Главная цель художественного образования — формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств — содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
В основу программы положены:
— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межнредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы; карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.
Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (I—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представ-
лений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти н по представлению.
Предметы для рисования с натуры в 1—III классах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное снимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
С IV класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).
В I классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В III—IV классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.
Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).
Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы н декоративным работам.
В V—IX классах на уроках изобразительного искусства необходимо обеспечить развитие художественных умений и навыков, сформированных у детей в начальной школе, углубление основ знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства.
В V—IX классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного Строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объема предметов, находящихся за фронтальной и угловой перспективе.
Так же как в 1—IV классах, в V—IX классах по разделу «Рисунок» в процессе рисования с натуры основное внимание учащихся сосредоточивается на определении и передаче формы, характерной для изображаемого предмета, ею пространственного положения, пропорций, в результате чего учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм. Задания этого раздела имеют самостоятельное значение или являются начальной стадией учебной работы с последующим ее завершением в цвете на уроках раздела «Живопись».
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и-по представлению акварельными или гуашевыми красками.
Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.
По разделу «Живопись» в V—IX классах детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.
В V—IX классах в содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и по представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение набросков с натуры и по представлению птиц, рыб, игрушек, цветов, листьев, веток деревьев. В V—IX классах дети продолжают учиться изображать с натуры фигуру человека, натюрморты.
В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавности и изящества нх очертаний, гармоничности цветовой окраски; соразмерности и пропорциональности строения форм, пластичности объемов, логической взаимосвязи группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись —
это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи, мысли, чувств художника.
Рисование на темы — это рисование композиции па 1е-мы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» в V—IX классах так же, как и в I—IV классах, включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. Но в V классе учащимся рекомендуется и рисование па исторические темы.
От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Совершенствование умений применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.
Изучение новых композиционных закономерностей. Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиция и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.
Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет.
В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.
По-прежнему большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.
Особое внимание в V—IX классах обращается на художественные достоинства иллюстрируемых произведений или предложенных для рисования тем. Необходимо стремиться к тому, чтобы образы героев, обстановка в рисунках учащихся соответствовали их описанию в литературном произведении. Школьники продолжают знакомство с творчеством ведущих художников-иллюстраторов, изучают средства художественной выразительности, которые те используют, совершенствуется умение детей узнавать творческий стиль этих художников.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре.
Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, изготовлении игрушек, вышивке и т. д.
По разделу «Декоративная работа» учащиеся V—IX классов продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. Новые области народного творчества раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Они видят подлинно поэтическое воплощение замыслов народного мастерства, постигают звонкость и силу цвета через декоративную содержательность искусства.
В содержание раздела включается ознакомление с примерами различной символики.
Учащиеся учатся самостоятельно выполнять эскизы оформлении различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной композиции. Практическая направленность данного раздела программы подчеркивается тем, что эскизы используются в изделиях, которые выполняются по ним. Связь уроков декоративной работы с уроками труда продолжает укрепляться.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят.
В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.
Аппликация — это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.
В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ.
Большую роль для выработки у детей умения видеть и передавать красоту действительности, для формирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и заданий, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т. п.).
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
Дети учатся пониманию содержания картин к некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция к т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Занятия обогащаются использованием кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, показом репродукций и их фрагментов через эпидиаскоп, проведением экскурсий в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в I—III классах проводится в начале или в конце урока в течение и—10 мин; в одной беседе показываются, как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства). В IV классе для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе показываются, как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства). В IV классе для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.
В процессе осуществления связей изобразительного искусства с уроками труда следует использовать не.только учебный материал, изучаемый в то время в классе, но и изделия, поделки учащихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).
В V—IX классах наряду с ознакомлением с отдельными произведениями художников на уроках рисунка, живописи, тематического и декоративного рисования отводятся отдельные уроки, на которых проводятся обобщающие беседы по картинам на определенную тему. От искусства своего народа к пониманию значения искусства других народов — таков путь приобщения к прекрасному.
Данная программа рассчитана на начало обучения и с шести, и с семи лет. Поэтому начальные классы здесь представлены 1—III и [—IV классами в едином курсе. Если обучение начинается с 6 лет (вариант 1—4), то обучение проводится по программе с I класса. Если же об-
учение начинается с 7 лет (вариант 1—3), то учитель может самостоятельно, в зависимости от уровня подготовки детей, начать обучение изобразительному искусству или по программе 1 класса, или по программе II класса с последующим обучением в любом случае по программе III класса. В отдельных случаях при начале обучения с семи лет учитель может компоновать содержание учебных заданий I и II классов в один комбинированный курс. Все это возможно, учитывая, что содержание и I, и II классов специально рассчитано на такие варианты обучения и, по существу, представляет единый курс с уменьшенным и увеличенным (в два раза) количеством учебных часов, естественно с усложнением отдельных заданий.
Программа учитывает возможность проведения уроков изобразительного искусства по одному и по два часа в неделю, в зависимости от выбранного для работы варианта учебного плана. Удобнее, если при двух часах в педелю проводятся сдвоенные уроки, — это дает возможность в один день выполнять рисунки натюрмортов, композиций, декоративные работы (за один час рисунок, за другой— завершение работы в цвете). Учитель может воспользоваться перечисленными примерными заданиями и составить из них свой вариант планирования на год или работать по примерному тематическому планированию, которое предложено в программе. Особенно важно учителю проявить творческий подход к программе исходя из местных условий — включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомить учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры и т. п., т. е. учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые проблемы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этомлогику изучения курса, ориентируясь на «Знания и умения» учащихся, учитывая особенности национальной культуры.
I КЛАСС