Пояснительная записка. Главная цель художественного образования — форми­рование духовной культуры личности, приобщение к об­щечеловеческим ценностям

Главная цель художественного образования — форми­рование духовной культуры личности, приобщение к об­щечеловеческим ценностям, овладение национальным куль­турным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств — содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.

В содержание предмета входят эстетическое восприя­тие действительности и искусства, практическая художест­венная деятельность учащихся.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисова­ния с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-приклад­ного и народного искусства, лепки и аппликации;

— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, прост­ранственного мышления, эстетического чувства и понима­ния прекрасного, воспитание интереса и любви к искус­ству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные ви­ды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), де­коративная работа, лепка, аппликация с элементами ди­зайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учеб­ного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

— тематический принцип планирования учебного ма­териала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает инте­ресы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практичес­кой работы с развитием способности воспринимать и по­нимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Бесе­ды об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отве­чающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий на основе озна­комления с народным декоративно-прикладным искусст­вом как важное средство нравственного, трудового и эсте­тического воспитания;

— система межнредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет по­чувствовать практическую направленность уроков изобра­зительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравст­венно-оценочного отношения к действительности, эмоцио­нального отклика на красоту окружающих предметов, при­роды и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут вы­брать разнообразные художественные материалы; каран­даш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломасте­ры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразитель­ные рисунки получаются на цветной и тонированной бу­маге.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварель­ными красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длитель­ными (I—2 урока) и кратковременными (наброски и зари­совки, выполняемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представ-

лений у учащихся важно как можно чаще давать им зада­ния рисовать по памяти н по представлению.

Предметы для рисования с натуры в 1—III классах ста­вятся во фронтальном (или профильном) положении. Ос­новное снимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, кон­струкций, а также цвета изображаемых объектов.

С IV класса начинается изучение детьми закономернос­тей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе де­ти усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (пред­мет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

В I классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а так­же цветового тона. В III—IV классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цвето­вые сочетания. Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего ми­ра, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.

Натурные постановки (не менее трех на класс), за не­большим исключением, располагают несколько ниже уров­ня зрения учащихся. Модели небольшого размера разда­ются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы н декоративным работам.

В V—IX классах на уроках изобразительного искусст­ва необходимо обеспечить развитие художественных уме­ний и навыков, сформированных у детей в начальной школе, углубление основ знаний в области рисунка, жи­вописи, композиции, декоративно-прикладного искусства.

В V—IX классах учащиеся продолжают изучать прос­тейшие закономерности перспективы, конструктивного Строения предметов, светотени, цветоведения. Они приоб­ретают навыки изображения объема предметов, находя­щихся за фронтальной и угловой перспективе.

Так же как в 1—IV классах, в V—IX классах по раз­делу «Рисунок» в процессе рисования с натуры основное внимание учащихся сосредоточивается на определении и передаче формы, характерной для изображаемого предме­та, ею пространственного положения, пропорций, в результате чего учащиеся овладевают умением анализиро­вать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Особое внимание уделяется восприятию и переда­че красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм. Задания этого раз­дела имеют самостоятельное значение или являются на­чальной стадией учебной работы с последующим ее завер­шением в цвете на уроках раздела «Живопись».

В разделе «Живопись» содержание обучения направ­лено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и-по пред­ставлению акварельными или гуашевыми красками.

Давая учащимся возможность почувствовать всю цве­товую прелесть окружающего мира через свое личное вос­приятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художествен­ный вкус.

По разделу «Живопись» в V—IX классах детей про­должают знакомить с понятиями холодных и теплых, хро­матических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

В V—IX классах в содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» входит рисование с натуры, а также выпол­нение набросков по памяти и по представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение набросков с натуры и по представлению птиц, рыб, игрушек, цветов, листьев, веток деревьев. В V—IX классах дети продолжа­ют учиться изображать с натуры фигуру человека, натюр­морты.

В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элемен­тарных законов линейной и воздушной перспективы, све­тотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширя­ет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную позна­вательную направленность. Занятия по искусству раскры­вают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавности и изящества нх очертаний, гармонич­ности цветовой окраски; соразмерности и пропорциональ­ности строения форм, пластичности объемов, логической взаимосвязи группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись —

это стержневые основы художественного отображения дей­ствительности, одно из главных выразительных средств передачи, мысли, чувств художника.

Рисование на темы — это рисование композиции па 1е-мы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов лите­ратурных произведений, которое ведется по памяти, на ос­нове предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совер­шенствуются и закрепляются навыки грамотного изобра­жения пропорций, конструктивного строения, объема, про­странственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся уме­ния выразительно выполнять рисунки.

Содержание раздела «Тематическое рисование и иллю­стрирование» в V—IX классах так же, как и в I—IV клас­сах, включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирова­ние повестей, рассказов, сказок, басен и других литера­турных произведений. Но в V классе учащимся рекомен­дуется и рисование па исторические темы.

От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-вырази­тельными средствами свое отношение к нему. Совершен­ствование умений применять эффекты светотени, прост­ранственное расположение предметов, выделять компози­ционный центр с целью повышения выразительности сю­жетного рисунка.

Изучение новых композиционных закономерностей. Уча­щиеся знакомятся с особенностями симметричной и асим­метричной композиция и узнают о средствах художест­венной выразительности, необходимых для передачи со­стояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, что­бы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.

Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет.

В связи с предложенной для рисования темой учащие­ся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.

По-прежнему большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисун­ках.

Особое внимание в V—IX классах обращается на художественные достоинства иллюстрируемых произведений или предложенных для рисования тем. Необходимо стре­миться к тому, чтобы образы героев, обстановка в ри­сунках учащихся соответствовали их описанию в литера­турном произведении. Школьники продолжают знакомство с творчеством ведущих художников-иллюстраторов, изуча­ют средства художественной выразительности, которые те используют, совершенствуется умение детей узнавать творческий стиль этих художников.

Обучение декоративной работе осуществляется в про­цессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декора­тивно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной перера­ботки формы и цвета реальных объектов — листьев, цве­тов, бабочек, жуков и т. д., дети рисуют кистью, самостоя­тельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» раскры­вается значение народного искусства как мощного сред­ства эстетического, трудового и патриотического воспита­ния. Простые и красивые художественные изделия народ­ных мастеров помогают прививать детям любовь к родно­му краю, учить их видеть и любить природу, ценить тра­диции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям пред­ставление народа о красоте, добре.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное уча­щимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового об­учения: в аппликациях, плетениях, изготовлении игрушек, вышивке и т. д.

По разделу «Декоративная работа» учащиеся V—IX классов продолжают знакомиться с народным декоратив­но-прикладным искусством. Новые области народного творчества раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Они видят подлинно поэтиче­ское воплощение замыслов народного мастерства, пости­гают звонкость и силу цвета через декоративную содержа­тельность искусства.

В содержание раздела включается ознакомление с при­мерами различной символики.

Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформлении различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая на­правленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые выпол­няются по ним. Связь уроков декоративной работы с уро­ками труда продолжает укрепляться.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных ма­териалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бу­мага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных ма­териалов обладает своими выразительными особенностя­ми и самостоятельный выбор их школьниками содейству­ет развитию художественно-творческих способностей, ин­дивидуальности, самовыражению ребят.

В общей системе обучения изобразительному искусст­ву важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид худо­жественного творчества развивает наблюдательность, во­ображение, эстетическое отношение к предметам и явле­ниям действительности. На занятиях лепкой у школьни­ков формируется объемное видение предметов, осмысли­ваются пластические особенности формы, развивается чув­ство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по пред­ставлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.

Аппликация — это составление изображения на осно­ве склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Большую роль для выработки у детей умения видеть и передавать красоту действительности, для формирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и заданий, широко отра­жающих различные стороны жизни (природу, быт, учеб­ную работу, труд, технику, спорт и т. п.).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся пониманию содержания картин к некото­рых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция к т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям на­родного художественного творчества.

Занятия обогащаются использованием кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, показом репродукций и их фрагментов через эпидиаскоп, проведением экскурсий в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

Ознакомление с произведениями изобразительного ис­кусства в I—III классах проводится в начале или в конце урока в течение и—10 мин; в одной беседе показываются, как правило, два-три произведения (или три-четыре иллю­страции, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства). В IV классе для бесед выделяются специаль­ные уроки; в одной беседе показываются, как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства). В IV классе для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

В процессе осуществления связей изобразительного ис­кусства с уроками труда следует использовать не.только учебный материал, изучаемый в то время в классе, но и изделия, поделки учащихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).

В V—IX классах наряду с ознакомлением с отдельны­ми произведениями художников на уроках рисунка, живописи, тематического и декоративного рисования отводят­ся отдельные уроки, на которых проводятся обобщающие беседы по картинам на определенную тему. От искусства своего народа к пониманию значения искусства других народов — таков путь приобщения к прекрасному.

Данная программа рассчитана на начало обучения и с шести, и с семи лет. Поэтому начальные классы здесь представлены 1—III и [—IV классами в едином курсе. Если обучение начинается с 6 лет (вариант 1—4), то об­учение проводится по программе с I класса. Если же об-

учение начинается с 7 лет (вариант 1—3), то учитель мо­жет самостоятельно, в зависимости от уровня подготовки детей, начать обучение изобразительному искусству или по программе 1 класса, или по программе II класса с по­следующим обучением в любом случае по программе III класса. В отдельных случаях при начале обучения с семи лет учитель может компоновать содержание учебных за­даний I и II классов в один комбинированный курс. Все это возможно, учитывая, что содержание и I, и II классов специально рассчитано на такие варианты обучения и, по существу, представляет единый курс с уменьшенным и увеличенным (в два раза) количеством учебных часов, естественно с усложнением отдельных заданий.

Программа учитывает возможность проведения уро­ков изобразительного искусства по одному и по два часа в неделю, в зависимости от выбранного для работы вари­анта учебного плана. Удобнее, если при двух часах в пе­делю проводятся сдвоенные уроки, — это дает возмож­ность в один день выполнять рисунки натюрмортов, компо­зиций, декоративные работы (за один час рисунок, за дру­гой— завершение работы в цвете). Учитель может вос­пользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой вариант планирования на год или работать по примерному тематическому планированию, которое предложено в программе. Особенно важно учите­лю проявить творческий подход к программе исходя из местных условий — включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомить учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры и т. п., т. е. учитель может са­мостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важ­ный материал, опускать некоторые проблемы и дополни­тельно включать другие в зависимости от уровня подготов­ки класса, не нарушая при этомлогику изучения курса, ориентируясь на «Знания и умения» учащихся, учитывая особенности национальной культуры.

 

I КЛАСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: