1. …Деревенская улица лежали перед нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух. […] Вечер завернул меня в живительную влагу сумеречных своих простынь, вечер приложил материнские ладони к пылающему моему лбу. […] …И потом мы пошли спать на сеновал. Мы спали шестеро там, согреваясь друг о друга, с перепутанными ногами, под дырявой крышей, пропускавшей звезды (И. Бабель).
2. Можно было начинать строить Петербург как порт — нет, он начал его строить как столицу. Упрёки, несогласие, возмущение, недовольство, обвинения — он ничего этого не боялся. Он обрубал привычные связи, скрепы, понятия…
«В Европу прорубить окно» — это окно надо было не открывать, а прорубить, и прорубить изнутри. Прорубить означало не только тяжесть строительства нового града на низких топких берегах, не только деньги, усилия, муки России, закреплённые военной победой над шведами. В этом слове перекликаются, отдаются и другие толкования, идущие с тех петровских лет, когда рубился российский флот. Рубили лес для новых дорог, рубили головы стрельцов, рубились канаты якорей, державших Россию у ветхих причалов, у старых рубежей. (Д. Гранин).
|
|
Задание 17. Прочитайте. Определите, какие средства выразительности используются в данных публичных высказываниях.
1. Черномырдин — глубокий специалист в той отрасли, из которой вышел, и муху не пропустит над Киевом, если она летит туда с каким-то экономическим интересом (Д. Рогозин). 2. Я профессиональный шофер и вырос, можно сказать, в машине. (В. Черномырдин) 3. Радость у меня теперь только одна — миллионный митинг. Я выступаю — и передние ряды плачут (В. Жириновский). 4. Властью, данной мне народом, я объявляю перерыв на 30 минут (Г. Селезнев). 5. Наш финансовый рынок, к сожалению, не поднялся до таких высот, с которых можно упасть. (Г. Греф). 6. Надо уйти от привычки перетягивать на себя одеяло. В данном случае, властное одеяло (В. Путин). 7. Когда делятся кресла, здесь работают локтями и ремнями (Д. Аяцков). 8. Ким Чен Ир — это гость из прошлого. Но это и наше прошлое. Поэтому с ним нужно говорить (А. Бовин). 9. К юбилею творца «Ромео и Джульеты». 10. Реальных шагов к тому, чтобы поток коррупции укротить, ввести его в неширокое русло, закрыть гранитными берегами закона, чтобы она не размывала устои общества, не делалось (В. Устинов). 11. Из достоверных источников стало известно…. 12. Каждый народ неповторим, у него своя уникальная культура. Её нужно знать и ценить. Чтобы полюбить — нужно знать, невозможно полюбить то, чего не знаешь, невозможно дорожить тем, чего не ценишь (П. Латышев). 13. Защита считает себя не вправе прибегнуть к такого рода приёму, потому что настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца (Из речи адвоката).
|
|
Задание 18. Подумайте, о каких качествах речи и говорящего свидетельствуют следующие пословицы и поговорки?
1. Велик звон, да не красен.
2. Звону много, да толку мало.
3. Глупым словам — глухое ухо.
4. Говорит до вечера, а слушать нечего.
5. Говорит, как горох к стене лепит.
6. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.
7. Говорит красиво — да слушать тоскливо.
8. Говорит, что плетень плетёт.
9. Длинный язык — короткие мысли.
10. Глупые речи — что пыль на ветру.
11. Из-за одного слова да вечная ссора.
12. Из пустого в порожнее переливает.
13. Кланяться горазд, а говорить не умеет.
14. Речи — что мёд, а дела — что полынь.
ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ
Логичность речи — следование законам логики, то есть соответствие течения мыслей, отраженных в речи, законам логики, согласованность с законами речевого поведения; последовательность, четкость построения речи. Логичность заключается
— в соответствии сказанного действительности, реальному миру (сказанное может быть истинным или ложным), в отражении реально существующих связей и отношений (логичность предметная);
— в отражении особенностей мышления — структуры мысли и её развития — через употребляемые для этого языковые единицы (логичность понятийная).
Составляющими логичности речи являются:
1) соответствие логики высказывания логике развития мысли;
2) обоснованность, доказательность сказанного;
3) отражение течения мысли наиболее точными, соответствующими замыслу языковыми средствами: а) лексическими (в том числе синонимами), б) грамматическими, среди которых служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные компоненты, местоимения и т. д., порядок слов в высказывании, отдельных высказываний в составе текста и др.;
4) чёткая композиция развёрнутого высказывания:
а) зачин (вводная часть, вступление),
б) основная часть,
в) выводы (заключение);
5) умелые переходы от одной композиционной части к другой;
6) обоснованное деление текста на абзацы;
7) непротиворечивость высказывания в целом и отдельных его частей;
8) соблюдение единства стиля высказывания.
Чтобы логично говорить и писать, нужно,
во-первых, научиться логично мыслить, рассуждать;
во-вторых, хорошо владеть языковыми средствами, с помощью которых можно оформить любую мысль;
в-третьих, овладеть логикой изложения, логикой сообщения — умением чётко строить высказывание, оформлять переходы от одной мысли к другой.
Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:
- Какие качества речи делают коммуникацию более эффективной?
- В чем заключается логичность речи, логичность отдельной фразы и текста в целом?
- Каковы причины логических ошибок в речи?