Типология корпоративных культур.
Исследования показывают, что многие люди идут на компромисс с собственными моральными стандартами под воздействием условий, существующих в организации. Важное место занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой.
Корпоративная этика обусловлена особенностями деятельности и целями данной организации, стереотипами поведения, сложившимися в данной организации. Она является частью более широкой нормативной системы – корпоративной культуры. Последняя включает этические ценности, убеждения, ритуалы, символы. Какие истории и легенды рассказываются на предприятии, какие события выделяются церемониями, какие ритуалы существуют, что они означают, кто оказывает решающее влияние, кто передает традиции – вот некоторые вопросы, относящиеся к корпоративной культуре.
В любой организации существуют неписанные нормы и взаимные ожидания, которые оказывают влияние на поведение коллектива. Предприятия управляются различными движущими силами, в том числе страхами, табу, которые едва ли осознаются работниками, но которые имеют огромное значение.
|
|
Для того, чтобы верно оценить особенности ценностной ориентации данной организации, необходимо ясно представлять себе типологию корпоративных культур. Все их можно свести к четырем основным типам: инвестиционная культура, административная культура, культура торговли, культура выгодных сделок. Используются два фактора, оказывающие на культуру опосредованное влияние: риск (насколько содержат риск те или иные решения и конкретные действия) и обратная связь (как скоро выяснится, правильным ли было принятое решение).
Культура торговли.
Эта культура, характеризующаяся быстрой обратной связью и относительно малым риском, развивается в первую очередь в торговых организациях и организациях по сбыту, в розничной торговле, у маклеров по недвижимости и финансовых маклеров, у торговцев автомобилями при продаже товаров с доставкой на дом, при мелкорозничной торговле.
Успех зависит от количества контактов с покупателем и от настойчивости в поисках сделок. Сотрудники – обычно молодые, активные люди, смело идущие на эксперименты. Это дружелюбные люди без больших духовных запросов, но внешне привлекательные, умело используют красноречие. Они хорошо ведут коллективную игру, склонны к принятию быстрых и несложных решений.
Успех измеряется объемом сбыта, а не риском. Недостатки: количество превалирует над качеством; доминирует мышление краткосрочного успеха; высокая текучесть кадров.
|
|
Культура выгодных сделок (спекулятивная культура).
Эта культура, на которую накладывает отпечаток быстрая обратная связь успешного или неудачного предприятия и финансовый риск средней и высокой степени, встречается везде, где производятся выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем. Элементы этой культуры можно распознать и в таких областях, как мода, косметика, профессиональный спорт, реклама, финансирование рискованных предприятий. Быстрое использование представляющихся шансов – вот основная стратегия. Здесь любят быстрые сделки и быстрое получение денег.
Сотрудники – молодые люди, обладающие индивидуалистическими чувствами, высоким самомнением и тщеславием. Вырабатываются бойцовские и агрессивные черты характера, человек становится твердым в своих решениях, он вступает в соревнование с другими. Чувствительность и эмоциональность остаются в стороне, их нельзя показывать. Здесь общаются немногословно и очень быстро. Обычно сотрудники плохо ведут коллективную игру.
Основной мотив – максимально быстрое получение прибыли. Вознаграждение может выражаться не только в звонкой монете, ловким сотрудникам должное воздается в виде создания культа «звезд» и личности.
Игроки по натуре суеверны. В связи с этим у некоторых сотрудников появляются различные причуды. Подобные культуры объяснимы только азартом игрока, поскольку не следует упускать из виду того, что спекулятивные сделки гарантируют острые ощущения в течение всей жизни.