Развитие технических средств фиксации и воспроизведения информации привело к тому, что артисты-исполнители, производители фонограмм и организации вещания в значительной мере утратили возможность контроля над распространением своих произведений, особенно если такое распространение осуществляется за рубежом.
Смежные права иностранных лиц в России
Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах»:
1. Права зарубежных исполнителей (артистов, певцов, музыкантов, режиссеров, дирижеров) охраняются в России, если первое исполнение имело место на территории России. Права зарубежных производителей фонограмм признаются в России, если первое опубликование фонограммы (то есть выпуск в обращение экземпляров фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей публики) имело место на территории России или звукозаписывающая организация находится на территории России. Права организаций эфирного и кабельного вещания признаются в России, если организация находится на территории России и выходит в эфир (кабельную сеть) с помощью передатчиков, также расположенных в России.
|
|
2. Смежные права иностранных правообладателей в случае, когда исполнение и опубликование впервые состоялось за рубежом, признаются в России только в соответствии с международными соглашениями.
В 1994 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г., которая действует для России с 13 марта 1995 г. (в Конвенции участвуют более 70 государств). Цель Женевской конвенции - борьба с пиратством, то есть незаконным (без согласия производителя) производством и распространением копий фонограмм, включая ввоз таких копий с целью их распространения.
Согласно Конвенции государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики. Срок охраны не должен быть менее 20 лет с момента записи или опубликования фонограммы. На все разрешенные копии фонограмм или их упаковку может проставляться символ ® и с указанием года первого издания и фамилии производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии.
Напомним, что согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» смежные права обладателей действуют в течение 50 лет после первого исполнения, первой записи или первой передачи в эфир или по кабелю. Никакой регистрации смежного права не требуется, однако производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах также вправе использовать знак охраны смежных прав ®. Согласно п. 4 ст. 35 этого Закона РФ предоставление на территории РФ охраны в соответствии с настоящим Законом объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров РФ осуществляется в отношении соответствующих объектов, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного российским законом срока действия смежных прав.
|
|
Другим международным соглашением является Римская конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (в Конвенции участвуют 60 государств). Россия неоднократно заявляла о своем намерении присоединиться к Римской конвенции, наконец вопрос этот был положительно решен Правительством РФ в 2002 г., и 26 мая 2003 г. Россия стала ее участницей.
Согласно Римской конвенции каждое государство-участник обязано предоставить национальный режим охраны зарубежным артистам-исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям.
Национальный режим охраны артистам-исполнителям предоставляется при соблюдении одного из следующих условий: а) исполнение имеет место в другом государстве-участнике; Ь) исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соответствии с Конвенцией; с) исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой в соответствии с Конвенцией. Охрана, предоставляемая артистам-исполнителям в соответствии с Конвенцией, включает возможность предотвращать: а) осуществление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения, за исключением случаев, когда используемое для передачи в эфир или всеобщего сведения исполнение уже было передано в эфир или осуществляется с использованием записи; Ь) осуществление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи; с) воспроизведение без их согласия записи их исполнения: 1) если первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия; 2) если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые артисты-исполнители дали свое согласие; 3) в некоторых иных случаях.
Производителям фонограмм национальный режим охраны предоставляется при наличии одного из следующих условий: а) производитель фонограммы является гражданином другого государства-участника (критерий гражданства производителя); в) первая запись звука осуществлена в другом государстве-участнике (критерий места первой записи); с) фонограмма впервые опубликована в другом государстве-участнике (критерий места публикации). При этом, если фонограмма опубликована в государстве, не являющемся участником Конвенции, но в течение 30 дней со дня ее первой публикации она также опубликована в государстве-участнике (одновременная публикация), она рассматривается как впервые опубликованная в государстве-участнике. Однако при присоединении к Конвенции государство может заявить о том, что оно не будет применять критерий места публикации или критерий места первой записи. При присоединении к Конвенции Правительство России сделало оговорку, что Россия не будет применять критерий места первой записи. Производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм. Если фонограмма, опубликованная в коммерческих целях, или воспроизведение такой фонограммы используется непосредственным образом для передачи в эфир или для передачи любым способом для всеобщего сведения, разовое справедливое вознаграждение выплачивается пользователем артистам-исполнителям, или производителям фонограмм, или им обоим.
|
|
Россия, однако, при присоединении к Конвенции сделала оговорку о том, что она не будет применять данное положение в отношении фонограмм, изготовитель которых не является гражданином или юридическим лицом другого государства-участника, и ограничит охрану в отношении фонограмм, изготовитель которых является гражданином или юридическим лицом другого государства-участника, в объеме и на условиях, предоставляемых этим государством фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом РФ.
Вещательной организации национальный режим охраны предоставляется в случаях, если: а) штаб-квартира вещательной организации расположена в другом государстве-участнике; б) передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в другом государстве-участнике. При присоединении к Конвенции Правительство России сделало оговорку о том, что Россия будет обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом государстве-участнике и передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в том же государстве-участнике. Вещательные организации пользуются правом разрешать или запрещать: а) ретрансляцию своих передач в эфир; б) запись своих передач; в) воспроизведение изготовленных без их согласия записей своих передач в эфир, а также записей своих передач в эфир, если воспроизведение было осуществлено в иных целях, чем те, которые указаны в ст. 15 Конвенции; г) передачу для всеобщего сведения своих телевизионных передач, если она осуществляется в местах, доступных для публики за входную плату; определение условий, на которых она может осуществляться, регулируется внутренним законодательством государства, где испрашивается охрана этого права.
|
|
Государство-участник может в своем внутреннем законодательстве предусматривать исключения из гарантируемой Конвенцией охраны в отношении: а) использования в личных целях; б) использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; в) кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач; г) использования исключительно в учебных или научно-исследовательских целях.
Минимальный срок охраны по Конвенции составляет 20 лет с момента, соответственно, исполнения, записи фонограммы, передачи в эфир. Обратной силы положения Римской конвенции не имеют.
Основное различие между Римской конвенцией 1961 г. и Женевской конвенцией 1971 г. состоит в объеме охраны: Римская конвенция предоставляет национальный режим широкому кругу иностранных обладателей прав, тогда как Женевская конвенция 1971 г. касается лишь прав иностранных производителей фонограмм.
В результате присоединения России к Женевской конвенции 1971 г. и Римской конвенции 1961 г. права зарубежных артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания из государств-участников охраняются в России с 26 мая 2003 г. (права зарубежных производителей фонограмм охраняются в России с 13 марта 1995 г.). Соответственно, к неохраняемым в России относятся права тех иностранных субъектов смежных прав из государств-участников Женевской и Римской конвенций, которые опубликовали свои произведения за рубежом до 26 мая 2003 г. (в отношении иностранных производителей фонограмм -которые произвели их до 13 марта 1995 г.), а также права всех иных иностранных правообладателей из государств, не участвующих в Женевской и Римской конвенциях, если не соблюдаются условия охраны по российскому закону «Об авторском праве и смежных правах».
В 1996 г. был заключен Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, вступивший в силу в 2002 г. (Россия в Договоре не участвует).
Смежные права российских лиц за рубежом
Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах»:
1. Смежные права российских исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций признаются в России, даже если первое исполнение или первое опубликование фонограммы имели место за рубежом.
2. Смежные права российских артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания признаются в странах-участницах Римской конвенции 1961 г. с момента вступления ее в силу для России (то есть с 26 мая 2003 г.). Кроме того, права российских производителей фонограмм признаются в странах-участницах Женевской конвенции 1971 г. с момента вступления ее в силу для России (то есть с 13 марта 1995 г.).
К неохраняемым за рубежом относятся права тех российских субъектов смежных прав, которые впервые опубликовали их в России до момента присоединения нашей страны к Римской конвенции (то есть до 26 мая 2003 г.), а в отношении производителей фонограмм - которые впервые опубликовали их в России до 13 марта 1995г. (момент вступления в силу для России Женевской конвенции 1971 г.). К неохраняемым относятся также права российских субъектов смежных прав (на произведения, опубликованные в России) в государствах - не участниках Римской и Женевской конвенций, если не соблюдаются условия охраны по законодательству соответствующих иностранных государств.
В вопросах защиты авторских и смежных прав российских лиц за рубежом и иностранных лиц в России помогают авторские общества (в России - Российское авторское общество, Российское общество по смежным правам и др.). За комиссионное вознаграждение они оказывают посреднические услуги при заключении авторских договоров с зарубежными издательствами и консультируют по вопросам охраны авторских прав, осуществляют функции по сбору, распределению и выплате гонораров, причитающихся российским и иностранным авторам за публичное исполнение их произведений в России. За рубежом существуют аналогичные структуры, с которыми российские и иностранные авторы заключают договоры.