Задание 16. Определите, какие тропы, фигуры речи, графические средства использованы авторами, с какой целью

1. …Деревенская улица лежали перед нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух. […] Вечер завернул меня в живительную влагу сумеречных своих простынь, вечер приложил материнские ладони к пылающему моему лбу. […] …И потом мы пошли спать на сеновал. Мы спали шестеро там, согреваясь друг о друга, с перепутанными ногами, под дырявой крышей, пропускавшей звезды (И. Бабель).

2. Можно было начинать строить Петербург как порт — нет, он начал его строить как столицу. Упрёки, несогласие, возмущение, недовольство, обвинения — он ничего этого не боялся. Он обрубал привычные связи, скрепы, понятия…

«В Европу прорубить окно» — это окно надо было не открывать, а прорубить, и прорубить изнутри. Прорубить означало не только тяжесть строительства нового града на низких топких берегах, не только деньги, усилия, муки России, закреплённые военной победой над шведами. В этом слове перекликаются, отдаются и другие толкования, идущие с тех петровских лет, когда рубился российский флот. Рубили лес для новых дорог, рубили головы стрельцов, рубились канаты якорей, державших Россию у ветхих причалов, у старых рубежей. (Д. Гранин).

 

Задание 17. Прочитайте. Определите, какие средства выразительности используются в данных публичных высказываниях.

1. Черномырдин — глубокий специалист в той отрасли, из которой вышел, и муху не пропустит над Киевом, если она летит туда с каким-то экономическим интересом (Д. Рогозин). 2. Я профессиональный шофер и вырос, можно сказать, в машине. (В. Черномырдин) 3. Радость у меня теперь только одна — миллионный митинг. Я выступаю — и передние ряды плачут (В. Жириновский). 4. Властью, данной мне народом, я объявляю перерыв на 30 минут (Г. Селезнев). 5. Наш финансовый рынок, к сожалению, не поднялся до таких высот, с которых можно упасть. (Г. Греф). 6. Надо уйти от привычки перетягивать на себя одеяло. В данном случае, властное одеяло (В. Путин). 7. Когда делятся кресла, здесь работают локтями и ремнями (Д. Аяцков). 8. Ким Чен Ир — это гость из прошлого. Но это и наше прошлое. Поэтому с ним нужно говорить (А. Бовин). 9. К юбилею творца «Ромео и Джульеты». 10. Реальных шагов к тому, чтобы поток коррупции укротить, ввести его в неширокое русло, закрыть гранитными берегами закона, чтобы она не размывала устои общества, не делалось (В. Устинов). 11. Из достоверных источников стало известно…. 12. Каждый народ неповторим, у него своя уникальная культура. Её нужно знать и ценить. Чтобы полюбить — нужно знать, невозможно полюбить то, чего не знаешь, невозможно дорожить тем, чего не ценишь (П. Латышев). 13. Защита считает себя не вправе прибегнуть к такого рода приёму, потому что настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца (Из речи адвоката).

 

Задание 18. Подумайте, о каких качествах речи и говорящего свидетельствуют следующие пословицы и поговорки?

1. Велик звон, да не красен.

2. Звону много, да толку мало.

3. Глупым словам — глухое ухо.

4. Говорит до вечера, а слушать нечего.

5. Говорит, как горох к стене лепит.

6. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.

7. Говорит красиво — да слушать тоскливо.

8. Говорит, что плетень плетёт.

9. Длинный язык — короткие мысли.

10. Глупые речи — что пыль на ветру.

11. Из-за одного слова да вечная ссора.

12. Из пустого в порожнее переливает.

13. Кланяться горазд, а говорить не умеет.

14. Речи — что мёд, а дела — что полынь.

 

 

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

Логичность речи — следование законам логики, то есть соответствие течения мыслей, отраженных в речи, законам логики, согласованность с законами речевого поведения; последовательность, четкость построения речи. Логичность заключается

— в соответствии сказанного действительности, реальному миру (сказанное может быть истинным или ложным), в отражении реально существующих связей и отношений (логичность предметная);

— в отражении особенностей мышления — структуры мысли и её развития — через употребляемые для этого языковые единицы (логичность понятийная).

Составляющими логичности речи являются:

1) соответствие логики высказывания логике развития мысли;

2) обоснованность, доказательность сказанного;

3) отражение течения мысли наиболее точными, соответствующими замыслу языковыми средствами: а) лексическими (в том числе синонимами), б) грамматическими, среди которых служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные компоненты, местоимения и т. д., порядок слов в высказывании, отдельных высказываний в составе текста и др.;

4) чёткая композиция развёрнутого высказывания:

а) зачин (вводная часть, вступление),

б) основная часть,

в) выводы (заключение);

5) умелые переходы от одной композиционной части к другой;

6) обоснованное деление текста на абзацы;

7) непротиворечивость высказывания в целом и отдельных его частей;

8) соблюдение единства стиля высказывания.

Чтобы логично говорить и писать, нужно,

во-первых, научиться логично мыслить, рассуждать;

во-вторых, хорошо владеть языковыми средствами, с помощью которых можно оформить любую мысль;

в-третьих, овладеть логикой изложения, логикой сообщения — умением чётко строить высказывание, оформлять переходы от одной мысли к другой.

 

Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

    • Какие качества речи делают коммуникацию более эффективной?
    • В чем заключается логичность речи, логичность отдельной фразы и текста в целом?
    • Каковы причины логических ошибок в речи?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: