ББК 74.104
Петр Наумович Лосев
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ
В СОВРЕМЕННОМ ДОУ
Главный редактор В. В. Дремова
Редактор А.Г. Кобозева
Художник £.5. Кустарова
Корректор Л.Б. Успенская
Компьютерная верстка ЮЛ. Кособокова
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в ТЦ Сфера
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00 Гигиенический сертификат № 77.99.О2.953.Д.0О2538.04.03 от 11.04.2003 г.
Подписано в печать 30.12.04. Формат 60x90'/i*. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 10,0. Тираж 13000 экз. Заказ № 53068
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (095) 656-75-05, 107-59-15.
Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ОАО «Молодая гвардия», 127994, Москва, ул. Сущевская, 21.
ISBN 5-89144-544-I © ООО «ТЦ Сфера», 2005
Введение
На дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи — обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
|
|
Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов дошкольных учреждений. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обусловливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой. Многим работникам системы образования следует пересмотреть свое отношение к методической работе в детском саду как к чему-то второстепенному.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. А если рассматривать проблему методической работы в дошкольном учреждении как одну из первоочередных, то неизбежно возникает чувство неудовлетворенности ее нынешним состоянием.
Проблема совершенствования методической работы в детском саду актуальна еще и потому, что в ней самой накопилось много
|
|
У
такого, от чего надо решительно отказаться. Главный ее недостаток — слабое воздействие на качество учебно-воспитательной работы, а значит, и на конечные результаты деятельности дошкольного учреждения. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы. Назовем важнейшие из этих недостатков:
—задачи методической работы ставятся без указания конкретных желаемых результатов;
—имеет место разрыв между содержанием методической работы и анализом содержания учебно-воспитательной работы в педагогическом коллективе;
—методическая работа ведется бессистемно, педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;
—формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога;
—дает о себе знать разрыв между теорией и практикой в методической работе, недостаточна ее практическая направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям;
—администрация многих детских садов недостаточно изучает возможности педагогов, не заботится о создании благоприятных условий для развития творческого потенциала коллектива;
—в методической работе много формализма, когда за благополучными показателями «охвата» педагогов разными видами повышения квалификации теряются главные реальные положительные сдвиги в их работе, в отношении к делу, воспитанникам.
Многих педагогов волнует, когда же они смогут стать подлинными творцами не вопреки, а благодаря методической работе? Можно ли вдохнуть новую жизнь в работу методических объединений? Существуют ли такие формы работы, которые действительно могут «расковать» творческие возможности педагогов? На эти и многие другие вопросы автор отвечает здесь, обобщив опыт дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска.
Глава 1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ДОУ
Методическая работа как фактор управления современным ДОУ
Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо хорошо понимать саму ее сущность в таких видах образовательных учреждений, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать наиболее важные, принципиальные требования к ее организации и осуществлению. В теории и методике управления ДОУ нашли свое отражение проблемы методической работы, однако далеко не всегда предлагаются обоснованное ее определение сущность, назначение и задачи. В методических указаниях по планированию работы ДОУ обычно рекомендуется рассматривать вопросы методической работы в разделе «Работа с педагогическими кадрами» (тема «Методическая работа и повышение квалификации педагогов»), однако и здесь не совсем ясно определено, как соотносятся понятия «методическая работа в дошкольном учреждении» и «повышение квалификации педагогов в дошкольном учреждении». С одной стороны, методическую работу трактуют как повышение квалификации педагогов по частнометодическим, проблемным вопросам (таким образом, иные стороны повышения квалификации педагогов остаются вне пределов методической работы); с другой же — вопрос рассматривается значительно шире: под методической работой понимают любые виды деятельности по повышению квалификации педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Конечно, для оптимального понимания проблем методической работы предпочтительнее второй подход. В этом случае все стороны повышения профессиональной квалификации педагогов и воспитателей рассматриваются как единый объект планирования и управления в целом, а все меры, способствующие повышению мастерства педагогов, интегрируются в единую целостную систему. Такое понимание соответствует духу системного, программно-целевого подхода.
|
|
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении — это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а в конечном счете — на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Таким образом, непосредственная цель методической работы в дошкольном образовательном учреждении — это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы — оказывать реальную помощь педагогам и воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Сегодня все в деятельности детского сада, в системе дошкольного образования необходимо относить к методической работе, хотя это заставляет отходить от устоявшихся, традиционных представлений о ней.
Методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом.
Ценность этого фактора состоит в том, что он работает на уровне ежеминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки педагогов становится важной составляющей человеческого фактора в процессе перестройки ДОУ.
|
|
Предполагается выделить и проанализировать все компоненты методической работы в детском саду, определить связи между ними, структуру системы, ее функции и происходящие в ней процессы управления и самоуправления.
Каковы же основные компоненты методической работы как целостной системы? Из дидактики известны основные компоненты системы обучения, а при всем своеобразии методическая работа в детском саду представляет собой не что иное, как особый частный случай обучения. Сердцевиной этой системы, ее основой является взаимодействие людей — участников методической работы. А поскольку в настоящее время усложняется деятельность дошкольного учреждения и все больше расширяются его связи с окружающей социальной средой, то в роли объектов методиче-
ской работы выступают не только педагоги и воспитатели, но и родители.
Субъектами методической работы являются прежде всего руководители дошкольных учреждений, призванные управлять методической деятельностью в соответствии с Уставом ДОУ, а также председатели методических объединений педагогов и руководители инициативно-творческих групп. Известно, что методическая работа по своей природе демократична, поскольку предусматривает роль каждого педагога не только как объекта управления, но и как участника повышения собственной квалификации и мастерства.
Сегодня, когда проблема демократизации дошкольной жизни становится особенно острой, именно методическая работа с ее массовостью, коллективным поиском решений проблем, постоянным взаимообогащением может сыграть важную роль, помогая дошкольному образованию избавиться от формализма, увлечения авторитарными методами управления, излишнего администрирования. В то же время широкое участие в руководстве методической работой «рядовых» педагогов, не наделенных административными полномочиями, не снимает ответственности с руководителей дошкольных учреждений за организацию методической работы и повышение квалификации педагогов. Наряду с субъектами в интересах обеспечения их продуктивного взаимодействия в системе методической работы важнейшими являются такие компоненты, как цель и задачи, содержание, организационные формы, методы и средства, условия повышения квалификации педагогов в дошкольном учреждении, а также получаемые в ходе работы позитивные результаты. Только в условиях единства и взаимосвязи всех компонентов системы методической работы обеспечивается повышение результативности методической деятельности, Ослабление же влияния любого из компонентов или нарушение связей между ними неизбежно снижает качество методической работы и ее эффективность, вызывает перегрузку, отрицательное отношение части педагогов к самообразованию и повышению профессионального мастерства и другие нежелательные последствия.
Для правильного понимания сущности и роли методической работы в детском саду необходимо помнить, что она является важным звеном целостной общегосударственной системы повышения квалификации педагогических кадров. Этот факт обязывает установить строгую координацию между методической работой в дошкольном учреждении и деятельностью других звеньев системы повышения квалификации — институтов усовершенствования педагогов и районных методических кабинетов. Необходимо также устранять параллелизм и дублирование в их деятельности.
Методическая работа в дошкольном учреждении не может сравниться с курсовой переподготовкой педагогов на базе институтов (ИПК) и факультетов повышения квалификации (ФПК), которые способны обеспечить высокую интенсивность, фундаментальность и системность учебной информации, располагают большим штатом квалифицированных лекторов и методистов. В то же время методическая работа непосредственно в детском саду имеет свои и немалые преимущества.
1. Она носит относительно непрерывный, постоянный, повседневный характер в отличие от курсовой подготовки в ИПК и ФПК, проводимой один раз в четыре-пять лет. Должно стать непреложным правилом, чтобы каждый педагог определенную часть времени в течение дня, недели, месяца и года посвящал повышению квалификации, овладению современными достижениями науки, техники, культуры и передового опыта.
2. Повышение квалификации и мастерства педагога непосредственно в детском саду, без отрыва от производства, позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса с изменениями в качестве знаний, умений и навыков воспитанников, в уровне их воспитанности и развитости.
3. Организаторы методической работы в дошкольном учреждении имеют возможность глубоко в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных педагогов и воспитателей, выявлять как недостатки и затруднения в их деятельности, так и прогрессивные тенденции, достижения передового опыта и педагогического новаторства, что позволяет сделать этот процесс более управляемым.
4. Методическая работа в детском саду проходит в живом, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для ее постановки. Коллективные разработки актуальных педагогических, психологических и иных проблем в детском саду позволяют передовым коллективам ДОУ добиваться заметных практических, а порой и научных результатов.
5. Методическая работа в дошкольном учреждении предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации готовых программ повышения квалификации, но и в их планировании и разработке.
6. Тесная связь методической и учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении с конкретными воспитанниками помогает сократить разрыв между обучением педагогов по-новому и позитивными сдвигами в развитии личности воспитанников, позволяет лучше оценить эффективность переподготовки кадров.
Методическая работа занимает особое место в системе управления ДОУ, тесно связана с его основными задачами и функциями. Ее особая роль в управлении проявляется в активизации человеческого фактора — личности и в творческой деятельности педагогов и воспитателей, поэтому не текущие поправки и коррективы, а серьезный управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива педагогов — вот главные ориентиры методической работы в детском саду.
В условиях перестройки дошкольного образовательного учреждения очень важно поставить вопрос о качестве и эффективности методической работы в ДОУ, способах ее оптимизации и сформулировать критерии оптимальности ее результатов.
Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в детском саду, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.
Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в детском саду являются:
— критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаюг-ся до оптимального для каждого из них уровня (или приближаются к нему) за отведенное время, без перегрузки;
— критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов и воспитателей с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов и воспитателей на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
— критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в детском саду создаются такая творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта — важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.
Данные критерии оптимальности конечных результатов методической работы занимают ведущее место в общей системе критериев оценки ее эффективности. Однако необходимы и другие, более част-
ные критерии, отражающие текущие и итоговые изменения в общем уровне педагогического мастерства, изменения профессиональных возможностей педагогов и воспитателей, снижения числа затруднений в решении важных профессиональных проблем. Целостная система методической работы в детском саду должна развиваться в соответствии с рядом важнейших принципиальных требований, а именно:
—связь с жизнью, практической реализацией задач по перестройке системы образования в детском саду, актуальность, что обязывает организаторов методической работы полностью учитывать современный социальный заказ общества в условиях изменений в стране;
—научность, чтобы вся система повышения квалификации педагогов соответствовала современным научным достижениям в самых различных областях. При этом научность методической работы не следует превращать в нарочитое наукообразие, что подчас вызывает у педагогов негативное отношение к самому понятию «научность»;
—системность, т.е. планомерность всей методической работы;
—комплексность, что предусматривает единство и взаимосвязь всех направлений повышения квалификации;
—систематичность, последовательность, непрерывность, что обеспечивает занятость педагогов разными формами методической работы в период всего учебного года;
—единство теории и практики; общая направленность на решение практических задач позволяет правильно использовать теорию как средство такого решения;
—оперативность, гибкость, мобильность; творческая сущность методической работы в условиях динамического роста дошкольной жизни, постоянной смены обстановки, усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на все изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы;
—коллективный характер при разумном сочетании общедошкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования педагогов;
—создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческих поисков педагогов. Трудно переоценить важность материальных, морально-психологических, гигиенических условий, наличие свободного времени для повышения квалификации и работы над собой.
Таким образом, реализация в дошкольной системе методической работы комплекса названных требований должна обеспе-
чить оптимальные результаты, что следует рассматривать в качестве одного из показателей эффективности методической работы в управлении современным ДОУ.
Функциональные особенности методической работы
Системный подход к повышению квалификации педагогов в ДОУ подразумевает совершенствование всех элементов методической работы — задач, содержания, организационных форм, условий. Особенно важно правильно определить главные цели, функции, задачи методической работы в современном дошкольном учреждении: ведь именно цель, как закон, определяет способ и характер практических действий.
В условиях конкретного детского сада все функции методической работы будут наполняться своим, особым содержанием, но при всей важности их конкретизации сами эти функции должны быть присущи методической работе всех дошкольных учреждений. Подход к определению задач и функций состоит в следующем: под целью методической работы понимается идеальный образ, модель желаемого результата деятельности. Следовательно, определить цели, задачи — значит определить ее желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.
Моделируя комплекс задач методической работы в детском саду, необходимо за основу взять модель профессионально значимых функциональных качеств педагога. В связи с этим можно выделить следующие три группы взаимосвязанных функций методической работы:
1) функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту;
2) функции ДОУ по отношению к педагогическому коллективу;
3) функции по отношению к конкретному педагогу и воспитателю.
Все эти функции имеют свои конечные результаты, причем первые две группы «работают» в конечном счете на третью, гак как именно ее реализация приближает дошкольное учреждение к решению задач, связанных с инновационными изменениями в детском саду.
Методическая работа в дошкольном учреждении объективно выполняет роль связуюшето звена между жизнью и деятельностью конкретного педагогического коллектива, с одной стороны, и государственно-общественной системой образования, психо-
лого-педагогической наукой, передовым и новаторским опытом -с другой.
К первой группе функций методической работы относятся: — осмысление социального заказа, важнейших требование общества и государства к дошкольному образовательному учреждению, а также конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования. их своевременное правильное доведение до каждого работника (результатом должно стать точное и творческое понимание всеми педагогами своих обязанностей в условиях развития современного ДОУ);
— внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатом должно стать освоение передового опыта педагогами данного ДОУ);
— внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом должно стать повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, обогащение педагогической культуры педагогов);
— пропагандирование лучшего опыта педагогов самого учреж
дения (эта функция зачастую недооценивается на практике, а
ведь распространение передового опыта педагога среди других ДОУ
служит сильным стимулом для дальнейшего творческого роста, в
результате чего обогащается «общая копилка ценного опыта»).
Без реализации первой группы функций невозможно осуществить все остальные, так как ни одно дошкольное учреждение не может работать успешно, не освоив действующих в настоящее время программных и нормативных требований, а также достижений современной науки и передового опыта педагогов.
Ко второй группе функций методической работы относятся:
— консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;
— выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
— анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов;
— анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
— предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов и воспитателей;
— выявление, обобщение и распространение передового опыта педагогов самих дошкольных учреждений, обмен ценными педагогическими находками;
— предупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;
—стимулирование педагогического творчества и инициативы у всех педагогов и воспитателей;
—приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.
Третья группа функций методической работы в детском саду непосредственно связана с повышением профессионального мастерства каждого педагога, поэтому их формулировка зависит от того, как понимается профессиональное мастерство. Руководителям детских садов необходимо иметь в виду следующее:
—профессиональное мастерство — это характеристика реальных профессиональных возможностей педагога;
—педагогическое мастерство — совокупность профессиональных (прежде всего дидактических и воспитательных) умений педагогов;
—уровень мастерства педагога обусловлен совокупностью профессионально-личностных качеств и свойств.
К третьей группе функций методической работы относятся:
— совершенствование мастерства, обогащение педагогов зна
ниями (программные, часгнометодические, дидактические, вос
питательные, психологические, этические знания и т.д.);
—развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентации и убеждений, соответствующих задачам развития общества и дошкольного учреждения;
—развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности, таких как любовь к детям, увлеченность предметом и программным содержанием воспитания и обучения, потребность самореализации и т.д.;
—развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (методическая работа подразумевает не только обучение, но и воспитание педагогов, развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость);
—развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления, таких его черт, как системность, конкретность, гибкость, экономичность;
—развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких факторах, как техника словесной и несловесной коммуникации, а также техника движений, мимики, жестов и интонаций, техника общения с воспитанниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая сложные технические средства);
—развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
—формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.
L3
Все эти функции необходимо учитывать руководителям дошкольных учреждений при проектировании методической работы.
Функции методической работы в ДОУ по отношению к конкретному педагогу и воспитателю можно сформулировать и в более обобщенном виде — формирование и развитие индивидуально-неповторимой и эффективной системы педагогической деятельности конкретного педагога. Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторе-кие), приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития). Такой подход к зада-. чам методической работы с педагогом также необходимо учитывать заведующему ДОУ и старшему воспитателю.
Таким образом, анализируя методическую работу в современном дошкольном учреждении с позиции функциональных особенностей в системе управления, можно сделать следующий вывод.
Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы не только для ее правильного планирования и организации. Не менее важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.
Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное из этих средств — содержание методической работы в дошкольном учреждении.
Содержание методической работы в современном
детском саду как условие повышения
профессионального мастерства педагогов
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог-практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации. Таким образом, речь идет о важности оптимального выбора содержания методической работы в современном ДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Нередко выбор содержания работы с педагогами случаен, отличается бессистемностью, отсутствием или слабостью
связей между основными направлениями повышения квалификации работников детских садов, отсутствием в планах методической работы ряда необходимых блоков содержания, самых острых и актуальных проблем. Во многих детских садах реальные проблемы учебно-воспитательного процесса, проблемы конкретных педагогов и воспитанников и содержание методической работы сосуществуют вполне мирно, но параллельно друг другу-
Содержание, оторванное от насущных проблем, стоящих перед педагогом, неизбежно будет восприниматься им как формальное, непонятно зачем навязанное извне.
Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержание методической работы на уровень современных требований, следует проявить усилия одновременно на двух уровнях.
Во-первых, обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ; выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения. (Это задача работников педагогической науки и руководящих работников органов управления образованием, научно-методических служб и центров.)
Во-вторых, конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения. (Это задача организаторов методической работы в учреждении.)
Задачи на втором, дошкольном уровне отбора содержания методической работы нельзя успешно решать, не учитывая общенаучных основ. И в то же время без конкретизации общего содержания применительно к условиям каждого дошкольного учреждения, без акцента на проблемах, актуальных для каждого конкретного педагогического коллектива, даже самое богатое содержание методической работы не вдохновит педагогов на творчество, не будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работы, демократизации дошкольной жизни. Таким образом, содержание методической работы в современном дошкольном учреждении должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и конкретных, индивидуально-неповторимых.
В настоящее время можно предложить следующий комплекс источников содержания методической работы в ДОУ;
— государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке дошкольного учреждения, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;
— новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;
— достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в дошкольном учреждении, повышающие ее научный уровень;
— инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы в дошкольном учреждении, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями;
— информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков;
— информация о массовом передовом опыте методической работы в дошкольных учреждениях, помогающая в конкретных условиях решать вопросы выбора содержания методической работы с педагогами, помогающая избежать ошибок;
— данные конкретного анализа состояния учебно-воспитательного процесса в конкретном ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.
Практика показывает, что невнимание к любому из этих взаимодополняющих источников приводит к однобокости, обеднению, неактуальности содержания в системе повышения квалификации педагогов, т.е. выбор содержания методической работы оказывается неоптимальным.
В условиях современного ДОУ и с учетом сложившихся традиций и привычек выбор содержания методической работы — дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. Важно избежать и других нежелательных крайностей — анархии, необоснованности, хаоса, беспринципности, поэтому в любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.
Содержание методической работы в ДОУ должно также координироваться с содержанием других звеньев системы повышения квалификации, не дублируя и не пытаясь его подменить.
Анализ практики методической работы и конструктивно-методической документации руководящих органов образования, изучение потребностей повышения квалификации и мастерства педагогов позволяют выделить в современных условиях следую-
шие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном учреждении:
—мировоззренческая и методологическая;
—частнометодическая;
—дидактическая;
—воспитательная;
—психолого-физиологическая;
—этическая;
—общекультурная;
—техническая.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений.
За каждым направлением содержания методической работы стоят определенные отрасли науки, техники, культуры. Осваивая новые знания, педагог может подняться на новый, более высокий уровень профессионального мастерства, стать более богатой, творческой личностью.
Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов
Представителю любой профессии, а тем более педагогу, очень важно уметь правильно ориентироваться в мировоззренческих, ценностных, философско-методологических проблемах. Без четкой мировоззренческой и методологической позиции трудно и даже невозможно сделать правильный выбор направления собственной практической педагогической деятельности.
Содержание мировоззренческой и методологической подготовки предполагает следующие важнейшие аспекты:
—сущность и содержание социального, политического, экономического, а также профессионально-педагогического мышления;
—содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
—философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
— проблемы образования в условиях рыночной экономики,
политики, плюрализма и многопартийности;
— место дошкольного учреждения в меняющемся обществе,
Организаторы данного направления подготовки педагогов се
годня как никогда и сами должны обладать такими качествами,
как широта кругозора, принципиальность, высокая компетентность и ответственность,
Частнометодическая подготовка педагогов
По своей базовой подготовке каждый педагог прежде всего является преподавателем конкретного предмета или выполняет функцию воспитателя. В частнометодической подготовке педагогов можно выделить три следующих взаимосвязанных фактора:
1) повышение квалификации педагогов в области той науки
или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого
предмета, раздела программы или целостного воспитательного
процесса;
2) повышение квалификации педагогов и воспитателей в сфере содержания своего предмета, углубленное изучение новых учебных программ и учебных пособий;
3) повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.
Значение первого из названных факторов частнометодической подготовки педагогов трудно переоценить. Это связано с бурным ростом научно-технического прогресса, повышением роли науки в решении задач воспитания и образования. В условиях стремительного развития современных средств массовой информации, благодаря чему быстро возрастает информированность воспитанников, педагог должен обладать научной эрудицией, так как это — непременное условие авторитета педагога, условие его успешного общения с воспитанниками и их родителями.
Важное место в повышении квалификации как педагогов-предметников, так и воспитателей занимает работа по освоению обновленного содержания образования и воспитания в детском саду, j Особенно сложные и ответственные задачи в этом плане прихо-, дится решать тем педагогам дошкольного учреждения, где вводятся новые для дошкольников предметы и программы обучения ' и воспитания.
Повышение квалификации педагогов и воспитателей в сфере i
содержания программ предполагает глубокое изучение вопросов
преемственности в системе «Детский сад—школа», что позволяет
повышать эффективность адаптации ребенка в школе, добивать- |
ся единства требований к воспитанникам.,
Правильно поступают в тех дошкольных учреждениях, где внимание педагогов специально акцентируют на оценке сравнительной трудности усвоения воспитанниками разных тем и разделов программы, выделяя наиболее трудный для понимания материал *
с целью его специальной проработки. Для выявления трудных тем заведующие, старшие воспитатели и методисты могут пользоваться не только собственными наблюдениями и результатами собеседований с педагогами, но и материалами, публикуемыми в печати, о типичных затруднениях воспитанников в изучении отдельных тем и разделов программ.
Хорошим средством усиления внимания педагогов к содержанию преподаваемого предмета, программе воспитания и обучения является ознакомление родителей с программными требованиями. Раскрывая перед родителями перспективы получения воспитанниками новых знаний и умений, педагог углубляет свое собственное понимание программы, и сам относится к ней более ответственно.
При всей важности частнометодической подготовки педагогов в дошкольном учреждении необходимо помнить, что она должна быть тесно связана с другими сторонами содержания методической работы в ДОУ, что нельзя сводить всю методическую работу только к изучению частной методики. Это особенно важно, так как культивирование специфичности методических проблем, возникающих у педагогов разных дисциплин, мешает их взаимопониманию, коллективной методической работе, мешает найти общий язык, управлять повышением квалификации педагогов в масштабе единого педагогического коллектива. Важна не только предметная, но и всепредметная, в частности общедидактическая, подготовка педагогов.
Дидактическая подготовка педагогов
Становление в ДОУ методической работы как целостной системы в управлении немыслимо без повышения общедидактической подготовки педагогов. В системе методической работы дидактическая подготовка является системообразующим началом. Вокруг нее группируются другие стороны содержания повышения квалификации педагогов: ведь дидактика касается наиболее важных проблем работы современного дошкольного учреждения, проблем, волнующих всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают в ДОУ и по какой программе проходит воспитание и обучение.
Каким же должно быть содержание дидактической подготовки педагогов в современных условиях? На какой основе его необходимо строить?
В целях дидактической подготовки педагогов в системе методической работы в ДОУ предполагается обеспечить:
— изучение наиболее важных современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и, особенно, прикяад-
ных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
— изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидуально-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.
В большинстве ДОУ сегодня мало изучают труды классиков педагогики. Необходимо отчетливо осознать: без знания дидактического наследия прошлого современный педагог не может овладеть высотами профессиональной культуры!
При правильной организации изучение классического наследия не превращается в самоцель, а органически связывается с актуальными проблемами сегодняшнего ДОУ. Однако, при всей важности освоения классического педагогического наследия, не нужно всю методическую работу по данному направлению сводить лишь к его изучению. В передовом, новаторском опыте лучших педагогов современности нашли воплощение многие оригинальные, новые дидактические идеи, подходы, приемы. Живой конкретный опыт педагога имеет определенные преимущества перед обобщенными выкладками ученых, однако, это не альтернатива изучению дидактической науки, а необходимое дополнение к ней.
Возрастающий уровень дидактической культуры и эрудиции педагогов позволяет повысить уровень анализа реального учебного процесса в ДОУ, выявить типичные затруднения педагогов. Эта работа проводится не просто на дидактической основе (без чего нельзя было бы получить никакой информации об опыте), а на основе диагностики конкретных, причем важнейших, дидактических умений педагогов. При этом следует самооценку затруднений и оценку их заведующими ДОУ как экспертами осуществлять комплексно.
Воспитательная подготовка педагогов
В условиях развития ДОУ особенно важную роль приобретает готовность педагога к воспитательной работе, имеющей первостепенное значение. Чтобы обеспечить эту готовность, необходимо развивать все направления методической работы. Мировоззренческая подготовка нацелена на оказание помощи в реализации задач воспитания детей. На решение комплекса воспитательных задач в процессе обучения нацелены частнометодическая и дидактическая подготовка. Назрела необходимость выделить специальный, воспитательный блок содержания методической работы.
Главным содержанием этого направления методической работы являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих
ценностей. Одной из важнейших идей в рамках воспитательной подготовки педагогов и воспитателей в настоящее время стала идея системного подхода к воспитанию.
На состояние воспитательной работы с дошкольниками, уровень их воспитанности сильное и не всегда благоприятное влияние оказывает внешняя среда. Новые явления в макросреде, а главное, задачи социального обновления требуют перестройки воспитательной работы, иначе — перестройки подготовки педагогов к ее проведению.
Психолого-физиологическая подготовка педагогов
Современному педагогу-воспитателю необходимы знания по психологии, физиологии детей и подростков, дошкольной гигиене, а также основанные на этих знаниях практические умения и навыки.
Исследования показывают, что именно в этой области педагоги чувствуют себя особенно неуверенно и нуждаются в действенной методической помощи. Каким же должно быть содержание психолого-физиологической подготовки педагогов в ДОУ в нынешних условиях? Можно говорить о четырех основных источниках этого содержания:
1) знания по общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, знания о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников разных возрастов; знания по психологии обучения и воспитания; знания о взаимосвязи характера учебно-воспитательной работы и уровня развития воспитанников; знания психологии детского коллектива, т.е. знания, которые можно почерпнуть из литературы, лекций специалистов-психологов, физиологов, врачей и т.п.;
2) знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ или конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
3) знание психологии груда и личности педагога, закономерностей его профессионального, творческого роста, развития педагогических коллективов;
4) знание особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе учебно-воспитательной и методической работы.
При наличии такой информации возможно оказывать действенное педагогическое влияние не только на воспитанников, но и на реальное профессиональное самовоспитание. Во всех налрав-
2L
лениях содержания методической работы должны быть два встречных потока информации — знания характера обобщенного и конкретного, приобретаемые непосредственно самими участниками педагогического процесса.
Слабость первого источника информации резко снижает, сводит к нулю научный уровень работы, ведет к неумению правильно объяснить полученные сведения. Слабость второго источника информации становится причиной абстрактного теоретизирования, свидетельствует об отрыве от реальных психологических проблем конкретного коллектива.
До последнего времени данное направление в методической подготовке педагога было развито слабее, чем другие. Как показывает анализ множества существующих методик изучения личности воспитанников и особенностей коллективов, наиболее доступной для массовой дошкольной практики является методика педагогического, или психолого-педагогического консилиума. Именно ее следует рекомендовать в качестве составной части содержания психологической подготовки педагогов.
Суть этой методики состоит в том, что все педагоги, работающие с одним коллективом воспитанников, совместно, по единой научно обоснованной программе изучают воспитанников, их реальные учебные возможности, а затем коллективно определяют причины отклонений и недостатков, мешающих достижению оптимального уровня развития, и намечают конкретные меры по улучшению работы с группой и отдельными воспитанниками.
Принципиально важно, чтобы в консилиуме тесно сотрудничали все педагоги, воспитатели и другие заинтересованные лица.
Методическая работа в дошкольном учреждении призвана помогать педагогам осознать необходимость внимательного изучения каждого воспитанника, недопустимость работать «вслепую» или «на ощупь», правильно понимать цели, задачи, программы обучения воспитанников, правильно пользоваться методами отбора информации.
Такие консилиумы способствуют повышению психологической культуры педагогов, учат их более зорко всматриваться в психику воспитанников, отмечать особенности их личности, индивидуальности, учат действовать на занятиях тонко, тактично, прицельно.
Этическая подготовка педагогов
Педагогический коллектив — достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. В ходе
учебно-воспитательной работы неизбежно возникают сложные проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить. Для решения этих задач педагогам необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики. Поведение педагога в системах отношений «педагог—воспитанник», «педагог—педагогический коллектив ДОУ», «педагог—родители» и т.п. становится предметом особого рассмотрения. В качестве теоретического источника знаний по педагогической этике рекомендуются работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.И. и И.Я. Пи-саренко, сборники задач и педагогических ситуаций, где выбор оптимального варианта требует от педагога не только знаний, но и большой мудрости и педагогического такта. Источником этической подготовки педагога также служат и материалы из жизни данного дошкольного учреждения. В ряде ДОУ педагоги приходят к выводу необходимости выработать свои кодексы профессиональной этики, в которых формулируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.
Общекультурная подготовка педагогов
Огромная социальная ответственность профессии педагога как воспитателя новых поколений, быстрый рост информированности воспитанников и их родителей, с одной стороны, и большая загруженность современного педагога различными видами профессиональной и общественной деятельности, с другой, делают весьма актуальной и острой проблему постоянного повышения общего культурного уровня педагога.
Быть в курсе духовных достижений своего бурного времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижения в спорте — вопрос чести и профессионального престижа педагога. В коллективах передовых ДОУ этим вопросам традиционно уделяется большое внимание. Правильно поставленная работа по повышению культурного уровня педагогов не становится источником перегрузки. Напротив, благодаря более высокой общей культуре педагогов удается сократить число традиционных методических заседаний и мероприятий.
Хорошим стимулом для повышения общекультурной подготовки педагогов служит организация в ДОУ художественной самодеятельности. Сам фыа ее существования заставляет педагогов постоянно работать над расширением своего культурного круго-
зора. Развитие общей культуры педагогов — один из самых больших резервов повышения их мастерства.
Техническая подготовка педагогов
В эпоху научно-технического прогресса даже такие личные человеческие процессы, как обучение и воспитание, во все большей мере нуждаются в высокой технической оснащенности. Речь идет не о замене педагога техникой, а об его умении активно и эффективно использовать новые возможности образования, воспитания и развития воспитанников, которые предоставляют современные технические устройства. Необходим подлинный, неформальный технический всеобуч в ДОУ.
Такой всеобуч в наши дни становится качественно новым по своему значению и содержанию в связи с компьютеризацией ДОУ. Естественно, что освоение новой техники не может касаться только педагогов, преподающих новый предмет или работающих по новым программам. Компьютерной грамотностью в кратчайшие сроки должны овладеть все педагоги. Ведь по мере создания пакетов прикладных программ, по мере включения в учебный процесс современных персональных компьютеров можно будет преподавать все учебные предметы и темы по программам с использованием ЭВМ. Огромны возможности ЭВМ и в организации технического творчества воспитанников, их досуга.
Новым для ДОУ и очень эффективным техническим средством стал видеомагнитофон. Как показывают научные исследования, возможности видеотехники в процессе обучения весьма высоки. Видеомагнитофоны могут с большой пользой применяться и в управлении дошкольным учреждением, и в методической работе. Актуально освоение всеми педагогами и другой, более традиционной техники — обычных аудиовизуальных средств и т.д.
Таким образом, знания педагогов об устройстве, назначении, педагогических возможностях технических средств обучения и воспитания, умение применять их на практике являются относительно самостоятельным блоком содержания методической работы, требующим особого внимания со стороны всех лиц, организующих такую работу.
Изучая психолого-педагогическую литературу и результаты конкретной практической деятельности по исследуемой теме, можно сделать вывод, что методическая работа в ДОУ — неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Методическая работа в настоящее время при-
обретает все большее значение, так как ее «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его прогрессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации современного ДОУ добровольный характер методической работы делает ее одним из наиболее демократических видов деятельности. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления ДОУ, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности.
В связи с этим необходимо хорошо знать цели и функции методической работы в ДОУ, ее основополагающую сущность. Совершенствовать методическую работу, поднимать ее на более высокий уровень — только так можно изменить содержание в системе образования и воспитания.
Большое внимание задачам и содержанию методической работы в ДОУ необходимо уделять еще и потому, что зачастую ее перестройку пытаются свести к изменению форм проведения, оставляя в стороне главное — ее цели и содержание. Конечно, содержание реализуется в формах организации методической работы, но положительный итог определяет прежде всего содержание работы с кадрами (а не только формы).
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ В ДОУ
Традиционные формы организации методической работы
Сложность и многообразие функций и задач методической работы в дошкольном учреждении, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных форм и новаторское применение новых форм.
Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может поэтому оказывать влияние на содержание — на его способность к прогрессивному развитию или же обесценивать его.
Разнообразие форм методической работы определяется прежде всего сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.
Целесообразно выделить две группы организационных форм методической работы — коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие микрогруппы педагогов, методические кабинеты ДОУ и т.д.; ко вторым — стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.
Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой методической темой (проблемой) дошкольного учреждения. При правильном выборе целей и задач по данной проблеме эта работа организует, объединяет все другие формы, становится системообразующим фактором. К выбору единой методической темы детского сада предъявляются определенные требования:
— тема должна быть актуальной для данного педагогического коллектива, соответствовать уровню его педагогического развития;
— тема должна быть созвучна современным педагогическим идеям;
— выбор темы должен проводиться коллегиально, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива;
— желательно, чтобы единая методическая тема была связана с имеющимся передовым педагогическим опытом, конкретными научно-педагогически ми исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целыми коллективами, которые могут оказывать помощь своими разработками, пропагандой имеющегося опыта; возможна и самостоятельная работа коллектива детского сада над той или иной педагогической проблемой;
— важно, чтобы методическая тема охватывала как учебную, так и воспитательную работу: либо выбирается тема, которая касается воспитательной работы, либо коллектив разрабатывает две темы — дидактическую и воспитательную;
— выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной, она должна отражать идеи концепции, по которой работает образовательное учреждение. Практика показывает целесообразность определения единой методической темы на перспективу (чаще на пять лет) с разбивкой по годам.
Единая методическая проблематика должна пронизывать все формы методической работы. Наличие единой темы — одно из условий сплочения коллектива единомышленников. А.С. Макаренко писал, что «хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе*. Создать же такой коллектив невозможно без объединяющей идеи, без целеустремленной методической работы над повышением мастерства каждого члена педагогического коллектива.
К сожалению, изложенные требования часто нарушаются. Иногда педагоги даже не знают единой темы детского сада, не понимают научных идей, лежащих в ее основе. Все это происходит в результате формализма в детсадовской методической работе. Не всегда руководители детских садов в полной мере используют большие системообразующие возможности данной формы методической работы.
Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы — методические объединения. Это объединения как педагогов-однопредметников, так и педагогов нескольких дисциплин, нацеленные на конкретное преломление общедидактических и общепедагогичеких положений применительно к конкретному занятию или воспитательному мероприятию. Методические объединения создаются в детском саду при наличии не менее трех воспитателей, работающих в одних и тех же возрастных группах, преподающих один учебный предмет или раздел учеб-
ной программы. Педагоги других проблем и направлений могут объединяться в цикловые предметные объединения гуманитарного и естествен но-научного профилей.
При определении состава методобъединений необходимо учитывать конкретные условия данного детского сада, начиная с общего числа педагогов и педагогов по данному направлению, возможности продуктивной работы в рамках одного объединения педагогов разных направлений (а это во многом зависит от единой методической темы в детском саду, квалификации педагогов и т.д.). Только исходя из конкретных условий и применяя разнообразные формы и приемы работы, можно избежать формализма, которым страдают многие объединения, более эффективно использовать эту достаточно продуктивную форму методической работы, осовременить ее и оказать реальную помощь педагогам в решении задач детского сада.
Заседания методобъединений проводятся, как правило, раз в месяц в соответствии с общим планом и учетом циклограмм, однако их деятельность не сводится только к этим заседаниям, она носит повседневный характер, и это является большим достоинством данной формы работы.
Каждое заседание методического объединения включает в себя как теоретическую часть — доклады, сообщения, обзор методической литературы, так и практическую — посещение занятий и их обсуждение, практикумы, выполнение планов самообразования педагогов, подведение итогов творческих и конкурсных детских работ. В конце учебного года завершают работу методических объединений выставки, конференции педагогов и т.д. В детском саду практикуют выпуск рукописных методических журналов, выступления педагогов по обмену опытом на заседаниях педсовета, оформление стендов эффективности занятий и т.д.
На заседаниях методобъединений обсуждаются индивидуальные планы самообразования педагогов, заслушиваются их сообщения о ходе самообразовательной работы.
Работа методобъединений может проводиться по следующим направлениям:
— изучение вопросов теории воспитания и обучения, овладение их научной методологией;
— ознакомление с новыми программами и учебными пособиями, уяснение их особенностей и требований; изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного научного материала;
— углубленное изучение методики воспитания и обучения по разделу общей программы детского сада; предварительное изучение методики преподавания наиболее сложных разделов програм-
мы с последующей практикой проведения открытых занятий, подготовленных опытными педагогами;
— изучение положений дидактики и теории воспитания, возможность их практического применения;
— изучение возрастной и педагогической психологии, психолого-педагогических особенностей детей разных возрастных групп;
— информация о новых книгах по разделам программ, материалах и методических рекомендациях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работы в детском саду;
— систематическое изучение состояния знаний, умений и навыков, уровня воспитанности, интеллектуального развития дошкольников;