Альберт Лиханов «Никто», 2002

Альберт Лиханов – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор научно-исследовательского института детства. Его произведения опубликованы в России 30-миллионым тиражом.

В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется, прежде всего, в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе самое лучшее.

Темы для своих произведений он выбирает всегда самые болезненные. В повести «Никто» ребёнок из детского дома пытается встать на ноги, связывается с криминалом и в итоге гибнет. Окружающие взрослые относятся к нему по пословице: “Ты никто и звать тебя никак” (слово “никто” вынесено в название повести). Роман «Никто» - одно из самых драматических произведений А.Лиханова. Современная «рыночная действительность» переламливает судьбу паренька из детдома – Коли Топорова, которого бандиты именуют прозвищем Никто. В нем поднимаются важнейшие жизненные вопросы о добре и зле, об ответственности человека за свои поступки. Но не только светлые стороны жизни встают перед читателем, автор обнажает изнанку жизни, самую неприглядную её сторону.

А как относится сам писатель к своему многострадальному герою? Для описания его чувств и ощущений Лиханов часто пользуется словом “корёжило” (“корёжило, прерывало дыхание, выбивало нездоровую бесстрастную слезу”). Ребёнок уподобляется тёмной, земляной силе, из которой пытается пробиться что-то человеческое. Лишены человеческого и остальные герои, среди которых родители, воспитатели, соседи, работодатели. Широкие обобщения и суровые оценки — особенность высокопарного стиля Лиханова. Создаётся впечатление, что ребёнок и его судьба — это только повод для личных откровений и субъективных оценок, которые подаются как безусловная истина.

Герой романа Коля Топоров обречен на беду. Он рвется к удаче, к нормальной жизни, к самостоятельности. Но над ним нет, к печали нашей, распростертой длани доброты и сострадания. Если эта доброта и встречается, то носит она минутный, как бы мимоходный характер. Но этого растущему человеку мало. Он нуждается в любви постоянной, долгосрочной, если хотите, - вечной.

О том, что ребёнок забыт писателем, свидетельствует и манера рассказа с усиленным набором негативных образов и агрессивных интонаций: “одному подняться над другими, выхватить насильственное право властвовать не талантом, а бесстыжей готовностью оболгать, оговорить, загнать в тупик наглостью, нахрапом, провокацией, обманом”. “Нахрапом” ведут себя не только взрослые, но и дети в книгах Лиханова: “Они орали, они свистели, они — все до единого — были против меня, а моя-то наивная душа ждала их милосердия”. Милосердия ждёт не только душа героя, но и душа ребёнка-читателя, для которого Лиханов издаёт свои книги. Выбрав роль судьи и обличителя, писатель сам оказался среди тех, кто “корёжит”, какими бы благородными целями это ни прикрывалось.

Разобраться в происходящем помогает, в том числе колоративная лексика. Автор использует её в первую очередь при характеристике героев произведения, зачастую используя при этом цвета-символы, кроме того, колоративная лексика присутствует при описании помещений, зданий, а также при передаче состояния героев.

В романе «Никто» белый цвет приобретает значение чего-то чистого, непорочного, что не ново, но у А.Лиханова появляется и другое значение – обезличенный: «К белобрысому маленькому пацану, одному из немногих, а потому одинаковому, вернулась мать». В доме ребенка «вдоль стен стояли рядами деревянные кровати, а вних, как белые коконы, лежали младенцы», и далее о них же: беленькие, крепенькие, а сам дом ребенка- «белоснежный склад живых полешков».

Эта обезличенность, белобрысость даже роднит героев, выделяет их из толпы других, не таких, как они.

Наиболее часто используемые цвета – белый, черный, рыжий, палевый, красный, голубой.

Автор создает образы женщин, которые хуже других, «рыжие женщины». И медсестра в доме ребенка в белом халате и в накрахмаленном белом колпаке, но это не таженщина, это не мать, а потому она – рыжая.

Большую смысловую нагрузку несет использование рыжего цвета. Этот цвет, подобно белому и черному, становится у А.Лиханова цветом-символом, символом плохого, негативного. Этот цвет присущ в романе «Никто» большинству женщин: «нестарой и смазливой парикмахерше Зинаиде, крашенной…в слегка рыжеватый, нагловатый цвет; ярко-рыжая, явно крашенная кассирша в приемном пункте обмена валюты, медсестра в доме ребенка.

В создании образов матерей детдомовских детей А.Лиханов немногословен. Он дает им несколько ярких и емких эпитетов, которые в последствии использует6 «Безликий обрубок», «коротенькая», «невзрачная», «затерханная».

Альберт Лиханов своим романом кричит о бедах русского сиротства, в его защиту, во спасение, во сострадание к тому, кто теперь входит в жизнь, как в чистое поле: ничем не защищен, никем не спасаем.
Роман «Никто» – трудное чтение, но это чтение, предупреждающее против мерзости, беды, обездоленности и одиночества. Недобрый мир, окружающий нас, может и должен быть добрым. Не так легко повернуть его самому же себе улыбчивой стороной – для этого требуется особого рода умение и усилия. Но откуда они у ребенка, от рождения самого росшего в одиночестве?
В финале романа автор обращается к взрослым: «Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте, матери, детей…»

Повесть “Сломанная кукла” – это психологическая семейная сага о взаимоотношениях между тремя женщинами разного возраста из одной семьи, представляющими три поколения. Интеллигентная семья: бабушка, хирург-стоматолог, дочь – инженер-программист, окончившая бауманский институт и 12-летняя ее дочка-школьница, которая и является главным действующим лицом семейной драмы. Драматический сюжет повести взят из реальной жизни: мама вышла замуж за нового русского, который обеспечивает ей богатую жизнь с шикарным домом и машиной, с долларовыми вкладами, впоследствии он насилует ее дочку и требует, чтоб та стала его любовницей.

Страдания девочки были уготованы материнским предательством. Но все же, мама прозревает, она переправляет девочку в английскую монастырскую школу, надеясь, что отчим не узнает. Увы, конец не счастливый. Страдают все: бабушка с дедушкой, мать и девочка со сломанной судьбой, которая похожа на подаренную ей куклу с пустыми мертвыми глазами.

Литература – все-таки своеобразная форма беседы писателя с читателем. Писатель может рассказать о наболевшем, применяя художественные методы, может одному реальному факту из жизни придать философский смысл. Альберту Лиханову ничего не нужно придумывать, драматические истории нашего времени разбросаны как цветы зла вокруг, бери их и покажи (расскажи) людям, пусть они с тобой вместе прочувствуют, попереживают.

Ведь недаром говорят, что сочувствие и сострадание для нас начало исцеления. Писатель заставляет нас сострадать, а это значит, исцелиться. Я исцелюсь от боли, а твоя душа обретает опыт сострадания, это основа общей жизни.

Опубликовано «Собрание сочинений писателя в 6-ти томах» (2000). Во второй том Собрания сочинений А.А.Лиханова входит роман в повестях «Русские мальчики» – первая часть дилогии о военном детстве. Произведения, составляющие роман, объединены темой Великой Отечественной войны, военного детства в тылу. Вторая часть романа в повестях «Русские мальчики» – повести «Крёсна», «Те, кто до нас», «Лежачих не бьют» – опубликованы в журнале «Наш современник» (2004. - №1, №11; 2005. - №9). В этих произведениях продолжается тема военного детства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: