[113]Вышеописанные таким образом, эти два изначальных осознавания равенства и постижения индивидуального возникают – (а) на пути чистой медитации совершенно неконцептуального самадхи, и из (б) совершенно чистой медитации различающей мудрости, не пребывающего ни в циклическом существовании, ни в покое [нирваны]. Причем:
(1) Изначальное осознавание равенства, по своей сути, находится в состоянии Великого Покоя (zhi ba chen po), не пребывающего в двух крайностях (mtha), и всегда обладает сопутствующими условиями: великой любовью (byams pa, maitri), a также великим состраданием (snymg rje, karunā) ко всем существам, а его функция заключается в том, чтобы являть Тела Воплощений Будды (sprul sku, nirmānakāya) всевозможных видов соответственно индивидуальным склонностям усмиряемых учеников.
В «Украшении» сказано:
Всегда обладает чистыми
Любовью и состраданием;
В соответствии со склонностями
Точно показывает Тела Будды.
(2) Сущность изначального осознавания, постигающего каждое индивидуально, состоит в том, что оно постигает познаваемое, сколько бы его ни было, всё без остатка (jî snyedpa ma lus pa), не смешивая [одно с другим]. Функция (byed las) же заключается в том, чтобы показать все мыслимые достоинства, которые только можно пожелать в мирах самсары и, дабы устранить все сомнения, – научить Дхарме при помощи слов (gsimg chos ston pa). Тогда идет дождь из великих мелодичных звуков Дхармы Великой колесницы, который [это изначальное осознавание] заставляет проливаться в мирах самсары.
|
|
В «Украшении» сказано:
В мандалах-мирах самсары
[114]Показывает все достоинства
И, дабы устранить все сомнения,
Проливается дождь Дхармы.
Результат состоит в том, что, со своей стороны, сам располагаешь всеми неисчислимыми вратами созерцательного погружения самадхи и силами внутреннего [звучания] дхарани (gzimgs, dhārani), а для других делаешь так, чтобы эти [самадхи и дхарани] возникли и у них. Поэтому [результат] становится подобен великой сокровищнице [богатства всех достоинств].
В «Украшении» сказано:
Именно оно подобно сокровищнице
Всех самадхи и дхарани.
Поскольку обладают такими качествами, оба этих изначальных осознавания называются Телом совершенной радости Будд (Самбхогакая). Тело совершенной радости имеет пять определенностей: 1) Определенность Места (gnas nges pa) – оно пребывает в плотно выстроенной высочайшей и чистой сфере Акаништхе. 2) Определенность окружения ('khor nges pa) – окружено Бодхисаттвами, находящимися на тех или иных бхуми. 3) Определенность Тела (sku nges pa) – украшено [тридцатью двумя] главными отличительными признаками, а также [восьмьюдесятью] малыми чертами [Тела Будды]. 4) Определенность Дхармы (chos nges pa) – учит только Махаяне. 5) Определенность времени (dus nges pa) – пребывает, пока не опустеет самсара.
|
|
В «Украшении» сказано:
Совершенная радость в трех мирах отличается тем, что
Собирает полный круг [практикующих], имеет почву и характеристики,
[Имеет] совершенное богатство Тела и Дхармы,
А также [совершает] разнообразные чистые деяния.
Объяснение изначального осознавания осуществления как Нирманакаи
В пятом пункте две темы:
2.2.2.5.1. Очищаемое и очищающее,
2.2.2.5.2. Результат очищения, объяснение изначального осознавания и Тела.
Очищаемое и очищающее
[Кармапа] говорит:
[Сознания] пяти дверей и одна часть ментального [очищаются при помощи
Пути видения, ] рожденного из полного и правильного мышления,