Сюжетами рисунков могут быть: празднично наряженная елка, хоровод вокруг нее, Дед Мороз со Снегурочкой на новогоднем празднике и др. Особую выразительность дает цветная бумага и использование цветных восковых мелков.
Для создания эмоционально-эстетического настроя детей, для оживления в их памяти образов праздничной елки, новогодних хороводов вокруг нее на уроке включается грамзапись песни «Новогодняя» (музыка Л. Филиппенко, слова Г. Бойко, перевод с украинского М. Ивенсен).
Тема урока. «Городецкие узоры» — рисование кистью элементов городецкого растительного узора. Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о красоте ее.
Основные задачи урока — знакомство с изделиями мастеров современной городецкой росписи, воспитание интереса и любви к народному искусству, формирование творческого отношения к рисованию, эстетических чувств.
Рассматриваются 3—4 изделия с городецкой росписью (фотографии, репродукции или изделия). Это могут быть предметы кукольной или детской мебели, кухонные разделочные доски, коробки, выполненные мастерами из Городца. Особая выразительность цветовых оттенков городецкой росписи создается благодаря тому, что в ней используется особый прием нанесения мазков белого цвета в форме штрихов, точек. Белые мазки наносятся на цветное изображение бутонов, цветов, реже листьев.
|
|
Объясняется последовательность рисования кистью элементов городецкого узора. Надо украсить полоску большим цветком (розаном) в середине, бутонами я листьями по краям. Завершается роспись нанесением белых мазков—лепестков на большой цветок (розан).
Возможно раскрашивание узорами изделий, поделок, изготовленных на уроках труда, в группе продленного дня.
Продолжение темы. Исполнение цветочного узора для украшения салфетки квадратной формы. Дальнейшее знакомство с городецкой росписью и беседа о ее красоте.
Обращается внимание на два варианта чередования ритмов в квадрате. Первый вариант: крупный элемент рисуется в середине квадрата, уголки квадрата заполняются небольшими элементами. Второй вариант: в середине квадрата рисуется небольшой элемент, уголки квадрата украшаются крупными элементами.
Изделия из городецкой росписи подбираются так, чтобы дети могли порадоваться красоте новых ритмичных и цветовых комбинаций цветочного узора.
Тема урока. «Мы рисуем зимние деревья» — рисование по памяти и по представлению зимних деревьев.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте русской зимней природы.
Дети вспоминают деревья, которые они наблюдали на прогулках, отмечают их разнообразие.
|
|
Демонстрируются приемы рисования лиственных деревьев зимой (самостоятельно дети рисуют на тонированной бумаге).
Чтение отрывков стихотворений о зиме, прослушивание музыки во время урока.
Тема урока, рисование композиции «Красавица-зима». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте русской зимней природы.
Ставятся задачи развития у детей эстетического восприятия красоты зимней природы, воспитания любви к родной природе, желания охранять ее. Формируется умение выбирать сюжет темы и изобразительный материал для творческой работы.
Данной теме предшествуют наблюдения учащимися зимней природы, которые проводятся под руководством учителя во время прогулок. Учитель обращает внимание ребят на те изменения, которые произошли в природе по сравнению с осенью. Дети наблюдают характерные особенности архитектурных и природных форм, сравнивают их между собой.
На уроках учитель особое внимание уделяет раскрытию красоты зимней природы: белый пушистый снег, покрывший луга и поля, солнечные и искрящиеся от инея деревья, сказочные сугробы и т. д.
Внимание детей обращается па выразительную технику работы гуашью. Детям показывают на примере рисунков из методического фонда, как можно работать на цветном фоне бумаги, накладывать светлую краску на темную.
Особенно это важно, если учесть, что дети выполняют аппликации на аналогичные темы в группе продленного дня. В этом случае контрастность цветного фона бумаги и изображения обусловит яркость, выразительность аппликаций.
Тема урока. «Гжельские узоры» — рисование кистью декоративных цветов, украшающих современную гжельскую керамику. Ознакомление с росписью мастеров из Гжели и беседа о ее красоте.
Внимание детей обращается на праздничный, нарядный вид гжельской посуды (на белом фоне синие узоры, синий цвет в росписи «звучит» по-разному).
Детям показывается, как ритмично чередуются цветы, листья, завитки в гжельской росписи, называются оттенки синего.
Объясняется последовательность выполнения декоративных цветов и демонстрируется прием — мазок с растяжением синего цвета. Дети рисуют декоративные цветы.
Тема урока. «Синее чудо в круге» — составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки. Дальнейшее знакомство с современной гжельской керамикой и беседа о ее красоте.
Объясняется, как можно расположить элементы в круге, демонстрируются 2—3 современные тарелочки с росписью. Детям показываются варианты композиции узора в круге. Работа выполняется сразу кистью.
Возможно крашение узорами тарелочек, выполненных в группе продленного дня, в кружках изобразительного искусства.
Тема урока. «В мире животных» — лепка птиц и животных (курицы, вороны, голубя, собаки, кошки и т. п.) по памяти или по представлению.
Вначале проводится короткая беседа о домашних животных, о их пользе, о любви человека к животным. Особое внимание детей обращается на красоту форм, движений, цветовой окраски шерсти животных и перьев птиц. Ребята выбирают по желанию свой объект лепки.
Для возбуждения эмоционального настроя в классе учитель читает литературные отрывки, посвященные домашним животным.
Тема урока. Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова). Ознакомление с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Лосина, Е. Рачева к русским народным сказкам.
На уроках особое внимание обращается па развитие творческой фантазии, на формирование умения передавать смысловую связь предметов в пространстве, первых представлений о добрых и злых поступках.
Дети вспоминают героев сказки, место, где происходит действие. При демонстрации иллюстраций Ю. Васнецова, В. Лосина и Е. Рачева сравниваются различные изображения медведя.
|
|
Обращается внимание на цветовое решение, на средства, которыми пользуется художник для передачи сказочных настроений и пейзажа, для характеристики главных героев.
Тема урока. Рисование композиции «Весенний день». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства _11 беседа о красоте весенней природы (А. Саврасов. «Грачи прилетели», К- Юон. «Конец зимы. Полдень»).
Раскрытие детям красоты весенней русской природы, воспитание любви к ней, бережного отношения; развитие фантазии, умения передавать свои наблюдения и переживания в рисунках — этому содействуют и беседа, и весь ход выполнения учебного задания.
В самом начале выполнения учебного задания с детьми проводится беседа, в которой они вспоминают свои наблюдения за весенней природой. Краски весны радостны, как и сама природа, торжествующая победу над зимой. Обобщая ответы, рассказы ребят, учитель говорит им о возможных вариантах темы урока: «Весенний день на улице города», «Весенний день в деревне», «Весенний день в парке». «Весенний день в поле», «Весна на пришкольном участке», «Прилет птиц», «Журчат ручьи» и т. д.
На уроках целесообразно включить грамзапись песни «Веснянка» (украинская народная песня, обработка Г. Лобачева, свободный перевод О. Высотской). Для оживления в памяти образов весенней природы к пробуждения эстетических чувств у детей учитель читает отрывки из стихотворений С. Маршака «Снег теперь уже не тот...» или И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает..-»-
Важно, чтобы дети по возможности широко и контрастно писали небо, землю, активнее смешивали одни краски с другими и получали дополнительно соответствующие изображаемому цвета.
Тема урока. «Яркие бабочки»— рисование с натуры или по представлению.
Анализируется форма, пропорции, строение, красивая окраска крыльев и тельца бабочек, обращается внимание на их нежность, хрупкость. Включается грамзапись пьесы «Мотылек» (С. Майкапар),
|
|
Для практического закрепления элементарных основ цветоведения выполняется упражнение: попарно смешиваются основные краски (красная, желтая, синяя) для получения составных цветов — оранжевого, зеленого, фиолетового.
В линейном рисунке следует правильно определить величину и расположение изображения в зависимости от формата листа бумаги, использовать линию симметрии для верного определения размеров, пропорций, а в работе красками соблюдать цветовые отношения.
Умение рисовать бабочку поможет затем при выполнении аппликации на уроках труда — в декоративной работе над эскизом украшения коврика, на занятиях в группе продленного дня.
Тема урока. «Цветы весны» — рисование с натуры цветов (тюльпанов, одуванчиков и т. д.). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства.
Рисование цветов должно способствовать воспитанию любви к окружающей природе, развитию способности чувствовать красоту цветов, понимать их роль в создании настроения человека. На это направлена и беседа по картинам художников.
Проводятся беседы о том, что цветы — полевые, садовые, комнатные — создают красоту вокруг нас, украшают природу, быт человека.
Рассматриваются разнообразные полевые и садовые цветы. Внимание детей обращается на ровный стебель одуванчика, на резной листик и на форму цветка.
Показывается последовательность рисования цветов сразу кистью.
Тема урока. «Мой любимый цветок» — составление сюжетной аппликации.
При выполнении задания внимание детей обращается на красочное, гармоничное сочетание цветовых элементов композиции, гибкость, изящество стебля, листьев, бутона цветка. Показываются приемы контрастного и приглушенного сочетания цветка и фона аппликации.
Анализируя форму, очертания, цветовую окраску различных цветов, учитель стремится пробудить фантазию детей, их зрительные представления, художественный вкус.
Учитывая, что данное задание является последним, своеобразным итогом года, в процессе заключительного просмотра детских работ выделяются самые интересные, оригинальные аппликации, но одновременно поощряются и все остальные работы. Главное, чтобы абсолютно все дети почувствовали на последнем уроке в году: праздник красоты и радости продолжается.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
К концу учебного года учащиеся I класса должны знать:
— названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);
— элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый — зеленый и т. д.).
Учащиеся должны уметь:
— правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги к карандаш;
— свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
— передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
— правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
— выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
— применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;
— узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.);
— пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина).
II КЛАСС