Примерное содержание уроков

Тема урока. Беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства» — ознакомление с акварель­ными красками.

Первый урок вводит детей в сказочный мир изобрази­тельного искусства. Учащиеся узнают, что художник подо­бен волшебнику — он может запечатлевать красоту окру­жающего мира. Поэтому труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения.

Для формирования умения работать красками выполня­ется упражнение «Волшебные краски»: смешиваются ос­новные краски (желтая, синяя, красная) для получения составных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый).

Особое внимание уделяется организации рабочего мес­та ученика.

В программе дан примерный перечень художественных произ­ведений для каждого класса,

Тема урока. Декоративная работа «Красивые цепоч­ки» — ознакомление с гуашевыми красками, правилами ра­боты гуашью.

Разъясняется различие приемов работы гуашью и аква­релью.

Выполнение красочного упражнения: цепочки из крас­ных и синих, розовых и голубых колец. В игровой форме закрепляются навыки работы гуашью.

Тема урока. «Волшебные краски осеннего дерева» — рисование по памяти и по представлению осеннего дерева.

Ознакомление с произведениями изобразительного ис­кусства и беседа о красоте осенней природы (И. Левитан. «Золотая осень»).

Проводятся наблюдения за осенними деревьями: отме­чается красота осенних листьев. После рассматривания картины И. Левитана «Золотая осень» объясняется по­следовательность рисования осеннего дерева. Работа вы­полняется кистью. Детям читаются отрывки стихотворений об осеннем лесе. Беседа и процесс рисования детей сопро­вождаются прослушиванием музыкальных произведений на тему осени.

Тема урока. «Волшебные листья и ягоды» — отработка простейших приемов рисования кистью декоративных ли­стьев и ягод. Ознакомление с узорами на примере совре­менных набивных тканей и беседа об их красоте.

В предварительной беседе детям раскрывается красота растительного узора, изящные очертания листьев и ягод, их яркая окраска.

Обращается внимание на необычную выставку: у класс­ной доски стоят нарядные куклы. Красивые, нарядные платья сделали для кукол художники. Это они приду­мали рисунки, украшающие одежду.

Затем дети учатся рисовать «волшебные листья и яго­ды»: приемом тычка — декоративные ягоды и приемом прикладывания (примакивания) — декоративные листья.

Т ема урока. «Волшебный узор» — составление узора из декоративных ягод и листьев. Ознакомление с росписью на изделиях Хохломы и беседа о ее красоте.

Развитие у детей цветового восприятия, творческого воображения, воспитание любви к искусству народных умельцев — к золотой хохломе.

Чтобы выделить ритмично повторяющиеся элементы, выбирается простая хохломская роспись: ягодки, листочки, травинки. Обращается внимание на сочетание цветов хохломской росписи (красный, желтый, золотой, черный, немного зеленого), на их красоту, мастерство народных ху­дожников хохломы.

Детям предлагается нарисовать полоски и украсить их узором из ягод и листьев. Выполненный мотив узора мо­жет быть использован при раскрашивании изделий, изго­товленных на уроках труда или в группе продленного дня

Тема урока. «Золотые краски осени» — рисование с на­туры опавших листьев деревьев (липы, тополя, березы, яб­лони). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства н беседа о красоте осенней природы (И. Брод-ский. «Опавшие листья»).

Раскрытие детям красоты осенней листвы деревьев, раз­витие у них эстетического восприятия и эмоционального, взволнованного отношения к родной природе. На уроке дети обучаются изображению с натуры листьев деревьев, передаче в рисунках ярких красок осенней природы. Для этого обобщаются наблюдения за разнообразием форм и окраской осенних листьев, рассматривается картина И. Бродского «Опавшие листья». Объясняется последова­тельность рисования листьев карандашом и красками.

Учитель читает отрывки из стихотворений об осени. В классе заучат музыкальные произведения на тему осени.

Тема урока. «Красота формы листьев деревьев» — леп­ка простых по форме листьев деревьев (березы, осины, яблони, сирени)

Первое знакомство детей с природными особенностя­ми глины н пластилина, правилами лепки сопровождается изучением основной формы изображаемых листьев, анали­зом репродукций и фотографий со скульптур известных мастеров скульптуры, анализом простых по формам гип­совых розеток.

Тема урока. Рисование композиции «Сказка про осень». Ознакомление с произведениями изобразительного искус­ства п беседа о красоте осенней природы (В. Поленов. «Осень в Абрамцеве»).

На уроке продолжается раскрытие красоты русской природы осенью, ее величия и очарования, сказочно кра­сивого осеннего убора деревьев и кустарников. Важно воз­будить интерес у ребят к родной природе, развить у них образную память и эмоциональную отзывчивость.

Данной теме предшествуют наблюдения учащимися осенней природы, полученные на экскурсиях. Внимание де­тей обращается на красоту осенней русской природы, на передачу настроений, чувств в картинах замечательного русского художника В. Поленова. Учитель должен чаще

использовать яркие эпитеты при устном описании красо­ты осенней природы в действительности н в картинах ху­дожников. В конце ознакомления с картинами включается грамзапись «Осенней песенки» (музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещеева).

Во время рисования дети стремятся передать красоту осенней природы, ее образность (яркими сочетаниями кра­сок, силуэтами деревьев). Особое внимание уделяется передаче основных пропорций, характерной формы де­ревьев, жилых построек.

Тема урока. «Чудо-платье» — составление узора из листьев, цветов, ягод для платья куклы. Ознакомление с народной вышивкой на современных изделиях и беседа о красоте узоров.

Развитие у детей чувства ритма, творческого отноше­ния к рисованию, умения выделять элементы узора в на­родной вышивке (цветок, веточка). Все содержание уро­ка должно помочь детям лучше понять и полюбить на­родное искусство.

Вместе с детьми рассматриваются образцы народной вышивки, украшающей полотенце, фартук, салфетку. Де­ти определяют, какие элементы повторяются в вышивке, вспоминают знакомые декоративные элементы, демонст­рируют новые.

Учитель объясняет, как надо украсить узорами платье любимой куклы. Все таблицы, образцы вышивки, рисунки убираются. Дети сочиняют узор для платья.

Тема урока. «Дымковские узоры» — упражнения в приемах рисования кистью элементов геометрического узо­ра, украшающего дымковскую игрушку. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, уважения к прославленным произведениям дымковских мастеров, их труду и мастерству, отработка элементар­ных приемов рисования кистью элементов геометрических узоров — главные задачи урока.

Рассматривание 3—4 дымковских игрушек (фотогра­фии, репродукции или изделия). Обращается внимание на характер дымковской игрушки: элементы, их величину, расположение, цвет. В палитре дымковских мастеров поч­ти отсутствует смешение цветов. Яркие, насыщенные цве­та наносятся на белый, как снег, фон игрушек. Дымков­ские мастера любят алый, синий, оранжевый, зеленый цве­та. Игрушки отличаются праздничным колоритом.

Объясняется последовательность упражнений, демонстрируются приемы рисования кистью, затем ребята при­ступают к выполнению упражнений. Возможно раскраши­вание изделий, выполненных на уроках труда, изученными на уроке приемами.

Тема урока. «Узор из кругов и треугольников» — со­ставление аппликации из цветной бумаги и картона.

Особое внимание уделяется приемам работы ножница­ми, клеем. Предварительно показывается сочетание эле­ментов узора на различном фоне и в разных композициях. Подчеркивается роль ритма и симметрии в чередовании треугольников и кругов.

Обращается внимание на широкое использование гео­метрических форм в жизни и в искусстве, особенно в де­коративно-прикладном искусстве.

Тема урока. «Нарядный узор» — составление узора иззнакомых геометрических элементов для украшения празд­ничных косынок.

На уроке закрепляются первоначальные сведения о ха­рактерных особенностях росписи дымковской игрушки я на этой основе воспитывается любовь к искусству народ­ных мастеров. В процессе рисования формируется умение создавать узоры, используя геометрические формы и пере­давая в них праздничное настроение.

Рассматриваются дымковские игрушки, таблицы, кото­рые дают возможность вспомнить элементы узоров дым­ковских игрушек. Дети выделяют элементы народного узо­ра, называют красивые сочетания цвета в художественных изделиях. Им предлагается подумать, как они будут укра­шать узорами свои выкройки косынок. Обращается вни­мание на то, чтобы геометрические узоры были крупными; их лучше рисовать по всей поверхности выкройки.

Практическая направленность данного задания выра­жается в том, что расписные праздничные косынки (из бумаги в картона) можно использовать иа празднике Но­вого года.

Тема урока. «В гостях у сказки» — иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» с выполнением аппли­кации или лепки на тему иллюстрации на уроках труда или в группе продленного дня. Ознакомление с произведе­ниями изобразительного искусства — иллюстрациями Ю. Васнецова, Е, Рачева к русским народным сказкам.

Цель урока: пробудить у детей интерес к народному творчеству — к русским народным сказкам, к их положи­тельным героям, показать борьбу добра и зла, развить творческое отношение к рисованию, фантазию.

Урок начинается со знакомства с произведениями известных художников-иллюстраторов детских книг Ю. Васнецова и Е. Рачева.

При анализе иллюстрации обращается внимание на те средства, которыми пользуется художник для передачи сказочности происходящего, для выделения главных ге­роев (светлое па темном, темное на светлом, контраст большого и маленького, яркий цвет па спокойном фоне), на образные особенности героев сказки, на элементы пе­редачи пространства в иллюстрации. После демонстрации все иллюстрации убираются.

Дети по возможности самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Содержание сказки заранее изуча­ется на уроках внеклассного чтения. Перед рисованием можно провести сю ж етн о-ролевую игру.

Тема урока. «Украшения для елки» — рисование с на­туры игрушек на елку — бус, шаров, рыб.

На уроке важно развивать у детей чувство восхищения красотой зимней природы, умение анализировать объекты изображения (бусы, шары, рыбки), сравнивать их, а так­же воспитывать аккуратность.

На уроке в преддверии праздника Нового года особое внимание уделяется созданию праздничного настроения. Для этого в начале урока детям читают стихотворение Е. Благининой «Елка».

Затем учитель проводит краткую беседу о новогодней елке, спрашивает, где и какими игрушками дети украшали елку. Дети вспоминают празднично украшенную новогод­нюю елку. Во время беседы учитель дополняет ответы уча­щихся. Наглядными пособиями служат прикрепленные к доске на белом фоне бумаги елочные игрушки (шары, рыб­ки, сосульки, бусы). Их яркость, затейливость формы, раз­нообразие вызывают у детей эмоциональный отклик, же­лание рисовать.

Во время самостоятельной работы учитель следит за тем, чтобы дети намечали контур елочной игрушки лег­кими линиями в той последовательности, как им было по­казано,

Тема урока. «Красота лесной природы» — рисование о натуры ветки елки или сосны.

Развитие у детей наблюдательности, эстетического вос­приятия природы, любви к ней, умения рисовать с натуры ветки хвойных деревьев.

Важно организовать наблюдение натуры с помощью во­просов: чем похожи между собой ветка елки и ветка сосны? Чем они отличаются друг от друга? С чего надо начи­нать рисовать, как расположить на листе бумаги сосновую ветку?

Дети самостоятельно кистью выполняют с натуры рису­нок ветки елки или сосны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: