Комментарии к технологической карте

Проверив домашнее задание, учитель знакомит учащихся с темой и планом урока и предлагает на выбор одну из учебных проблем.

Для логического перехода к изучению нового материала сле­дует предложить учащимся ответить на вопросы: какие процессы происходили в сельском хозяйстве Англии в XVI—XVII вв. и чем они были вызваны? Какие изменения происходили в английской промышленности в XVI—XVII вв.? Какое влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности оказала английская революция 1640—1660 гг.?

Объяснение первого пункта плана может быть дополнено более подробным рассказом о положении английских фермеров.

Английский фермер, арендующий землю у лендлорда, не боялся вкла­дывать деньги в хозяйство и приспосабливать его к потребностям рынка, так как по закону (а также по уговору) расторгнуть аренду лендлорд не мог. Более того, обычай требовал, чтобы в неурожайные годы собст­венник земли возмещал потери фермера. Сильной стороной этого поряд­ка было возвышение фермера, настоящего предпринимателя. Уже в 1745 г. один француз описывал фермера как крестьянина, который «пользуется обилием всех жизненных удобств». Он сообщает, что «зимой сей дере­венский житель облачается в редингот (вид верхней одежды, длинный сюртук), кокетливо разукрашены его жена и дочь». Француз Морис Робюшон, побывавший в Англии, был потрясен контрастом между дерев­ней французской и английской.

Завершая этот сюжет, учитель подчеркивает, что в XVIII в. английское сельское хозяйство с успехом кормило города и про­мышленные поселки. Крупное землевладение создало условия для увеличения производства зерна, что привело к снижению цен на него. Рост городского населения породил спрос на мясо, и фер­меры стали активно заниматься животноводством. Внедрялись но­вые кормовые культуры — турнепс и клевер, хорошо растущие даже на песчаных почвах, и это приводило к освоению заброшен­ных ранее земель.

Второй пункт плана включает два раздела параграфа: «Усло­вия промышленного переворота» и «Промышленный переворот». Вполне разумно поручить учащимся самостоятельно прочитать со­держание этих вопросов и сделать в тетради следующую работу: 1. Выписать условия, необходимые для промышленного перево­рота. 2. Заполнить таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

Год Изобретатель Изобретение Значение изобретения

Рассказ о Джеймсе Уатте (или сообщение о нем ученика) мо­жет быть дополнен материалом, позволяющим создать представ­ление о типе человека-изобретателя.

Уатт не получил инженерного образования. Болезненный ребенок, он занимался в начальной и средней школе с большими перерывами и слыл среди одноклассников довольно туповатым. Только в 13 лет математиче­ские способности позволили ему выйти в число первых учеников, что смутило прежних насмешников.

Находясь в гостях у своего дяди — профессора древних языков уни­верситета в Глазго, он начал проводить опыты по химии и физике. Джеймс любил работать один, в тишине, спокойно и неторопливо обдумывать сделанное, проверять свои мысли на опыте.

Так он и рос: тихим, болезненным, начитанным, наблюдательным и аккуратным, любящим размышлять и мастерить. Мальчик умел пользо­ваться многими инструментами, освоил даже литейное дело.

В 19 лет он отправился в Лондон и там поступил учеником в мас­терскую, изготовлявшую навигационные инструменты. Через год юноша вернулся в Глазго, а затем стал мастером-инструментальщиком при уни­верситете.

В 1764 г. один из университетских профессоров поручил Уатту отре­монтировать модель паровой машины Ньюкомена. Знакомство с этой не­совершенной моделью натолкнуло Уатта на мысль создать иную машину, и началась работа. «Субботний день (1765 г.) был чудесен, и я отпра­вился на прогулку,— вспоминал потом Уатт.— Все мои мысли были со­средоточены на решении занимавшей меня проблемы. Подошел к дому пастуха, и в этот момент в голове у меня мелькнула мысль: поскольку пар является эластичным телом, он ринется в вакуум. Если между ци­линдром и выхлопным устройством будет существовать соединение, то пар проникнет туда. Именно там его можно будет конденсировать, не ох­лаждая при этом цилиндра... Когда я дошел до Гольфхауза, в моей голове сложилось полное представление о том, что необходимо было сде­лать». Уатт построил свою модель паровой машины. Вот так, во время прогулки была решена проблема.

Следующий вопрос, о жизни фабричных рабочих и о предпри­нимателях, достаточно полно раскрыт в учебнике.

В рассказ о движении луддитов учитель может включить сле­дующий материал:

Рабочие изыскивали всевозможные способы борьбы против своих уг­нетателей. В 1811 г. возникло движение луддитов — разрушителей ма­шин. Нед Лудд, по имени которого названо это движение, работал под­мастерьем в городе Лестере. Историк пишет: «Как-то раз он не поладил со своим хозяином, тот обратился к полиции, и по ее постановлению не­счастного Лудда отодрали плетьми. Рассерженный малый взял тогда мо­лот и разбил свой станок вдребезги». С тех пор у рабочих появилась поговорка: «Поступать, как Нед Лудд», т. е. разбивать станки.

Вот как описываются действия луддитов в городке Хорбери: «При­близительно в 12 часов ночи фабрика Фостера была окружена большой толпой замаскированных и вооруженных лиц. Они поставили стороже­вых у всех входов и выходов и, обезопасив себя таким образом, вломи­лись в цеха. Здесь они изломали на мелкие части стригальные машины, уничтожили пряжу, побили все окна. Затем они направились к дому фа­бриканта. Выбив двери, нападавшие вошли в комнаты и потребовали от хозяев под страхом немедленной смерти выдать им ключи от фабричных зданий; двоих членов семьи они связали и бросили на пол, а остальным приказали сопровождать их с ключами. После того как машины были разбиты, луддиты подожгли все постройки и удалились.

Один из владельцев фабрик рассказывал: «Озлобление рабочих про­тив меня было так велико, что я должен был для охраны своих машин и фабрик каждую ночь держать вооруженную стражу. Я никогда не от­важивался выйти из дома ночью, а если это случалось днем, то всегда брал с собой заряженные пистолеты» (Энциклопедия для детей: Всемир­ная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 489).

В конце урока учитель делает заключение и предлагает уча­щимся предъявить результаты выполненной работы: заполненную таблицу и решение выбранного проблемного задания. Домашнее задание указано в технологической карте.

Тема III. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ
В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ.
ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (2 ч)

УРОК 23. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Английские колонии в Северной Америке: 1. Первые колонии и их жители. 2. Колониаль­ное общество: хозяйственная и политическая жизнь. 3. Формирование североамериканской на­ции. 4. Конфликт с метрополией: «Нет налогов без представительства». 5. Бенджамин Франк­лин — великий наставник «юного» капитализма. Возможная личностно значимая проблема: преданность светской или религиозной идее в ус­ловиях некритического к ней отношения может переродиться в слепой фанатизм
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что колонии в Новом Свете бы­ли созданы протестантами, считавшими главной ценностью свободу вероисповедания; углубляют знания об условиях, необходимых для формиро­вания национального самосознания, а также о пра­вах человека
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Как вы думаете, что дало основание крестья­нину из штата Вермонт писать в середине XVIII в. своим родным в Англию: «Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два с полови­ной года назад и с тех пор ни разу не платил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для покло­нов перед каким бы то ни было господином»? 2. Как вы думаете, какие причины привели к ко­лонизации Северной Америки европейцами и ка­кие из этих причин вы укажете как главные? Свою точку зрения докажите. 3. По ходу объяснения учителя определите и запишите в тетрадь причи­ны конфликта между жителями колоний и Анг­лийской короной. Форма урока: комбинированный урок с элемен­тами лабораторной работы или урок-лаборатор­ная работа в малых группах. Приемы деятельности учителя: объяснение (особенности создания североамериканского об­щества), сюжетный повествовательный рассказ (о колониальном обществе), эвристическая беседа (причины конфликта с метрополией), персонифи­кация (Б. Франклин), организация лабораторной работы с документами, обучение решению учеб­ных проблем, предъявление результатов самосто­ятельной деятельности
Развитие умений учащихся Работают с текстом учебника и дополнительными источниками, анализируют и выделяют главное, формируют личностное отношение к содержанию, устанавливают внутрикурсовые связи, развивают коммуникативные умения, учатся доказательствам, решают проблемы, предъявляют результаты само­стоятельной деятельности
Основные понятия и термины Пилигрим, национальное самосознание
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 22. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Северная Америка в 1775—1783 гг.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения на­учно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 509—511; Аме­риканские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга.— Ростов-на-Дону; М., 1997. В. Согрин. Основатели США. Л. Слезкин. У истоков амери­канской истории. Ф. Купер. Зверобой; Осада Бос­тона; Последний из могикан; Следопыт; Шпион. У. М. Теккерей. Виргинцы. Р. Ф. Иванов. Франк­лин

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: