные, легко узнаваемые, пси­хологически верные. Читатель-подросток видит перед собой ровесника с теми же проблемами в школе и дома, что и у него самого, «примеряет» на себя решения персонажей произведения, не­вольно сравнивает поведение героев, анализирует и, соответственно, делает свои выводы. Так, вслед за Стасом Тепловым растут и мужают читатели-дети, постепенно переходя в подростковый, а за­тем и в юношеский возраст.

Свою точку зрения писатель не навязывает, предлагая юному читателю самостоятельно совер­шить свой нравственный выбор вслед за выбором героев произве­дений, недаром сегодня существу­ет два варианта изданий повестей Е. Санина для подростков и юно­шества: уже указанные и издан­ные отдельными книгами сюжет­ные линии – про Стаса Теплова и исторических персонажей. Только второй вариант выходит уже не под гражданским именем писа­теля, а с указанием его нового имени — нового статуса: Монах Варнава. Второй вариант издания предназначен в основном для детей воцерковленных.

Примерно по такому же пути пошел детско-подростковый писатель Сергей Сухинов (род. 1950 г.), создающий свое повествование о взрос­лении подмосковных подростков [26—28], только здесь параллельный исторический сюжет дается в ходе всего повествования, как правило, в процессе разгадыва­ния тайн прошлого или проведе­ния раскопок. Через восприятие истории вообще и прошлого сво­ей страны героям обоих писате­лей приходит осознание чувства Родины, которое заставляет их действовать в настоящем — воз­рождать свою малую родину, помогать ближним. Разными пу­тями, но постепенно дорога всех персонажей приводит их к Храму, который необходимо возродить.

Вывод произведений всей православной прозы для подрост­ков начала XXI столетия можно сформулировать предельно про­сто: главное и для героев, и для читателя – совершить свои нравственный вы­бор. Обобщенно, вслед за проанализированными произведениями, он выглядит следующим обра­зом:

• Добро всегда должно побеждать Зло, поэ­тому надо бороться на стороне Добра;

• прошлое и настоящее – звенья одной цепи, поэтому нравственные заветы необходимо черпать из прошлого, от следования этим заветам зависит будущее;

• гармония и красота – основа строитель­ства жизни (и личной, и национальной);

• все дороги ведут к Храму.

С нашей точки зрения, пра­вославное мировоззрение, хри­стианские ценности сегодня мо­гут (и должны) стать той идейно-нравственной основой, на которой можно воспитать нравственного человека, способного жить в со­временном мире и противосто­ять как массовой культуре, так и психологии «зла и насилия». Христианские ценности, став стержнем личности человека, помогут ему в будущем сделать свой самостоятельный выбор, определить, на чьей он стороне. При этом абсолютно не сковыва­ется ни свобода выбора ребенка, ни развитие творческих и интеллектуальных спо­собностей читателя-школьника. Это и есть объяс­нение, почему не надо бояться прихода данной литературы в школу.

Именно поэтому начать знакомство совре­менных школьников с основами православной этики можно не только на специальных уроках, посвященных истории правосла­вия, но и на уроках внеклассного чтения, а также на уроках раз­вития речи. К тому же существу­ют давно разработанные формы внеклассной работы по литерату­ре, которые сегодня необходимо вспомнить при переходе рабо­ты школы в режим полного дня. Систематическая и целенаправ­ленная классная и внеклассная работа по формированию навыка осознанного чтения не только по­может познакомить учащихся с современной детской, подростко­вой и юношеской литературой, но будет способствовать формирова­нию нравственного идеала под­растающих поколений.

 

Феномен православной книги:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: