проблема норма-аномалия развития. анализ

РАЗВИТИЕ - непрерывный поступательный процесс формирования позитивных изменений в психике, совершенствование ее отражательных и регулятивных возможностей. В качестве критерия нормы выступала адаптация ребенка к школьному обучению. В РБ утверждаются общеевр взгляды на проблему нормы развития. Согласно проекту Закона о спец образовании лиц с особенностями психофиз развития, эти люди обладают для государства такой же ценностью, как и другие. Это привело к переосмыслению понятий «аномальное развитие ребенка», «необучаемый ребенок»=>«ребенок с особенностями развития», «нестандартный ребенок»

В психическом развитии детей выделяют ряд существенных закономерностей.

1. Психическое развитие в детском возрасте идет очень быстрыми темпами. Изменения в психике ребенка до года можно наблюдать каждую неделю, в дошкольном возрасте – каждый месяц, в школьном возрасте – каждый год. Психическое развитие в детском возрасте, безусловно, носит прогрессивный характер.

2. Дети не имеют возможностей (рефлексивных навыков, жизненного опыта), чтобы контролировать развитие. В случаях нарушений развития дети нуждаются в псих помощи со стороны взрослых.

3. Темпы психического развития у детей носят неравномерный характер. Периоды быстрого развития психических структур (сеннзитивные) сменяются периодами относительно медленного развития и наоборот. Психокоррекционная помощь наиболее эффективна в сензитивные периоды развития.

4. Отдельные псих структуры имеют разные сроки созревания, что определяется как гетерохронность псих развития. (у подростков структуры интеллекта сформированы, а стр личности в стадии развития.)

5. В психическом развитии детей наблюдается ряд закономерных возрастных кризисов, когда темпы развития значительно замедляются. Это кризисы 1, 3, 7 лет и кризис подросткового возраста. Кризисы происходят при переходе от одной стадии развития к другой

Все выделенные закономерности относятся к развитию как нормальных, обычных детей, так и детей с психофиз особенностями, но развитие последних имеет свою специфику, связанную с действием неблагоприятных факторов развития. У детей с психофиз особенностями, как правило, темпы развития отстают от возрастных норм. У них более низкий энергетический потенциал развития, что проявляется в замедлении скорости приема и переработки информации, снижении уровня активности, недоразвитии основных форм деятельности. Первичные нарушения развития часто приводят к социально-личностным недостаткам: инфантильности, коммуникативной неуклюжести, отклонениям в характере. Но не всякое развитие ребенка с психофизическими особенностями можно считать отклоняющимся.

Отклоняющимся считается развитие, если оно 1)протекает под действием неблагоприятных факторов, 2) патогенная сила этих факторов превышает компенсаторные возможности психики.

В тех случаях, когда компенсаторные резервы психики ребенка превышают патогенные потенциалы его развития, возможно формирование полноценной личности, чьи психофизические недостатки «не заметны» в структуре ее индивидуальности. В СП отклоняющееся развитие психики - «дизонтогенез

 

6. общие специфические закономерности нарушения развития

 

1) замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой. имеет устойчивый или переменный характер. Оно может за­трагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон. Выраженность не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством ока­занной ребенку псих-пед помощи.

2) диспропорциональность между направ­ленной и спонтанной сторонами развития. Как правило, спон­танное развитие страдает в большей мере, чем направленное.

3) недоразвитие всех или некото­рых форм предметной деятельности.

4) недоразвитие моторики. В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двига­тельных навыков, автоматизация которых требует много вре­мени и усилий.

5) нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи. Практически все типы нарушенного развития включают разнообразные затруднения в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования выс­ших психических функций.

6) деформация социальной, ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением. Хорошо известно, что отклонения в развитии выступают не только следствием исходного нарушения, будь то глухота или недо­статки в двигательной сфере, но и во многом определяются неблагоприятными социально-психологическими условиями, к числу которых, прежде всего, следует отнести дисгармонич­ный характер семейного воспитания особого ребенка.

 

7. параметры оценки психологического дизонтогенеза по Лебединскому.

то, как именно будет нарушаться психическое развитие в каждом конкретном случае, зависит от:

1. Функциональной локализации нарушения; (нарушения различных структур мозга будут иметь разные последствия. В связи с этим выделяют общий и частный дефект. Частный дефект приводит к дефицитарности отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Общий дефект влияет в той или иной степени на все стороны психического развития.)

2. Времени поражения; (Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. чем раньше произошло поражение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития психики. Чем позднее, тем более характерны явления повреждения с распадов структуры псих функций.) В псих развитии ребенка выделяются периоды, в кот большинство психофиз систем находятся в сензитивном состоянии, и периоды, для кот характерна устойчивость псих функций. Период от 4 до 11 лет является наиболее устойчивым по отношению к различным вредностям.

3. Соотношения первичного и вторичного дефектов; (первичные и вторичные симптомы вторичные - в процессе аномального соц развития, должны становиться объектом псих-пед изучения и коррекции. Если препятствием к обучению и воспитанию ребенка является первичный дефект, то в дальнейшем именно вторичные нарушения псих и личностного развития начинают определять более широкий круг психологических возрастных проблем и препятствовать адекватной социальной адаптации.)

4. Характера нарушения межфункц взаим-ий в процессе аномального системогенеза.( в процессе аномального системогенеза. Совр представления о системном характере психики позволяют говорить о том, что в процессе псих развития возникновение новых качеств является результатом перестройки внутрисист отношений. В норм онтогенезе выделяют несколько типов межфункциональных отношений. К ним относятся: явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи. В норме эти типы связей отражают уровни функциональной организации психических процессов. Ассоциативные связи при нарушениях деятельности ЦНС могут стать инертными, вследствие чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям.

В позн сфере патологическая фиксация проявляется в виде различных инертных стереотипов, в личностной сфере чаще встречаются аффективные фиксации. Например, в норме страхи являются наиболее типичными проявлениями в возрасте 3-10 лет. При патологии страхи, фиксируясь, распространяются и на более поздние возрастные периоды и тормозят психическое развитие. )

 

8. структура нарушенного развития: первичные вторичные и третичные нарушения. Сохраненные функции

Дизонтогенез - развитие, протекающее в неблагоприятных условиях. эти условия приводят к тому, что процесс развития реализуется иным способом, чем в норме. Психику ребенка с отклонениями в развитии представляют по аналогии с психикой здорового ребенка минус нарушенные или отсутствующие функции. Любой вариант отклонений в развитии обладает общими параметрами. Поскольку процесс развития протекает по законам, отклонения от этого процесса имеют свои закономерности.

Особое значение в СП придается соотношению первичных и сист расстройств как особому параметру. (структура нарушенного развития.) Идея принадлежит Л. С. Выготскому.

Первичные (ядерные) нарушения - малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные воздействием патогенного фактора. Сразу же подчеркнем, что речь идет о нарушениях в работе именно психических функций, а не их анатомо-физиологических предпосылок.

Первичными нарушениями могут являться органические поражения мозга и анализаторных систем.

Вторичные (системные) нарушения - обратимые изменения процесса развития псих функций, связ с первично нарушенной. Системные нарушения обладают опр степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Говоря об обратимости системных отклонений в результате коррекционной работы, следует иметь в виду, что исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким.

Третичные нарушения — нарушения разных сторон психики, не имеющих связей с первично поврежденной функцией. Иногда в качестве критерия выделения используют признак факультативности. т.е. необязательности. Одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре вторичных отклонений при одном и том же ядерном нарушении у разных людей разного возраста. Вместе с тем нелишне заметить, что соотношение между симптомами отклонений в развитии во многом зависят от индивидуальных особенностей человека, в частности от его компенсаторных возможностей, и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается.

9 соотношение причин и условий отклоняющегося развития

Все многообразие причин отклоняющегося поведения может быть сведено к двум большим группам:

1) заданные;. - поведенческие отклонения, обусл причинами биол характера. Это генет дефекты развития, родовые травмы, особенности поведения, связанные со спецификой формирования и развития различных систем и функций организма. Данная группа причин сама по себе может обусловливать формирование отклонений в поведении

2) возникшие - составляют группу факторов риска, с которыми человек может абсолютно нормально прожить всю жизнь, не имея каких бы то ни было проблем с поведением, но которые могут актуализироваться в опред объективно либо субъективно сложных для него жизненных условиях и ситуациях. Такие условия и ситуации принято называть условиями и ситуациями риска. Именно они составляют вторую группу причин отклоняющегося поведения.)

Условия риска – это совокупность факторов различной природы, длительное негативное воздействие которых па человека приводит к перенапряжению адаптационных механизмов личности, результатом чего могут стать поведенческие нарушения. Это м б соц факторы, психологические, биологические и др.

Для каждого института социализации свойственны свои специфические условия риска, провоцирующие отклонения в поведении ребенка:

1. В семье как институте социализации условиями риска выступают:

– асоциальный характер семьи в целом либо асоциальное поведение отдельных ее членов (например, антиобщественный образ жизни родителей, систематическое употребление спиртного и т.п.);

– структура семьи (например, отсутствие в семье отца, что не позволяет ребенку полноценно удовлетворить потребность в эмоциональном контакте с личностно значимым человеком);

– функциональная несостоятельность семьи, проявляющаяся в неверных типах семейного воспитания. В частности, воспитание по типу гиперпротекции или сверхконтроля приводит к возникновению в поведении ребенка реакции эмансипации – активного неподчинения старшим, побегов из дома и т.п.

2. Для школы характерны следующие условия риска:

– функциональная несостоятельность педагога, проявляющаяся в подмене личностно-ориентированного подхода к ребенку деятельностью по контролю за формальным соблюдением учащимися правил внутришкольного поведения и авторитарному обеспечению личного педагогического псевдоавторитета;

– субъективная сложность изучаемого материала для ребенка, вследствие чего он утрачивает интерес к учебе как способу самоутверждения и саморазвития;

– социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями (конфликты, бойкоты, высмеивания и т.п.). В итоге ребенок исключается из коллектива и как результат не может полноценно обучаться.

3. Во внешкольных учреждениях и институтах причиной нарушения поведения могут стать конфликты ребенка с преподавателем либо неудовлетворение внешкольным учреждением потребностей ребенка

4. В сфере неформального общения (внешкольная группа сверстников) причиной возникновения отклонений в поведении может стать асоциальная направленность деятельности группы, асоциальный характер внутригрупповых норм взаимоотношений и требований, принятие которых является обязательным для подростка, желающего примкнуть к группе

 

10. конституционально–генетические факторы отклоняющегося развития

Все многообразие неблагоприятных факторов воздействия на организм и психику, которые приводят к отклонениям в развитии, можно разделить на 4 основные группы:

1. конституционально-генетические факторы, связанные с изменениями в хромосомах и генах,

2. органические факторы, связанные с органическим повреждением нервной системы при внутриутробном развитии, во время родов или в процессе жизни.

3. интерпсихологические факторы, связанные с нарушением социально-культурных условий воспитания,

4. интрапсихологические факторы, связанные с длительным переживанием конфликтных ситуаций.

У маленьких детей причинами нарушений в развитии чаще являются факторы 1,2 группы, у подростков и старшеклассников – 3,4.

К-Г Нарушения могут обусл умственную отсталость, глухоту, слепоту, детский аутизм. Изменением хромосомного набора вызывается синдром Дауна. У таких детей комплекс нарушений: недостатки зрения, слуха, интеллекта, соматические отклонения. Плохие условия внешней среды могут привести к мутации генов в организме родителей и у будущего ребенка. Мутантный ген программирует развитие изм признака. Если мутации возникают в отд участке хромосомы, возможны моногенные нарушения развития, если в неск – полигенные. Отклонения в развитии, вызванные генетическими нарушениями, более разнообразны, чем вызванные хромосомными нарушениями. В связи с большим разнообразием генетически обусловленных нарушений психического развития их дифференциальная диагностика затруднена.

 

11 органические факторы ор

Орг повреждение нервной системы и головного мозга ребенка могут привести к умственной отсталости, задержке психического развития, недоразвитию речи и др. Наиболее опасны орг повреждения головного мозга на ранних этапах развития (до 1,5-2 лет). такие нарушения приводят к умственной отсталости. Внутриутробное повреждение мозга может быть вызвано патогенным действием вирусов во время инфекции в организме матери, интоксикации организма матери алкоголем, наркотиками, табаком, лекарственными средствами, нарушением обмена веществ у матери и будущего ребенка, резус - конфликтом между кровью матери и плода, физическим воздействием (ультразвук и т.п.). Большую опасность представляют поражения головного мозга и нервной системы ребенка во время родов из-за травм, нарушений дыхания и кровообращения. Состояние клинической смерти, в котором новорожденный находился более 7-10 минут, вызывает необратимые последствия для его психофизического развития. На первых этапах жизни ребенка отклонения в развитии могут быть вызваны нейроинфекцией (энцефалит, менингит) или вторичным воспалением мозга после детских инфекций (корь, краснуха, свинка, грипп). Органические нарушения нервной системы после перенесенных нейроинфекций у маленьких детей проявляются в виде двигательных и речевых расстройств, снижения памяти, внимания, умственной работоспособности, расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения. У таких детей часто бывают головные боли, а в некоторых случаях - судорожные припадки. ЧМТ представляют не меньшую опасность в раннем детстве. Последствием ЧМТ могут быть задержки психического развития, умственная отсталость и др. Соматические заболевания в детском возрасте негативно сказываются на психофизическом развитии, так как нервная система и головной мозг ребенка не имеют полноценного питания из-за накопления токсических продуктов в организме и нарушения обмена веществ. Хронические соматические заболевания у детей являются распространенной причиной задержки психического развития.

Биологические: патология наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности, токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, сердечно - сосудистые и эндокринные патологии, иммунологическая несовместимость крови матери и плода. Кроме того: термический фактор (перегревание или переохлаждение), стрессовые состояния во время беременности, радиация, неконтролируемое применение лекарственных препаратов, алкоголь, табак, наркотики. В период родов – тяжёлые травмы и асфиксии. В постнатальный период и в раннем детстве – многообразные инфекционные и вирусные заболевания, черепно-мозговые травмы.

 

12 социальные и внутрипсихологические факторы ор

К отклонениям в психическом развитии могут привести и нарушения социально-психологических условий воспитания. В первую очередь речь идет о социальной и эмоциональной депривации в детском и подростковом возрасте. Исследования американского психолога Э. Эриксона показали, что на первом году у ребенка формируется т.н. «базовое доверие к жизни» (БДЖ). Если ребенок испытывает социальную или эмоциональную депривацию из-за отсутствия матери или её эмоциональной холодности, то БДЖ не формируется, что отрицательно сказывается на эмоциональном развитии личности, приводит к ее психотизации. Неблагоприятно сказываются на развитии ребенка конфликты в семье, отсутствие игрового опыта в дошкольном возрасте, изоляция в группе сверстников, неуспешность в учебной дея- тельности и т.п. Длительное переживание психотравмирующих ситуаций, внутриличностные конфликты у подростков и старшеклассников могут стать причиной разнообразных нервно-психических заболеваний от невроза до шизофрении. Таким образом, причины и условия отклонений в психофизическом развитии детей очень разнообразны, именно они определяют специфику развития каждого конкретного ребенка. Индивидуальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями зависит от природных особенностей его нервной системы и темперамента, от сроков, интенсивности и длительности воздействия неблагоприятного фактора на организм и психику ребенка, от влияния окружающей среды, от активности самого ребенка, от компенсаторных возможностей его психики, а также от своевременности постановки диагноза, проведения лечебных, воспитательных и коррекционных мероприятий.

• длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);

 

13 зпр. Клинико-психологическая классиф зпр по лебединской

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально – волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности.

ЗПР соматогенного генеза связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, неуверенность в себе.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными соц условиями, в кот пребывает ребенок (гиперопекой, жестоким обращением). Так при пед запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду. При авторитарном, императивном воспитании наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга, когда уже начинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем.

 

14 экспериментально-психологическое обслед детей с зпр При проведении медико-социальной экспертизы детей психологической диагностике отводится одна из важных ролей.

Эксп-псих обследование в медико-социальной экспертизе — это эксп изучение личности ребенка с помощью пато- и нейропсихологических методик, направленное на исследование его псих деятельности с целью выявления структуры и степени нарушений псих функций, приводящих к ограничению жизнедеятельности в категориях общения, обучения, контроля за своим поведением, а также определения компенсационных возможностей психики ребенка, для преодоления существующих ограничений.

Контингент детей, проходящих медико-социальную экспертизу, разнообразен как по возрастному цензу (от 0 до 18 лет), так и по имеющимся заболеваниям (нервная, психическая, эндокринная, ортопедическая, соматическая патологии, последствия травм и врожденных пороков развития).

Любое стойкое нарушение какой-либо функции организма, его первичный дефект приводят к нарушениям псих развития — вторичному дефекту, а в дальнейшем и к третичным отклонениям — нарушениям формирования социальных связей, трудностям в обучении и в конечном итоге к полной социальной дезадаптации. Эксп-псих обследование детей с разнообр врожденной и приобретенной патологией в условиях медико-соц экспертизы обнаруживает у них следующие типы псих дизонтогенеза:

1. Задержки психического развития различной этиологии.

2. Общее психическое недоразвитие.

3. Поврежденное психическое развитие (последствия травм, нейроинфекций, нейроинтоксикаций).

4. Дефицитарное психическое развитие (дефекты развития анализаторских систем).

5. Искаженное психическое развитие (расстройства аутистического спектра).

6. Дисгармоничное психическое развитие (патохарактеролог формирование личности, психопатии).

Одной из важных задач медицинского психолога при проведении экспериментально-психологического обследования у детей является диагностическая дифференциация между несформированностью психических функций и их нарушением. Несформированность психических функций может отражать как временное отставание какой-либо функции, так и более стойкую задержку общего и речевого развития, а в некоторых случаях может быть проявлением резидуальных последствий перинатальной патологии центральной нервной системы. Глозман Ж.М. подчеркивает, что термин «нарушение» у детей следует использовать крайне осторожно, «ибо нарушиться может уже сформированная функция или процесс, а, исследуя детей, мы анализируем тот или иной этап функциогенеза».

 

15. синдром психического инфантилизма

особый вид остановки развития личности на более ранней возрастной ступени. Х-ся эмоциональными и характеролог особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, в ряде случаев — поверхностными, незрелыми суждениями. Основные проявления— несвойственная возрасту детскость, незрелость псих и физ развития при отсутствии грубых нарушений интеллекта. Ковалев (1973, 1979) считает, что интеллектуальный уровень при психическом инфантилизме соответствует пограничной умственной недостаточности.

Г. Е. Сухарева (1959) различает три варианта психического инфантилизма.

При органическом варианте его симптомы примыкают к умственной недостаточности вследствие органической патологии головного мозга. незрелость психики сочетается с снижением памяти и внимания, а недостаточность уровня обобщения и отвлечения приближается к степени дебильности.

Дисгармонический вариант примыкает к психопатии, однако речь идет о видоизменении самих симптомов инфантилизма— заострение черт детскости в психике, раздражительность, неуравновешенность, нередкие асоциальные и антисоциальные поступки, эффективность поведения, игнорирование конкретной ситузции.

Гармонический инфантилизм примыкает к норме. протекзет без доп осложняющей симптомзтики. Черты незрелости проявляются кзк в псих, тэк и физ развитии. Интеллект существенно не нэрушен, соответствует возрзсту, однзко в мышлении все же отмечается преобладание конкретности суждений. Любая деятельность приводит к быстрой утомляемости. Больные несколько больше, чем это обычно должно быть в соответствующем возрасте, непосредственны, недостаточно последовательны, с повышенной внушаемостью. Настроение неустойчиво, отмечэется аффективнзя неурзвновешенность. Физическзя незрелость проявляется в задержке роста, в телосложении, присущем более ранним возрастным периодам. Именно сочетание псих и физ инфэнтилизмз является основзнием для определения этого взризнта кзк гармонического. Гармонический инфантилизм является наиболее благоприятным — дети при правильной организации обучения и воспитания догоняют в развитии своих сверстников (В. В. Ковзлев). При дисгзрмоническом и органическом варизнтзх чзще наблюдается формирование психопатий и стойких психопатоподобных состояний на фоне органического дефекта.

16. Психологические особенности гиперактивных детей

Гиперактивность –вызываемое эмоциями состояние, при котором возбудимость и активность превышают норму. наблюдается у детей, которые еще недостаточно владеют своей эмоционально-волевой сферой. трактуется как психическое расстройство, если такое поведение является проблемой для других.

Гиперактивность встречается у большого количества детей и серьезно мешает их адаптации в обществе. По данным различных исследований, ей страдают от 2,2 до 18 %. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Такие дети вне зависимости от ситуации бесцельно двигаются, бегают, недолго задерживают внимание на предметах. На невнимательного ребенка не действуют наказания, уговоры и просьбы.

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со сном; задержка речевого развития и т. д.

В школе гиперактивный ребенок невнимателен, неусидчив и быстро теряет интерес к занятиям. Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание. Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок. Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

Наиболее характерные нарушения отмечаются в координаторной сфере. Практически у всех детей с синдромом гиперактивности наблюдается нарушение тонкой моторики, расстройства координации движений. Дети гораздо хуже по сравнению со здоровыми сверстниками выполняют задания на перекрестные движения. При реципрокных (перекрестных) движениях дети демонстрируют дефицит тонической регуляции, но в процессе специального обучения разнонаправленным движениям результат достигается быстро. Однако для успешного выполнения детям необходима вербальная регуляция. У детей наблюдаются ошибки зеркальности в написании букв, трудности нахождения правых и левых частей тела.

У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений. Возникает впечатление, что эти дети нуждаются в самостимулировании путем неустанной двигательной активности.

 

17. Понятие умственной отсталости и признаки.

Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности че-ловека, связанное с органическим поражением головного мозга. Умственная отсталость это не болезнь, а результат разных нервно-психических болезней и состояний. Причинами умственной отсталости могут быть внутриутробное недоразвитие плода, поражение мозга в первые три года жизни ребенка, патологические генетические и конституциональные влияния, текущие нервно-психические заболевания.

Среди умственно отсталых детей можно выделить две основные группы.

1) органическое поражение головного мозга было вызвано интоксикацией, травмой, инфекцией и другими факторами в один из моментов развития. Их психическое развитие идет на дефектной основе, но носит преимущественно прогрессивный характер.

2) текущие нервно-психические заболевания, психическое развитие осложнено фактором болезни, эти дети болеют и развиваются одновременно.

По выраженности интеллектуального дефекта традиционно выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотию. В современной классификации психических болезней и состояний (МКБ-10), составленной Всемирной организацией здравоохранения, на основе психометрических исследований выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ=50-69%), умеренная (IQ=35-49%), тяжелая (IQ=20-34%), глубокая (IQ ниже 20%) умственная отсталость.

В ходе экспериментально-психологического обследования можно выделить следующие нарушения психического развития, характерные для детей с легкой и умеренной степе-нью умственной отсталости (во втором случае нарушения более выражены).

1. Существенные затруднения в мыслительном оперировании. Ребенок не может выйти за границы своего чувственного опыта, обобщает то, что видит, конкретно.

2. Слабость регулирующей функции речи. Речь ребенка часто не облегчает, а затрудняет мыслительную деятельность, так как эти процессы у отсталых детей мало связаны друг с другом.

3. Дефицит любознательности. Из-за слабости ориентировочного рефлекса ребенка мало интересуют происходящие вокруг события, кроме тех, которые связаны с его потребностями.

4. Слабость ориентировочного компонента деятельности. Ребенок не продумывает спо-собы решения практических задач, а сразу начинает выполнять их, действуя методом «проб и ошибок». В случае затруднений интеллектуальная деятельность легко пере-ходит в бессмысленное манипулирование.

5. Отсутствие познавательных интересов. Учебный материал мало интересует ребенка,

6. Замедленная восприимчивость к новому. - не отделяет новую информацию от старой

7. Плохая обучаемость. Помощь взрослого при решении практических задач не прини-мается или принимается однократно и мало влияет на успешность выполнения новых интеллектуальных заданий.

8. Неспособность к полноценной абстракции. Ребенку трудно отвлечься от своего чув-ственного опыта, он не понимает того, что не может воспринимать непосредственно.

9. Незрелость суждений. Умственно отсталый ребенок легко попадает под влияние дру-гих людей, склонен к высказыванию стереотипных мыслей, не критичен к своим сло-вам и действиям.

10. Низкий уровень IQ. коэффициент интеллекта, измеряемый с помощь псих тестов, как правило, ниже 70 процентов. (В настоящее время этот показатель считается условным).

Вышеуказанные нарушения психики наиболее типичны для детей-олигофренов. При олигофрении в клинической картине преобладает интеллектуальный дефект и отсутствует прогредиентность. Для таких детей создаются специальные программы обучения с учетом возможностей их психики.

В настоящее время умственно отсталые дети с легкой и умеренной степенью отсталости обучаются преимущественно во вспомогательных школах по специальным программам. Боль-шинство таких детей адаптируется к социальной жизни. В их социальной адаптации и реаби-литации многое зависит от отношения взрослых. Доброжелательность, уравновешенность, об-щительность педагогов и родителей формирует у них положительные тенденции в поведении и характере.

 

18. Олигофрения

Олигофрения (или умственная отсталость, малоумие) подразумевает под собой определение группы патологий, отличающихся между собой особенностями этиологии и патогенеза, при которых речь идет врожденных или приобретенных в период раннего детства формах недоразвития психики. Олигофрения, симптомы которой проявляются, прежде всего, в форме поражения разума по причине остановки развития личности на фоне патологического развития головного мозга, помимо этого отражается на волевых и эмоциональных качествах больного, его моторике и речи. В качестве отдельного заболевания олигофрения была выделена лишь в прошлом веке, а до такого ее выделения на практике применялось определение «слабоумие» под любые группы пациентов, будь то с врожденной формой заболевания с психической недоразвитостью, или с формой приобретенной (деменция)

Причины:1) генетические и наследственные причины, хромосомные патологии, нарушения обмена веществ. Причинами могут стать синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна и другие заболевания.

2)внутриутробные инфекции у матери при развитии плода, иммуноконфликт крови матери и ребёнка, алкоголизм, наркомания и курение во время беременности и все то, что приводит к сильным нарушениям снабжения плода питательными веществами, а также родовые и послеродовые травмы.

3)комплекс причин первой и второй группы, в результате совокупности которых развиваются самые тяжелые формы олигофрении.

М. С. Певзнер выделила три формы дефекта:

1. неосложнённая олигофрения;

2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики, проявляющаяся 3 вариантами дефекта:

с преобладанием возбуждения над торможением; с преобладанием торможения над возбуждением; с выраженной слабостью основных нервных процессов;

3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

неосложнённая; олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);

олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов; олигофрения с психопатоподобными формами поведения; олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

 

19. Деменция

Деме́нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости (олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, часто — в молодости в результате аддиктивного поведения, а наиболее часто — в старости (сенильная деменция; от лат. senilis — старческий, стариковский). В народе сенильная деменция носит название старческий мара́зм. Критерии:

1. Нарушение кратковременной и долговременной памяти (по данным психиатрического интервью, субъективного и объективного анамнезов, нейро- и патопсихологической диагностики).

2. По меньшей мере, одно из следующего: Нарушение абстрактного мышления, Нарушение критики, обнаруживаемое как неспособность строить реальные планы в отношении окружающих, родственников и вопросов, связанных с работой, Нейропсихологические симптомы и синдромы: афазия, апраксия, агнозия («три А»), а также нарушение оптико-пространственных функций и конструктивной деятельности. Личностные изменения.

3. Социальная дезадаптация в семье и на работе.

4. Отсутствие проявлений делирия в период деменции.

5. Наличие органического фактора в истории

Виды деменции в зависимости от причины

1) Деменция альцгеймеровского типа –Ведущий и наиболее ранний симптом – нарушение памяти. Можно рассматривать варианты такого типа деменции – пресенильная и сенильная; первая формируется на 5 – 6-ом десятилетии жизни, вторая – на 7-8-ом. Еще один вид деменции, связанный с атрофией коры, но имеющий особую симптоматику – семантическая деменция. Ее еще ​​называют первично прогрессирующей афазией. Ведущие симптомы – нарушения речи; речь остается плавной, но совершенно бессмысленной (слова, заменяются сходными созвучиями)

2) Сосудистая деменция. Развивается вторично из-за нарушений кровообращения головного мозга. Сначала развиваются неврозоподобные, эмоциональные расстройства, позднее добавляются нарушения памяти. Так же с сосудистым фактором связана мультиинфарктная деменция.

3) Идиопатическая (неуточненная) деменция – разновидность пресенильной деменции с невыясненными причинами. По течению не отличается от других пресенильных деменций

4) Эпилептическая деменция. Развивается при эпилепсии и шизофрении. Характерны когнитивные нарушения и расстройства эмоционально-волевой сферы. Основные симптомы: сужение круга интересов, вязкость мышления и речи, слащавость, угодничество в сочетании с мстительностью, жестокостью, злопамятностью и ханжеством

5) Травматическая деменция. Если деменция развивается после тяжелой однократной черепномозговой травмы, она может иметь характер непрогрессирующей,

6) Алкогольная деменция – разновидность токсической деменции, развивающаяся после длительного систематического многолетнего злоупотребления алкоголем. Характерны нарушения эмоционально-волевой сферы, делирий, позднее формируются когнитивные нарушения. На последней стадии алкоголизма формируется атрофия коры головного мозга, отмечается деградация личности.

7) Лекарственная деменция. По сути, токсическая деменция. Развивается при длительном употреблении большого количества медикаментов в больших дозах и неблагоприятных сочетаниях.

8) Деменция, обусловленная множественным рассеянным склерозом. Рассеянный склероз (множественный склероз) не имеет отношения к атеросклерозу. Это тяжелое нейродегенеративное заболевание, связанное с разрушением миелиновой оболочки нервов.

9) Деменция в связи со смешанными заболеваниями. Развивается при сочетании разных заболеваний, а соответственно и разных этиопатогенетических факторов. Например, болезнь Альцгеймера может сочетаться с сосудистыми заболеваниями или эпилепсией.

10) Некоторые исследователи выделяют гипотермическую деменцию. В развитии этого варианта деменции могу играть роль метаболические нарушения и сосудистый фактор. Существует гипотеза, объясняющая неадекватное поведение и последующую гибель туристической группы Дятлова переохлаждением и развившейся деменцией.

Органическая деменция – как правило, необратимое дегенеративное заболевание.

 

19-20. псих х-ка глухих и слабослышащих детей

Тугоухость (глухота) бывает врожденной и приобретенной. Врожденная тугоухость (глухота) является результатом неправильного внутриутробного развития из-за генетических патологий, инфекций, интоксикаций, а так же - результатом патологии родов. Приобретенная тугоухость (глухота) чаще всего является следствием инфекционных болезней, при которых поражаются органы слуха. Также она может быть следствием ЧМТ, отитов, ринитов и т.п. Снижение слуха бывает выражено в широком диапазоне: от невозможности воспринимать шепот до невозможности воспринимать громкую разговорную речь. Даже незнач снижение слуха может привести к недостаткам развития, в первую очередь страдает сфера речи.

Чем раньше возникло поражение органов слуха, тем более выражены неблагоприятные последствия для развития ребенка. При нарушении слуха до трёх лет возникает резкое речевое недоразвитие: самостоятельная фразовая речь не формируется из-за неполного восприятия речи на слух, отмечаются недостатки произношения. При нарушении слуха после трёх лет вышеука-занные недостатки выражены не так резко, формируется фразовая речь. Аналогичное наруше-ние в школьном возрасте может привести только к некоторым недостаткам в произношении.

Речевое недоразвитие у слабослышащих детей отражается на формировании познавательной деятельности, возникают трудности в овладении навыками письма, чтения, счета, в логическом оперировании. В результате предубежденного отношения к детям со сниженным слухом или из-за болезненного переживания своего дефекта, у них могут возникать невротические расстройства, которые проявляются в замкнутости, обидчивости, негативизме, чувстве протес-та. Для профилактики невротических расстройств эти дети нуждаются в психологическом сопровождении уже с 5-7-милетнего возраста. С этого возраста дети могут посещать групповые коррекционные занятия по игровой психотерапии.

Глухота существенно сказывается на психическом развитии ребенка. В первые ме-сяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть только более спокойным, чем нормально слышащие дети. Однако со 2-3-го месяца жизни звуки начинают играть большую роль в развитии ребенка, отставание глухих детей становится замет-ным. В естественных условиях восприятие окружающего мира у глухого ребенка оказывается более бедным, чем у слышащего. Из-за отсутствия слухового восприятия у глухого ребенка обедняются не только слуховые, но и зрительные образы

Глухие дети обычно гулят в те же сроки, что и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально не занимаются с ними. Если глухой ребе-нок воспитывается в среде слышащих, он с раннего детства нуждается в специальной сурдопе-дагогической помощи, которая предполагает развитие остатков слуха, формирование ком-плексного слухо-зрительно-тактильно-вибрационного восприятия речи окружающих людей и вызывание его собственной речи с помощью специальных средств. Если ребенок воспитывается в среде глухих, то он обучается жестовой речи естественным путем. Жестовая речь у глухого ребенка играет роль средства и способа общения, что способствует его всестороннему разви-тию.

Получая помощь сурдопедагогов, психологов, дефектологов дети с нарушением слуха, в том числе и глухие, могут успешно развиваться. Свидетельство этому - их высокие достижения в разных видах деятельности

22. Психолог. Характеристика слепых и слабовидящих

Причины снижения зрения у конкретного человека не всегда ясны. Это могут быть внутриутробные повреждения, недоношенность, родовые травмы, инфекции и т.д. Нарушение зрительного восприятия отражается на способности запоминать наглядный и совестный материал. Снижается способность к пространственному анализу и синтезу, из-за чего возникают трудности в усвоении грамматических и математических конструкций, страдает техника чтения и письма. Зрительная нагрузка при работе с учебниками на уроках и дома быстро приводит к утомлению. Все это может приводить к неудачам в учебе. Своевременная коррекция зрения с помощью очков, линз, хирургического вмешательства избавляет ребенка от многих психологических проблем.

Слепые дети воспитываются и обучаются в особых психологических условиях. Их обучение осущ на основе системы Брайля, по учебникам, предназначенным для восприятия по средствам осязания. По времени возникновения дефекта слепых детей можно разделить на две группы: слепорожденные и ослепшие. Дети с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до 3-х лет не имеют зрительных представлений, и весь процесс их псих развития осуществляется на основе сохранной сенсорной системы (слуховой, тактильной). Чем раньше возник дефект зрения, тем больше он сказывается на формировании психики ребенка. При более поздней потере зрения у ребенка остается возможность использовать сформированные ранее на основе зрения связи при осуществлении познавательной деятельности.

Негативное влияние слепоты на процесс развития связано с появлением отклонений во всех познавательных функциях. Отсутствие зрительных ощущений и восприятия ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. Происходит кач изменения в системе взаимоотношений анализаторов. У ребенка формируется своя, очень своеобразная, система психических функций, качественно и структурно несхожая с системой нормально развивающегося ребенка. Компенсация слепоты не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых систем связи сенсорных, моторных и мыслительных структур, позволяющих воспринимать информацию из окружающего мира и строить на её основе соответствующее поведение.

 

23. Синдром раннего детского аутизма как искаженное псих. Развитие

Аутизм – особая патология нервной системы, при кот затруднено формирование эмоц контактов человека с другими людьми. У аутичных детей природный дефицит общения искажает ход всего псих развития и препятствует соц адаптации. При отсутствии психокорр работы состояние аутизма усугубляется вплоть до прекращения контактов ребенка с реальностью. И, наоборот, психологическое сопровождение в дошкольном и младшем школьном возрасте приводит к смягчению состояния аутизма. Иногда аутичные дети обнаруживают особую одаренность в отдельных областях науки и искусства.

Впервые синдром раннего детского аутизма (РДА) описал Л.Каннер в 1942 году. Согласно МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относят детский аутизм и атипичный аутизм. При проявлении болезненных черт с раннего детства диагноз детского аутизма сохраняется в любом возрасте.

Существует ряд основных симптомов аутизма, ярко проявляются у детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет.

1. Склонность к одиночеству, нарушение соц развития вне связи с уровнем интеллектуального развития, который может быть достаточно высоким.

2. Стремление к постоянству. Стереотипность поведения.

3. Задержка в развитии речи и самосознания.

4. Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям, патология влечений.

5. Искусственность, манерность поведения.

Причины аутизма до конца не изучены. Среди них называют конституционально-анатомические нарушения, нарушения обменных процессов, органические поражения ЦНС, шизофренический процесс. Аутизм может осложняться умственной отсталостью, недоразвитием речи.

 

24. Психолг. обследование аутичных детей. Методы психокоррекции

Аутизм – особая патология нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов человека с другими людьми. Никольская выделила следующие группы

1. Дети с аутистической отрешенностью от мира. Это самая тяжелая форма аутизма. У детей выражена аффективная патология, снижен психический тонус, отсутствует речь. Они нуждаются в постоянном уходе, так как мало контактируют с реальностью.

2. Дети с аутистическим отвержением окружающего мира. Такие дети отличаются повышенной физической и коммуникативной ранимостью. Их связь с окружающим миром осуществляется с помощью посредника (матери). Этих детей можно подготовить к обучению в школе (вспомогательной или специальных классах массовой школы), если с ранних лет проводить спец психокоррекционную работу.

3. Дети с аутистическим замещением мира. Эти дети в мире фантазий живут больше, чем в реальности. Эмоц связи с близкими – недостаточны. Низка способность к сопереживанию, чувствительность носит внутренний характер. С помощью спец корр занятий можно подгот к обучению в массовой школе.

4. Дети с эмоционально-коммуникативной сверхтормозимостью. Такие дети отличаются особой робостью и застенчивостью - чувство собственной незначительности. Эмоц развитие хорошее, они склонны к «эмоц симбиозу» с близкими людьми. Могут отличаться особой эмоц и познават одаренностью. При благопр условиях воспитания и развития возможно обучение таких детей в массовой школе без подготовки.

Аутичные дети отличаются пониженной стрессоустойчивостью. При длительных стрессовых ситуациях усиливаются проявления аутизма. В благоприятных условиях, проявления компенсируются.

Эксп-псих обследование затруднено, т к дети отвергают любые попытки проникнуть в их внутренний мир. Наблюдение за поведением с помощью спец диагност карт – самый целесообразный способ получения диагностической информации. При наблюдении за аутичными детьми обращают на себя внимание следующие нарушения. Речь ребенка автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией. В речи используются штампы, выдуманные слова. Поведение ребенка нецеленаправленное. Ребенок испытывает трудности в установлении эмоциональных контактов, избегает смотреть в глаза собеседнику, уходит от общения. В поведении ребенка проявляется аффективная недостаточность: сверхчувствительность, пугливость. Для поддержания ослабленного физического и психического тонуса ребенок использует приемы аутостимуляции, например, раскачивание на стуле, пощипывание тела и т.п. Движения у ребенка неуклюжие, темп реакций замедленный. Отсутствует чувство края, ребенок может совершить экстраординарный поступок. Эмоциональность больше выражена во взаимодействии с растениями, животными, искусством, чем в общении с людьми. У ребенка возможны мало мотивированные колебания настроения. Он часто «уходит» в мир фантазий. В отношениях к людям проявляется противоречивость: отгороженность – привязанность, осторожность - импульсивность, холодность – эмоциональность.

Существует ряд основных симптомов аутизма, которые наиболее ярко проявляются у детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет. Склонность к одиночеству, нарушение соц развития вне связи с уровнем интеллектуального развития, который может быть достаточно высоким. Стремление к постоянству. Стереотипность поведения. Задержка в развитии речи и самосознания. Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям, патология влечений. Искусственность, манерность поведения.

В психодиагностической работе с аутичными детьми часто используются рисуночные методы и другие методики творчества. В рисунках и других продуктах творчества дети проявляют все богатство своего внутреннего мира, неожиданное для окружающих.

Психокоррекционные занятия проводятся с ребенком в индивидуальной форме. В сложных случаях аутизма психологическая коррекция сочетается с медицинским лечением. Обязательно проводятся консультативные занятия с родителями, так как именно они, и прежде всего мать, становятся основными посредниками между хрупким внутренним миром ребенка и окружающей действительностью. В коррекционной работе с аутичными детьми используются разнообразные коррекционные программы: Холдинг-терапия, музыкотерапия, арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, сенсорно-моторный тренинг и т.д. При правильно проведенной коррекционной работе к школьному возрасту проявления аутизма значительно смягчаются, постепенно ребенок становится более самостоятельным, предсказуемым, адекватным в социальном взаимодействии.

 

 

25. Псих. х-ка детей с церебральными нарушениями опорно-двигательного аппарата

Церебральные нарушения опорно-двигательного аппарата встречаются при заболеваниях головного мозга, когда поражаются различные уровни двигательного анализатора. У детей с такими нарушениями наблюдаются двигательные расстройства, сочетающиеся с сенсорными, речевыми и эмоциональными недостатками. Нарушаются высшие корковые функции, связанные с пространственными компонентами мышления, из-за чего у ребенка возникают трудности при письме и счете. Словесно-логическое мышление остаётся относительно сохранным. При псих обследовании с помощью диагностических методик на первый план выходят т.н. «органические признаки» нарушения интеллектуальной деятельности: истощаемость внимания, отвлекаемость, снижение объема памяти, трудности переключения, инертность мыслительного процесса. При этом способность к логическим операциям (анализу, обобщению) остаётся на относительно высоком уровне. Эмоционально-личностные нарушения чаще всего наблюдаются у детей, изолированных от сверстников.

Современным средством психологической помощи детям с сенсорными, моторными и речевыми нарушениями является нейропсихологическая коррекция. Нейропсихологические исследования головного мозга детей с такими нарушениями показали, что у большинства из них отмечаются синдромы функциональной несформированности тех или иных областей левого и правого полушарий, мозолистого тела, подкорковых образований. Нейропсихологическая коррекция позволяет уменьшить мозговые дисфункции. С помощью специальных упражнений активизируется и оптимизируется каждая из сохранных систем сенсомоторного репертуара ребенка, в результате чего увеличивается их функциональная дифференциация и межфункциональная интеграция. Психокоррекционную работу с помощью нейропсихологических методов особенно эффективно проводить с детьми в возрасте 4-8-ми лет. Она проводится совместно с традиционными занятиями на развитие логики, произвольности, комбинаторики, что дает возможность повысить интеллектуальную готовность детей к школе.

 

26. Психолог. характеристика детей с первичными нарушениями речи

Первичное недоразвитие речи встречается у некоторых детей при удовл развитии интеллекта. В зависимости от причин выделяют: органическое и функциональное недоразвитие речи.

Органическое недоразвитие речи может быть центрального и периферического характера.

1) поражаются зоны речи или слуха, что приводит к афазии, алалии, нарушению произношения.

2) нарушения речи возникают из-за поражения отделов артикулярного аппарата (языка, челюсти, неба) или периферических отделов нервной системы, которая их иннервирует, это приводит к нарушению произношения.

Функциональные нарушения речи в виде логоневрозов возникают из-за психотравм.

Первичное недоразвитие речи часто приводит к трудностям при чтении и письме. Необходимые речевые контакты у детей сводятся к минимуму, что тормозит их социальное и личностное развитие. Появляются робость, нерешительность, плаксивость. Дети нуждаются не только в помощи логопедов и дефектологов, но и в психологической поддержке.

У глубоко умственно отсталых детей речь отсутствует вообще. Распад речи встречается у детей с аутизмом и шизофренией. При шизофрении, аутизме, депрессии, истерии у детей может полностью отсутствовать речевое общение с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь (мутизм). В этом случае детям необходима помощь психоневролога и психотерапевта.

Современным средством психологической помощи детям с сенсорными, моторными и речевыми нарушениями является нейропсихологическая коррекция. исследования показали, что у большинства из них отмечаются синдромы функц несформированности тех или иных областей левого и правого полушарий, мозолистого тела, подкорковых образований. Нейропс коррекция позволяет уменьшить мозговые дисфункции. С помощью спец упражнений акт и опт каждая из сохранных систем сенсомоторного репертуара ребенка, в результате чего увеличивается их функциональная дифференциация и межфункциональная интеграция. Психокоррекционную работу с помощью нейропсихологических методов особенно эффективно проводить с детьми в возрасте 4-8-ми лет. Она проводится совместно с традиционными занятиями на развитие логики, произвольности, комбинаторики, что дает возможность повысить интеллектуальную готовность детей к школе.

 

 

27. Понятие дисгарм развития. Классификация дисгармоний психического развития

Согласно классификации В.В. Лебединского [8], основной характеристикой дисгармонического развития является врожденная либо приобретенная в детском возрасте стойкая диспропорциональность психики, преимущественно выраженная в эмоционально-волевой сфере. Она приводит к формированию вариантов патологической личности, для кот характерна неадекватная реакция на внешние раздражители, вследствие чего нарушается поведение и затрудняется активная приспособляемость к окружающей среде. Таким образом, отклонения в развитии касаются в первую очередь эмоциональной-волевой и мотивационной сферы при том, что интеллектуальное развитие остается в общем сохранным. Основой дисгармонического развития являются нарушения эмоциональной регуляции.

Моделью дисгармонического развития В.В. Лебединский предлагает считать психопатии и патологические формирования личности. Понятие патологического развития ввел личности еще психиатр П.Б. Ганнушкин, который определял его как стойкое изменение личности, возникающее в результате фиксации ряда патологических психогенных реакций. П.Б. Ганнушкин выделил конституционный и ситуационный типы патологического развития личности. При конституционном типе патологического развития личности ведущая роль в ее генезе принадлежит врожденным особенностям конституции личности, а при ситуационном типе патологического развития личности – характеру психотравмирующей ситуации. Таким образом, подчеркивалось, что патологическое развитие личности возможно и при отсутствии исходной психопатической основы.

Патологическим развитием личности называется этап формирования личности в патологическом направлении, который предшествует появлению стойкой приобретенной психопатии.

Применительно к детям и подросткам начал использоваться термин «психогенные патологические формирования личности». к основным факторам относят хронические психотравмирующие ситуации и неправильное воспитание ребенка. В качестве предрасполагающих факторов выделяют акцентуированные черты характера, резидуальную церебро-органическую недостаточность, дисгармонически протекающий подростковый период, особенно при наличии ускоренного (замедленного) темпа полового созревания, а к средовым источникам относят неблагопр психолог климат в семье и трудности школьной адаптации. Детские психиатры выделяют несколько типов психогенных патологических формирований личности:

1) патохарактерологическое формирование личности – этап развития личности в направлении стойкой психопатии, предшествующий ее оформлению;

2) постреактивное патологическое формирование личности связано с тяжелыми психическими травмами, является реакцией на затяжную психотравму;

3) невротическое формирование личности развивается на основе затяжного (не менее 2–3 лет) невроза и является его следствием;

4) дефицитарный тип патологического формирования личности – нарушение формирования личности у детей с физ нарушениями, такими, как нарушения опорно-двигательного аппарата, слепота, глухота, хронические соматические заболевания.

Особым видом дисгармонического развития являются нарушения темпа полового созревания в виде патологической акселерации и патологической ретардации.

 

28. х-ка синдромов психопат развития в детском возрасте

В. В. Ковалев - психопатические синдромы как относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различные психические травмы, с которыми сталкивается ребенок.

В отечественной психиатрии классификация психопатий построена по этиологическому принципу. Г. Е. Сухарева выделяет три группы психопатий: конституциональные, органические и смешанные.

Конституциональные психопатии, как правило, имеют наследственное происхождение. К ним относятся: шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психостенические и истерические психопатии.

по шизоидному типу - повышенная чувствительность с отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухости по отношению к своим родным и близким. Главенствующим свойством их личности является аутизм.

по эпилептоидному типу - эмоциональная вязкость, напряженность эмоций и влечений, в склонности к немотивированным колебаниям настроения, в полярности эмоций.

Циклоидный тип - склонность к немотивированным колебаниям В детском - преобладание повышенного фона настроения, в чрезмерной общительности, которые сменяются подавленностью.

по психастенигескому - повышенная мнительность, в навязчивых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблюдаются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность.

Истерическое - повышенный эгоцентризм, внушаемость и демонстративное поведение. - психическая незрелость. - в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, в жажде признания, что составляет сущность психической дисгармонии.

по неустойчивому типу также может наблюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отличает незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привязанностей, импульсивность.

Органические психопатии обусл ранним поражением нервной системы во время внутриутробного периода развития, при родах, в первые годы жизни. Нередко я с задержкой психомоторного развития.

Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые немотивированные колебания настроения в виде дисфорий (эксплозивные) и бестормозные. повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятной почвой для формирования патологии влечений, импульсивных сексуальных эксцессов, бродяжничества

При анализе необх учит биолог и соц факторы. Роль неблагоприятных социальных факторов проявляется в декомпенсации психических состояний у детей с психопатическим развитием. И наоборот, благоприятные социальные факторы могут сглаживать патологические черты.

Динамика формирования психопатических синдромов проходит в три этапа: сначала возникают отдельные патологические реакции, которые носят неустойчивый характер. Например, реакция негативизма, протеста в подростковом возрасте. Затем — более длительные патологические состояния и формирование психопатии как стойкой девиации поведения.

 

29. Патологическое формирование личности у детей

Патологические формирования личности являются результатом длительной психотравмирующей ситуации, неблагопр условий воспитания; в качестве их предпосылок выступают негрубая остаточная орг недостаточность функций мозга, акцентуация черт характера на основе свойств темперамента, отражающего свойства высшей нервной деятельности, особенности эмоционального реагирования.

Патологическое формирование личности отличается от психопатий по принципиальной возможности обратимости. Если психопатия является стойким необратимым состоянием, то патологическое формирование личности может обращено вспять при изменении условий жизни и воспитания ребенка, создания благоприятной атмосферы в семье и в школе. Ученые подчеркивают, что на патологическое формирование личности оказывают влияние два основных фактора:

1) закрепление личностных реакций (протеста, отказа, гиперкомпенсации, имитации и др.), возникших в ответ на психотравмирующее воздействие;

2) прямое стимулирование нежелательных черт характера (возбудимость, слабая выдержка, робость, истеричность, неустойчивость, агрессивность и др.) в процессе воспитания.

Описываются несколько вариантов патологического формирования личности, к основным из них относятся аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый варианты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: