Тема урока. Беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства» — ознакомление с акварельными красками.
Первый урок вводит детей в сказочный мир изобразительного искусства. Учащиеся узнают, что художник подобен волшебнику — он может запечатлевать красоту окружающего мира. Поэтому труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения.
Для формирования умения работать красками выполняется упражнение «Волшебные краски»: смешиваются основные краски (желтая, синяя, красная) для получения составных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый).
Особое внимание уделяется организации рабочего места ученика.
В программе дан примерный перечень художественных произведений для каждого класса,
Тема урока. Декоративная работа «Красивые цепочки» — ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы гуашью.
Разъясняется различие приемов работы гуашью и акварелью.
Выполнение красочного упражнения: цепочки из красных и синих, розовых и голубых колец. В игровой форме закрепляются навыки работы гуашью.
|
|
Тема урока. «Волшебные краски осеннего дерева» — рисование по памяти и по представлению осеннего дерева.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте осенней природы (И. Левитан. «Золотая осень»).
Проводятся наблюдения за осенними деревьями: отмечается красота осенних листьев. После рассматривания картины И. Левитана «Золотая осень» объясняется последовательность рисования осеннего дерева. Работа выполняется кистью. Детям читаются отрывки стихотворений об осеннем лесе. Беседа и процесс рисования детей сопровождаются прослушиванием музыкальных произведений на тему осени.
Тема урока. «Волшебные листья и ягоды» — отработка простейших приемов рисования кистью декоративных листьев и ягод. Ознакомление с узорами на примере современных набивных тканей и беседа об их красоте.
В предварительной беседе детям раскрывается красота растительного узора, изящные очертания листьев и ягод, их яркая окраска.
Обращается внимание на необычную выставку: у классной доски стоят нарядные куклы. Красивые, нарядные платья сделали для кукол художники. Это они придумали рисунки, украшающие одежду.
Затем дети учатся рисовать «волшебные листья и ягоды»: приемом тычка — декоративные ягоды и приемом прикладывания (примакивания) — декоративные листья.
Т ема урока. «Волшебный узор» — составление узора из декоративных ягод и листьев. Ознакомление с росписью на изделиях Хохломы и беседа о ее красоте.
Развитие у детей цветового восприятия, творческого воображения, воспитание любви к искусству народных умельцев — к золотой хохломе.
|
|
Чтобы выделить ритмично повторяющиеся элементы, выбирается простая хохломская роспись: ягодки, листочки, травинки. Обращается внимание на сочетание цветов хохломской росписи (красный, желтый, золотой, черный, немного зеленого), на их красоту, мастерство народных художников хохломы.
Детям предлагается нарисовать полоски и украсить их узором из ягод и листьев. Выполненный мотив узора может быть использован при раскрашивании изделий, изготовленных на уроках труда или в группе продленного дня
Тема урока. «Золотые краски осени» — рисование с натуры опавших листьев деревьев (липы, тополя, березы, яблони). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства н беседа о красоте осенней природы (И. Брод-ский. «Опавшие листья»).
Раскрытие детям красоты осенней листвы деревьев, развитие у них эстетического восприятия и эмоционального, взволнованного отношения к родной природе. На уроке дети обучаются изображению с натуры листьев деревьев, передаче в рисунках ярких красок осенней природы. Для этого обобщаются наблюдения за разнообразием форм и окраской осенних листьев, рассматривается картина И. Бродского «Опавшие листья». Объясняется последовательность рисования листьев карандашом и красками.
Учитель читает отрывки из стихотворений об осени. В классе заучат музыкальные произведения на тему осени.
Тема урока. «Красота формы листьев деревьев» — лепка простых по форме листьев деревьев (березы, осины, яблони, сирени)
Первое знакомство детей с природными особенностями глины н пластилина, правилами лепки сопровождается изучением основной формы изображаемых листьев, анализом репродукций и фотографий со скульптур известных мастеров скульптуры, анализом простых по формам гипсовых розеток.
Тема урока. Рисование композиции «Сказка про осень». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства п беседа о красоте осенней природы (В. Поленов. «Осень в Абрамцеве»).
На уроке продолжается раскрытие красоты русской природы осенью, ее величия и очарования, сказочно красивого осеннего убора деревьев и кустарников. Важно возбудить интерес у ребят к родной природе, развить у них образную память и эмоциональную отзывчивость.
Данной теме предшествуют наблюдения учащимися осенней природы, полученные на экскурсиях. Внимание детей обращается на красоту осенней русской природы, на передачу настроений, чувств в картинах замечательного русского художника В. Поленова. Учитель должен чаще
использовать яркие эпитеты при устном описании красоты осенней природы в действительности н в картинах художников. В конце ознакомления с картинами включается грамзапись «Осенней песенки» (музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещеева).
Во время рисования дети стремятся передать красоту осенней природы, ее образность (яркими сочетаниями красок, силуэтами деревьев). Особое внимание уделяется передаче основных пропорций, характерной формы деревьев, жилых построек.
Тема урока. «Чудо-платье» — составление узора из листьев, цветов, ягод для платья куклы. Ознакомление с народной вышивкой на современных изделиях и беседа о красоте узоров.
Развитие у детей чувства ритма, творческого отношения к рисованию, умения выделять элементы узора в народной вышивке (цветок, веточка). Все содержание урока должно помочь детям лучше понять и полюбить народное искусство.
Вместе с детьми рассматриваются образцы народной вышивки, украшающей полотенце, фартук, салфетку. Дети определяют, какие элементы повторяются в вышивке, вспоминают знакомые декоративные элементы, демонстрируют новые.
Учитель объясняет, как надо украсить узорами платье любимой куклы. Все таблицы, образцы вышивки, рисунки убираются. Дети сочиняют узор для платья.
|
|
Тема урока. «Дымковские узоры» — упражнения в приемах рисования кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, уважения к прославленным произведениям дымковских мастеров, их труду и мастерству, отработка элементарных приемов рисования кистью элементов геометрических узоров — главные задачи урока.
Рассматривание 3—4 дымковских игрушек (фотографии, репродукции или изделия). Обращается внимание на характер дымковской игрушки: элементы, их величину, расположение, цвет. В палитре дымковских мастеров почти отсутствует смешение цветов. Яркие, насыщенные цвета наносятся на белый, как снег, фон игрушек. Дымковские мастера любят алый, синий, оранжевый, зеленый цвета. Игрушки отличаются праздничным колоритом.
Объясняется последовательность упражнений, демонстрируются приемы рисования кистью, затем ребята приступают к выполнению упражнений. Возможно раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда, изученными на уроке приемами.
Тема урока. «Узор из кругов и треугольников» — составление аппликации из цветной бумаги и картона.
Особое внимание уделяется приемам работы ножницами, клеем. Предварительно показывается сочетание элементов узора на различном фоне и в разных композициях. Подчеркивается роль ритма и симметрии в чередовании треугольников и кругов.
Обращается внимание на широкое использование геометрических форм в жизни и в искусстве, особенно в декоративно-прикладном искусстве.
Тема урока. «Нарядный узор» — составление узора иззнакомых геометрических элементов для украшения праздничных косынок.
На уроке закрепляются первоначальные сведения о характерных особенностях росписи дымковской игрушки я на этой основе воспитывается любовь к искусству народных мастеров. В процессе рисования формируется умение создавать узоры, используя геометрические формы и передавая в них праздничное настроение.
|
|
Рассматриваются дымковские игрушки, таблицы, которые дают возможность вспомнить элементы узоров дымковских игрушек. Дети выделяют элементы народного узора, называют красивые сочетания цвета в художественных изделиях. Им предлагается подумать, как они будут украшать узорами свои выкройки косынок. Обращается внимание на то, чтобы геометрические узоры были крупными; их лучше рисовать по всей поверхности выкройки.
Практическая направленность данного задания выражается в том, что расписные праздничные косынки (из бумаги в картона) можно использовать иа празднике Нового года.
Тема урока. «В гостях у сказки» — иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» с выполнением аппликации или лепки на тему иллюстрации на уроках труда или в группе продленного дня. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства — иллюстрациями Ю. Васнецова, Е, Рачева к русским народным сказкам.
Цель урока: пробудить у детей интерес к народному творчеству — к русским народным сказкам, к их положительным героям, показать борьбу добра и зла, развить творческое отношение к рисованию, фантазию.
Урок начинается со знакомства с произведениями известных художников-иллюстраторов детских книг Ю. Васнецова и Е. Рачева.
При анализе иллюстрации обращается внимание на те средства, которыми пользуется художник для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев (светлое па темном, темное на светлом, контраст большого и маленького, яркий цвет па спокойном фоне), на образные особенности героев сказки, на элементы передачи пространства в иллюстрации. После демонстрации все иллюстрации убираются.
Дети по возможности самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Содержание сказки заранее изучается на уроках внеклассного чтения. Перед рисованием можно провести сю ж етн о-ролевую игру.
Тема урока. «Украшения для елки» — рисование с натуры игрушек на елку — бус, шаров, рыб.
На уроке важно развивать у детей чувство восхищения красотой зимней природы, умение анализировать объекты изображения (бусы, шары, рыбки), сравнивать их, а также воспитывать аккуратность.
На уроке в преддверии праздника Нового года особое внимание уделяется созданию праздничного настроения. Для этого в начале урока детям читают стихотворение Е. Благининой «Елка».
Затем учитель проводит краткую беседу о новогодней елке, спрашивает, где и какими игрушками дети украшали елку. Дети вспоминают празднично украшенную новогоднюю елку. Во время беседы учитель дополняет ответы учащихся. Наглядными пособиями служат прикрепленные к доске на белом фоне бумаги елочные игрушки (шары, рыбки, сосульки, бусы). Их яркость, затейливость формы, разнообразие вызывают у детей эмоциональный отклик, желание рисовать.
Во время самостоятельной работы учитель следит за тем, чтобы дети намечали контур елочной игрушки легкими линиями в той последовательности, как им было показано,
Тема урока. «Красота лесной природы» — рисование о натуры ветки елки или сосны.
Развитие у детей наблюдательности, эстетического восприятия природы, любви к ней, умения рисовать с натуры ветки хвойных деревьев.
Важно организовать наблюдение натуры с помощью вопросов: чем похожи между собой ветка елки и ветка сосны? Чем они отличаются друг от друга? С чего надо начинать рисовать, как расположить на листе бумаги сосновую ветку?
Дети самостоятельно кистью выполняют с натуры рисунок ветки елки или сосны.