И российских лиц за рубежом

Развитие технических средств фиксации и воспроизведения ин­формации привело к тому, что артисты-исполнители, производители фонограмм и организации вещания в значительной мере утратили возможность контроля над распространением своих произведений, особенно если такое распространение осуществляется за рубежом.

 

Смежные права иностранных лиц в России

 

Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах»:

1. Права зарубежных исполнителей (артистов, певцов, музыкан­тов, режиссеров, дирижеров) охраняются в России, если первое исполнение имело место на территории России. Права зарубежных производителей фонограмм признаются в России, если первое опуб­ликование фонограммы (то есть выпуск в обращение экземпляров фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения потреб­ностей публики) имело место на территории России или звукозапи­сывающая организация находится на территории России. Права организаций эфирного и кабельного вещания признаются в России, если организация находится на территории России и выходит в эфир (кабельную сеть) с помощью передатчиков, также расположенных в России.

2. Смежные права иностранных правообладателей в случае, когда исполнение и опубликование впервые состоялось за рубежом, при­знаются в России только в соответствии с международными согла­шениями.

В 1994 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизвод­ства их фонограмм 1971 г., которая действует для России с 13 марта 1995 г. (в Конвенции участвуют более 70 государств). Цель Женевской конвенции - борьба с пиратством, то есть незаконным (без согласия производителя) производством и распространением копий фоно­грамм, включая ввоз таких копий с целью их распространения.

Согласно Конвенции государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами дру­гих государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики. Срок охраны не должен быть менее 20 лет с момента записи или опубликования фонограммы. На все разрешенные копии фонограмм или их упаковку может проставляться символ ® и с ука­занием года первого издания и фамилии производителя, его право­преемника или обладателя исключительной лицензии.

Напомним, что согласно Закону РФ «Об авторском праве и смеж­ных правах» смежные права обладателей действуют в течение 50 лет после первого исполнения, первой записи или первой передачи в эфир или по кабелю. Никакой регистрации смежного права не требуется, однако производитель фонограммы и исполнитель для опо­вещения о своих правах также вправе использовать знак охраны смежных прав ®. Согласно п. 4 ст. 35 этого Закона РФ предоставле­ние на территории РФ охраны в соответствии с настоящим Законом объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров РФ осуществляется в отношении соответствующих объектов, не перешедших в общест­венное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного российским законом срока действия смежных прав.

Другим международным соглашением является Римская конвен­ция об охране интересов артистов-исполнителей, производите­лей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (в Конвенции участвуют 60 государств). Россия неоднократно заявляла о своем намерении присоединиться к Римской конвенции, наконец вопрос этот был положительно решен Правительством РФ в 2002 г., и 26 мая 2003 г. Россия стала ее участницей.

Согласно Римской конвенции каждое государство-участник обязано предоставить национальный режим охраны зарубежным артистам-ис­полнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям.

Национальный режим охраны артистам-исполнителям предо­ставляется при соблюдении одного из следующих условий: а) испол­нение имеет место в другом государстве-участнике; Ь) исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соответствии с Конвенцией; с) исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространя­ется путем передачи в эфир, охраняемой в соответствии с Конвенцией. Охрана, предоставляемая артистам-исполнителям в соответствии с Конвенцией, включает возможность предотвращать: а) осуществ­ление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения, за исключением случаев, когда используемое для пе­редачи в эфир или всеобщего сведения исполнение уже было передано в эфир или осуществляется с использованием записи; Ь) осуществ­ление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи; с) воспроизведение без их согласия записи их исполнения: 1) если первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия; 2) если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые артисты-исполнители дали свое согласие; 3) в неко­торых иных случаях.

Производителям фонограмм национальный режим охраны предо­ставляется при наличии одного из следующих условий: а) производитель фонограммы является гражданином другого государства-участника (критерий гражданства производителя); в) первая запись звука осу­ществлена в другом государстве-участнике (критерий места первой записи); с) фонограмма впервые опубликована в другом государстве-участнике (критерий места публикации). При этом, если фонограмма опубликована в государстве, не являющемся участником Конвенции, но в течение 30 дней со дня ее первой публикации она также опубли­кована в государстве-участнике (одновременная публикация), она рас­сматривается как впервые опубликованная в государстве-участнике. Однако при присоединении к Конвенции государство может заявить о том, что оно не будет применять критерий места публикации или критерий места первой записи. При присоединении к Конвенции Правительство России сделало оговорку, что Россия не будет при­менять критерий места первой записи. Производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм. Если фонограмма, опубликован­ная в коммерческих целях, или воспроизведение такой фонограммы используется непосредственным образом для передачи в эфир или для передачи любым способом для всеобщего сведения, разовое спра­ведливое вознаграждение выплачивается пользователем артистам-исполнителям, или производителям фонограмм, или им обоим.

Россия, однако, при присоединении к Конвенции сделала оговор­ку о том, что она не будет применять данное положение в отношении фонограмм, изготовитель которых не является гражданином или юридическим лицом другого государства-участника, и ограничит охрану в отношении фонограмм, изготовитель которых является граждани­ном или юридическим лицом другого государства-участника, в объе­ме и на условиях, предоставляемых этим государством фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом РФ.

Вещательной организации национальный режим охраны предо­ставляется в случаях, если: а) штаб-квартира вещательной организа­ции расположена в другом государстве-участнике; б) передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в другом государстве-участнике. При присоединении к Конвенции Правитель­ство России сделало оговорку о том, что Россия будет обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом государстве-участнике и передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, располо­женного в том же государстве-участнике. Вещательные организации пользуются правом разрешать или запрещать: а) ретрансляцию своих передач в эфир; б) запись своих передач; в) воспроизведение изго­товленных без их согласия записей своих передач в эфир, а также записей своих передач в эфир, если воспроизведение было осуществ­лено в иных целях, чем те, которые указаны в ст. 15 Конвенции; г) передачу для всеобщего сведения своих телевизионных передач, если она осуществляется в местах, доступных для публики за вход­ную плату; определение условий, на которых она может осуществ­ляться, регулируется внутренним законодательством государства, где испрашивается охрана этого права.

Государство-участник может в своем внутреннем законодатель­стве предусматривать исключения из гарантируемой Конвенцией охраны в отношении: а) использования в личных целях; б) исполь­зования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; в) кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач; г) использования исключительно в учеб­ных или научно-исследовательских целях.

Минимальный срок охраны по Конвенции составляет 20 лет с момента, соответственно, исполнения, записи фонограммы, переда­чи в эфир. Обратной силы положения Римской конвенции не имеют.

Основное различие между Римской конвенцией 1961 г. и Женев­ской конвенцией 1971 г. состоит в объеме охраны: Римская конвенция предоставляет национальный режим широкому кругу иностранных обладателей прав, тогда как Женевская конвенция 1971 г. касается лишь прав иностранных производителей фонограмм.

В результате присоединения России к Женевской конвенции 1971 г. и Римской конвенции 1961 г. права зарубежных артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания из государств-участников охраняются в России с 26 мая 2003 г. (права зарубежных производителей фонограмм ох­раняются в России с 13 марта 1995 г.). Соответственно, к неохраня­емым в России относятся права тех иностранных субъектов смежных прав из государств-участников Женевской и Римской конвенций, которые опубликовали свои произведения за рубежом до 26 мая 2003 г. (в отношении иностранных производителей фонограмм -которые произвели их до 13 марта 1995 г.), а также права всех иных иностранных правообладателей из государств, не участвующих в Же­невской и Римской конвенциях, если не соблюдаются условия охраны по российскому закону «Об авторском праве и смежных правах».

В 1996 г. был заключен Договор ВОИС по исполнениям и фоно­граммам, вступивший в силу в 2002 г. (Россия в Договоре не участвует).

 

Смежные права российских лиц за рубежом

 

Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах»:

1. Смежные права российских исполнителей, производителей фо­нограмм, вещательных организаций признаются в России, даже если первое исполнение или первое опубликование фонограммы имели место за рубежом.

2. Смежные права российских артистов-исполнителей, произво­дителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания признаются в странах-участницах Римской конвенции 1961 г. с момента вступления ее в силу для России (то есть с 26 мая 2003 г.). Кроме того, права российских производителей фонограмм признаются в стра­нах-участницах Женевской конвенции 1971 г. с момента вступления ее в силу для России (то есть с 13 марта 1995 г.).

К неохраняемым за рубежом относятся права тех российских субъектов смежных прав, которые впервые опубликовали их в России до момента присоединения нашей страны к Римской конвенции (то есть до 26 мая 2003 г.), а в отношении производителей фонограмм - которые впервые опубликовали их в России до 13 марта 1995г. (момент вступления в силу для России Женевской конвенции 1971 г.). К неохраняемым относятся также права российских субъектов смеж­ных прав (на произведения, опубликованные в России) в государ­ствах - не участниках Римской и Женевской конвенций, если не соблюдаются условия охраны по законодательству соответствующих иностранных государств.

В вопросах защиты авторских и смежных прав российских лиц за рубежом и иностранных лиц в России помогают авторские общества (в России - Российское авторское общество, Российское общество по смежным правам и др.). За комиссионное вознаграждение они оказывают посреднические услуги при заключении авторских договоров с зарубежными издательствами и консультируют по воп­росам охраны авторских прав, осуществляют функции по сбору, распределению и выплате гонораров, причитающихся российским и иностранным авторам за публичное исполнение их произведений в России. За рубежом существуют аналогичные структуры, с кото­рыми российские и иностранные авторы заключают договоры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: