1. Сущность ценовой политики компании.
2. Понятие цены.
3. Основные факторы, влияющие на установление цены.
4. Взаимосвязь цены и других элементов маркетинга.
5. Виды цен.
6. Характеристика основных методов ценообразования.
7. Эластичность спроса по цене.
8. Эластичность предложения по цене.
9. Затратный метод ценообразования.
10. Метод маржинальных издержек.
11. Агрегатный метод ценообразования.
12. Метод удельных показателей.
13. Балловый метод.
14. Ценообразование при проникновении на рынок.
15. Метод следования за лидером.
16. Тендерный метод.
17. Метод оценки реакции покупателя.
18. Особенности установления цен на продукцию производственного назначения.
19. Характеристика основных ценовых стратегий в маркетинге.
20. Стратегии дифференцированного ценообразования.
21. Стратегия периодической скидки.
22. Ценовая политика предприятия.
23. Формирование себестоимости как основного элемента цены.
23. Плановая калькуляция себестоимости.
24. Порядок включения косвенных налогов и платежей в цену товара.
|
|
25. Формирование отпускной цены на товар.
26. Отображение в цене транспортных расходов.
27. Основные виды франко.
28. Виды скидок.
29. Особенности ценообразования на рынке потребительских товаров и услуг.
30. Формирование оптовой цены.
31. Формирование розничной цены.
32. Тарифы на услуги и их применение.
33. Ценообразование во внешнеторговой деятельности организации.
Протокол согласования учебной программы по изучаемой учебной дисциплине с другими дисциплинами специальности.
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения кафедры об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу |
Основы маркетинга | кафедра экономики и управления | Нет | Утвердить. 26 июня 2014г., протокол №___ |
Микроэкономика | кафедра экономики и управления | Нет | Утвердить. 26 июня 2014г., протокол №___ |
Зав. кафедрой экономики и управления А.В.Коротков
Список литературы
Основная:
1. Акулич И.Л. Маркетинг. – Мн. Издательский центр БГУ, 2003;
2. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Практический маркетинг: Практ. пособие. – Мн.: БГЭУ, Пропилеи, 1999;
3. Алексеев В.А и др. Практикум по маркетингу,С-Пб.2001
4. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. – СПб.: Питер, 2002;
5. Глушаков С.В., Ломотько Д.В., Мельников В.В. Работа в сети Internet: Учебный курс. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2002;
6. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001;
7. Дейян А. Реклама. – М.: Прогресс, 1993;
8. Жиряева Е.В. Товароведение. – СПб.: Питер, 2002;
|
|
9. Классика маркетинга / Сост. Энис Б.М., Кокс К.Т., Моква М.П. – СПб.: Питер, 2001;
10. Ивуть Р.Б. Логистика/ Р.Б.Ивуть, С.А.Нарушевич.−Минск, БНТУ.2004−328с.
11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 1998;
12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2000;
13. Логистика: Учебное пособие/ Под ред. проф. Б.А. Аникина. - Москва: ИНФРА-М, 2002. - 220с.
14. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. – М.: Вильямс, 2002;
15. Маркетинг: Словарь-справочник / Л.В.Бедрицкая, М.А.Кудревич, В.К.Матюшевская и др. – Мн.: Вышэйшая школа, 1993;
16. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. – М.: Юристъ, 2000;
17. Мате Э. Послепродажное обслуживание. – М.: Прогресс, 1993;
18. Плотников А.Ю. Новый ИНКОТЕРМС-2000. Содержание, практика применения, комментарии. – М.: ПРИОР, 2002;
19. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб.пособие. – М.: Вильямс, 2000;
20. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. – М.: ГУ ВШЭ, 2003;
21. Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – СПб.: Питер, 2001;
22. Файзрахманов Ф.М. Основы маркетинга. Учебно-методическое пособие– Мн, ИПП:, 2005;
23. Черенков В.И. Международный маркетинг. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003;
24. Черчиль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2000;
25. Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи. – М.: Прогресс, 1993;
26. Штерн Л.В., Эль-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы. – М.: Вильямс, 2002;
27. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. – М.: Экономика, 1993;
28. Эллвуд А. Основы брэндинга: 100 приемов повышения ценности товарной марки. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
Дополнительная:
1. Агрессивный маркетинг или партизанская война в малом бизнесе / Сост. В.А.Седленек, М.Ю.Колков, Шерешева М.Ю. – Самара: Самарский Дом печати, 1992;
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999;
3. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000;
4. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ: Учеб.пособие. – М.: Филинъ, 1998;
5. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000;
6. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе. – Мн.: СЛК, 1996;
7. Демчук М.И., Юркевич А.Т. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития. – Мн. РИВШ БГУ, 2003;
8. Джей Э. Эффективная презентация. – Мн.: Амалфея, 1997;
9. Доугерти К. Введение в эконометрику. – М.: ИНФРА-М, 1999;
10. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учеб.пособие. – М.: Вильямс, 2000;
11. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Учеб.пособие. – М.: Вильямс, 2000;
12. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001;
13. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: Научное издание. – М.: Academia – Наука, 1999;
14. Конкурентоспособность национальной экономики. Внешняя торговля: состояние и перспективы. (Информационно-аналитический материал участнику постоянно действующего семинара работников республиканских и местных государственных органов). 20-21 июня 2002 года, г. Могилев. Большой зал облисполкома. – Мн.: Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики НАН Беларуси, ИООО “Право и экономика”, 2002;
15. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. – М.: Русская Деловая Литература, 1998;
16. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Под ред. Л.Фаэй, Р.Рэнделла. – М.: Альпина Паблишер, 2002;
17. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1999;
18. Маккей Х. Как уцелеть среди акул: (Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки) / Х.Маккей. Деловая стратегия: (Концепция, содержание, символы) / Б. Карлоф. – Уфа: Академия менеджмента; М.: Экономика, 1993;
19. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000;
20. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000;
21. Морита А. Сделано в Японии. – М.: Прогресс, 1993;
22. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / Мясникович М.В., Никитенко П.Г., Пузиков В.В. и др. – Мн.: Право и экономика, 2003;
|
|
23. Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум: ситуационные задания, кейсы, тесты. – М.: Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1998;
24. Пилдич Дж. Путь к покупателю. О том, как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем. – М.: Прогресс, 1991;
25. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. – СПб: Питер, 2002;
26. Сигел Э. Практическая бизнес-статистика. – М.: Вильямс, 2002;
27. Сливотски А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002;
28. Товароведение продовольственных товаров: Учеб.пособие / Л.С.Микулович, А.В.Локтев, И.Н.Фурс и др.; Под общ.ред. О.А.Брилевского. – Мн. БГЭУ, 2001;
29. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М.: АСТ, 2002;
30. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2002;
31. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2002;
32. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М.: Логос, 2002;
33. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: ИКЦ Маркетинг, 2002;
34. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – К.: Грайлык, 1993;
35. Хесселбейн Ф., Голдсмит М., Сомервил А. Лидерство без границ. – М.: Альпина Паблишер, 2001;
36. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: Питер, 2000;
37. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: Учеб.пособие. – М.: Дело, 2000;
38. Эдвардс Ч., Браун Р. Реклама в розничной торговле США. – К.: Сфера – Слово. 1993;
39. Эффективные технологии маркетинга / Ю.А.Ковальков, О.Н.Дмитриев. – М.: Машиностроение, 1994;
40. Якокка Л.. Карьера менеджера. – Мн.: Парадокс, 1996.
ГЛОССАРИЙ
Авторитет — объективное явление общественной жизни людей, без которого невозможна эффективная деятельность трудового коллектива.
Агент — юридическое или физическое лицо, которое выступает в роли посредника за счет и в интересах другого лица (принципала), а также осуществляет действия в подготовке сделок, но без права подписи. Свои действия А. совершает обычно за вознаграждение, размер которого определяется по агентскому соглашению между А. и лицом, давшим поручение.
|
|
Агент торговый — осуществляет свою коммерческую деятельность за счет и в интересах другого лица. А, т. действует как самостоятельный коммерсант на основе письменной доверенности принципала. За свою деятельность он получает вознаграждение в виде процента от суммы заключенных сделок, причем независимо от конечных результатов сделки для принципала. По объему полномочий А. т. подразделяют на универсальных, генеральных и специальных.
Агентское соглашение — соглашение между принципалом и агентом, определяющее характер и объем поручений, которые агент обязуется выполнять за счет и от имени принципала.
Активное предложение — все виды стимулирования, которые требуют активного и избирательного участия потребителя (конкурсы, лотереи и игры).
Анализ — мысленное или реальное разделение предмета или явления на отдельные составные части или выделение части из целого.
Бенчмаркинг — системная совокупность процессов рыночной устойчивости лидирующих позиций ведущих конкурентов в целях повышения работы фирмы.
Бизнес — общеэкономический термин, характеризующий сферу деятельности хозяйственного субъекта и его экономические интересы, когда при наличии риска достигается намеченный коммерческий успех.
Бизнес-Имидж — система элементов деловой репутации, стандартов качества обслуживания, отражающая результаты работы компании в обществе.
Бизнес-операция — совокупность процедур от начала до завершения предпринимательского замысла, проекта, т.е. от вложения первоначальных средств до получения прибыли.
Благо — общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Понятие введено в научный оборот античными философами, которые принимали его как цель деятельности человека.
Благодеяние — действие, направленное на благо другого человека или общности. Б. отличается от подаяния, простой услуги тем, что это не просто акт доброй воли, а присутствие сострадания, сопричастности к проблемам другого человека.
Благородство — моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Б. выражает нравственную стойкость, самоотверженность в служении людям, способность возвышаться над эгоистическими побуждениями души, совершать бескорыстные поступки.
Благотворительность — действие, осуществляемое на безвозмездной основе, которая не предполагает ни финансовых, ни прочих обязательств со стороны получающих поддержку.
Бренд — выполняет роль имиджа торговой марки, определяет статус потребителя, стиль его жизни и существенно влияет на результаты коммерческой деятельности и создание позитивного общественного мнения.
Деловые переговоры — механизм комплексных мер партнерского взаимодействия, основу которого составляют деловые связи за счет системы обсуждения и принятия решений в целях получения взаимовыгодных результатов.
Дилер — юридическое или физическое лицо, осуществляющее торгово-посреднические операции от своего имени и за свой счет.
Директ-мейл — коммуникации стимулирования продаж с использованием средств почтовой связи в результате определения неудовлетворенного спроса клиентов, расширения сферы услуг, повышения качества исполнения.
Дистрибьютор — независимый оптовый торговец, осуществляющий свою деятельность по закупке продукции с целью ее продажи для конечного потребления.
Долг — одна из основных категорий деловой этики, выражающая отношение личности к обществу и связанная с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть и инициатива.
Достоинство — моральное понятие, выражающее представление о ценности каждого человека как личности. Д. включает моральное отношение к самому себе и отношение к человеку со стороны общества. Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед обществом, в котором сформировались его статус, организационные способности к предпринимательству и талант к созиданию.
Заказ — коммерческий документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара.
Заказчик — он же клиент, рекламодатель, спонсор. Выступает в роли инициатора по установлению связей с целевыми аудиториями, предварительно оговорив основные условия проекта-задания с учетом главной цели, сметы затрат, специфики заказа, сроков исполнения и ожидаемого результата.
Зачет старого товара при покупке нового — денежная скидка для покупателя, которая применяется при продаже дорогостоящей техники и оборудования, не обладающих высокой степенью оборачиваемости. Эта форма стимулирования очень привлекательна для потребителя, так как имеет место снижение цены (новый товар потребитель получает со скидкой), которое сопровождается предоставлением услуги (избавлением потребителя от ненужной вещи).
Идентификация — в широком плане — установление идентичности, тождественности предметов и явлений; в психологическом смысле употребляется для обозначения механизма социализации, отождествления индивида с группой.
Имидж — представление покупателей и заказчиков о престиже фирмы, конкурентоспособности ее относительно других фирм, качестве изготавливаемых ею товаров и оказываемых услуг. Стабильность высокого имиджа фирмы служит залогом ее коммерческого успеха, устойчивого финансового положения и активных коммуникаций с общественностью.
Имидж персонала — выражение профессиональной подготовленности трудового коллектива, уровня компетентности, знаний, владения широким классом практических навыков, культуры организации, этикета взаимоотношений мужчин с женщинами.
Индекс роста товарооборота торгового предприятия — отношение товарооборота за последующий период к товарообороту за предшествующий период при условии, что эти временные отрезки имеют одинаковую продолжительность.
Интерактивные коммуникации — динамичный межличностный процесс, который способствует поступательному развитию фирмы с помощью компьютеризированных систем электронной почты, Интернета, интеллектуальных автоответчиков, беспроводных, сотовых телефонов, персональных и карманных компьютеров.
Инновационная политика — комплекс стратегических решений по обновлению товарного ассортимента, разработке концепции нового товара или модернизации старого.
Интернет — гигантская всемирная паутина электронных сетей серверов, связанных в единую информационную систему, предлагающую электронные услуги в мультимедийной форме от текста до видеоизображения и звуков. Интернет — новое средство коммуникации, представляемое коммуникационной моделью «многие — многим», в основе которой лежит pull-модель получения информации потребителями.
Информационное поле — совокупность существующей в обществе информации, необходимой для рыночного взаимодействия.
Информация (от лат. «сообщение о чем-либо») — совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Основой информации о товаре (услуге) служит сообщение — форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и др.
Клиент — лицо или фирма, прибегающие к услугам торговых фирм в целях заключения контрактов, заказов на работы, товары, продукцию и различного рода услуги.
Климат психологический — относительно устойчивое социально-психологическое явление, порождаемое межличностными отношениями в группе и имеющее субъективную значимость для каждого ее члена.
Коллектив — высшая стадия развития группы, объединенная общими социально значимыми целями и объединяющая своих членов, как самим процессом совместной деятельности, так и ее организацией и системой стимулирования.
Коммерческая товарная информация —сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара.
Коммерческий акт — составляется при обнаружении количественных расхождений между фактическими и документальными данными при приемке товарных партий от органов железнодорожного транспорта с обязательным присутствием представителей последних.
Коммерчески-социальная активность предприятия (КСА) — совокупные меры, направленные на эффективное осуществление производственных процессов, актов купли-продажи участниками коммерческого оборота, сервисного обслуживания в целях наиболее полного удовлетворения рыночного спроса для максимально возможной социальной защиты общества.
Коммуникабельность — умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты, способность человека идти навстречу собеседнику, готовность его сделать первый шаг в установлении нового контакта.
Коммуникационная система — комплексная деятельность участников рыночного оборота, включающая всю совокупность операций, связанных с подготовкой, сбором, перераспределением информации, а также установлением межличностных контактов непосредственно между субъектами рынка.
Коммуникации микс (communication mix) — комплекс коммуникаций, включающий элементы рекламы в средствах массовой информации, прямые продажи, стимулирование в целях содействия продажам и связи с общественностью.
Комплекс маркетинга — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики.
Конкурентная позиция — сравнительная характеристика основных параметров фирмы относительно лидирующего конкурента. К. п. может быть доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая, нежизнеспособная.
Конкурентная среда — рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продажи в условиях постоянной угрозы появления новых конкурентов, новых товаров и услуг.
Конкурентоспособность — свойство продукта (услуги), имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителя.
Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать) — механизм соперничества между участниками рынка за более выгодные условия продажи товаров, услуг в целях захвата максимальной доли рынка и получения прибыли.
Контракт — соглашение обязательного характера, по которому одна сторона берет обязательства купить у другой стороны или продать ей обусловленное количество товара.
Контроль в маркетинге — форма целенаправленного воздействия на поступательное развитие компании для выработки корректирующих рекомендаций по использованию новых решений, отвечающих требованиям рынка. Контроль маркетинга является действенным инструментом получения коммерческого успеха.
Конфликт — специфическая ситуация морального выбора при столкновении позиций, взглядов, интересов, включающая сильные эмоциональные переживания, стрессы через возникновение сложностей преодоления противоречий конфликтующих сторон. Личное решение выбора обусловлено, прежде всего, уровнем развития нравственного сознания человека, его участием в результатах коллективного труда.
Концепция маркетинга организации — единый системный документ развития, в котором объединены цели, принципы и функции.
Корпоративная культура — специфическая сфера культуры, которая связана с воспроизводством отношений, складывающихся между людьми в процессах изготовления продукции, ее распределения, сбыта, сервисного обслуживания и потребления.
Корпоративно-социальная ответственность (КСО) — философия взаимодействия коммерческой структуры с обществом, отражающая этические ценности корпорации, ее ответственность за результаты труда, охрану окружающей среды, создание условий безопасной жизнедеятельности.
Корпоративный стиль — набор постоянных элементов (словесных, графических, цветовых и др.), которые, действуя в совокупности, обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров (услуг) фирмы, всей исходящей от нее информации, ее внутреннего и внешнего дизайна.
Кризисная ситуация — новая неоднозначная ситуация, требующая принятия срочных и трудных решений и установления в сжатые сроки тесных правдивых коммуникаций со средствами массовой информации.
Личная продажа — представление товара одному или нескольким потенциальным клиентам, осуществляемое в процессе непосредственного общения и имеющее целью продажу, установление длительных взаимоотношений с данными клиентами.
Макросреда маркетинга — совокупность глобальных неуправляемых факторов, действующих в масштабах всего рыночного механизма и независимых от корпоративных усилий маркетинга.
Маркетинг — комплексная система мер по организации управления производственно-торговой деятельностью, основанная на изучении и прогнозировании рынка с целью максимизации возможностей удовлетворения потребностей покупателей И получения прибыли.,
Маркетинговая информационная среда (МИС) — исходная база для выполнения маркетинговых исследований, разработки стратегии и тактики поведения фирмы на рынке, корректировки планово-управленческих решений для получения намеченных результатов.
Маркетинговая стратегическая матрица — пространственная модель выбора фирмой конкретной стратегии с использованием системы координат, отражающей количественные и качественные характеристики признаков.
Маркетинговые коммуникации — основа для тех сфер рыночной деятельности, цель которых — удовлетворение совокупных потребностей общества.
Маркировка — условные обозначения и данные, наносимые на упаковку грузовых мест. Различают товарную, отправительскую, специальную и транспортную М. Товарная М. включает в себя наименование товара, заводскую марку, номера заказа и наряда; отправительская — пункты отправления и назначения, наименование отправителей и получателей, общее число мест, масса брутто и нетто; специальная — предупредительные надписи и знаки, предписывающие формы упаковки и транспортировки, а также специфические условия хранения для особо вредных и опасных грузов; транспортная — число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии. Отправительская, товарная и специальная М. наносятся грузоотправителем, транспортная — перевозчиком или его агентом.
Механизм формирования цены — динамичная, взаимосвязанная система совокупных элементов — комплексного многофакторного анализа рыночной среды с выделением особенностей ценообразования, обоснования стратегии и форм ее реализации.
Микросреда маркетинга — совокупность внутренних и внешних факторов, контролируемых компанией, которые влияют и обеспечивают намеченные результаты маркетинговой деятельности.
Мотив — совокупность психологических явлений, побуждающих к деятельности, связанных с удовлетворением определенной потребности.
Мотивация — комплекс совокупных мер, побуждающих к активным действиям, связанных с удовлетворением потребностей.
Наружная реклама — медиаканал, который доносит информацию до получателей при помощи отпечатанных типографическим способом плакатов, рисованных щитов и световых табло, устанавливаемых в местах наиболее оживленного уличного движения, а также вдоль шоссейных и железных дорог.
Обратная связь — благодаря установлению этой связи становится возможным получать комплексные сведения о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом совокупности факторов общего фона социальной обстановки. О. с. играет большую роль в успешном функционировании концептуальной модели паблик рилейшнз.
Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или профессионально-заинтересованного характера.
Оперативный план системы PR — система совокупных экономических, организационных и социальных мер, направленных на формирование общественного мнения за счет планомерного воздействия на основные группы целевой аудитории для достижения благотворного восприятия фирмы, ее маркетинговых программ с учетом конкретных временных сроков.
Оптовая торговля — все виды деятельности по продаже товаров и услуг тем, кто их приобретает для перепродажи или использования в бизнесе.
Оценка — особая форма отражения, предназначенная для определения ценностных свойств и качеств, их полезности.
Паблик рилейшнз (связи с общественностью) — искусство и наука получения высоких результатов в бизнесе за счет достижения взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. Эта наука способствует формированию достойного имиджа, избеганию вредных слухов и возможных недоразумений, а также повышению качественного обеспечения совокупных рыночных запросов потребителей.
План — документ, в котором отражены основные пути решения проблемы в результате тщательного анализа ее для обоснования выгодности и целесообразности предлагаемого проекта решения.
Позиционирование — маркетинговые усилия корпорации по разработке и внедрению в сознание целевых потребителей особого, отличного от конкурента образа компании, товара, услуги.
Показатели качества маркетинга — многомерная комплексная характеристика, отражающая прогнозные модели успешных объемов продажи с учетом качества маркетинга всех участников рыночного оборота, их социально-деловой активности и имиджа.
Покупательское поведение — набор ценностей, предпочтений, поступков, усвоенный под влиянием социальной среды, семьи, окружающих, формирующий потребительское мнение клиентов о приобретаемых товарах и услугах.
Поощрение — вид санкции, противоположной наказанию, включающей положительное воздействие на поступки и действия подчиненных, выражение публичной признательности их заслуг. Помимо одобрения социальное значение П. определяется тем, что оно обращает внимание других членов трудового коллектива на поступки, достойные подражания. Поэтому П. заключается не только в одобрении, но и в формировании корпоративной мотивации к более высоким результатам.
«Потребительская корзина» — группа товаров народного потребления, наиболее полно отражающая уровень и структуру потребления населения данной местности. Как правило, данный показатель используется для оценки уровня жизни населения в различных странах и регионах.
Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара, адресованного потребителям.
Потребительские свойства товара — совокупность технических, экономических и эстетических свойств товара, которые в максимальной степени обеспечивают покупателю удовлетворение его потребностей.
Прогнозирование — научно обоснованное предвидение возможного объема продаж, кризисных ситуаций, появления вредных слухов, нестабильности рыночной конъюнктуры, рисков с последующей разработкой мер, способствующих поступательному развитию фирмы и ликвидации узких мест.
Программа маркетинговых коммуникаций — системный документ, включающий стратегический, тактический и результативный блоки реализации маркетинговой деятельности в целях достижения миссии компании.
Психологические факторы — система мотивации, включающая побудительные мотивы к активным действиям, связанным с удовлетворением собственных потребностей (самоутверждение, уважение, стремление к комфорту).
Психология управления — наука, изучающая закономерности организации и осуществления управленческой деятельности. Эффективная П. у. ориентирована на обеспечение оптимальных условий сплочения коллектива, формирования в нем положительного психологического климата и атмосферы взаимопонимания и поддержки П. у. оказывает серьезное влияние на формирование высокой культуры общения, развитие коммуникативных способностей и авторитета руководителя.
Рейтинг — интегрированный показатель, характеризующий место отдельных структур в общей их совокупности. При определении Р. торгово-посреднических структур важное значение приобретают в первую очередь такие показатели, как объем деятельности, совокупные издержки обращения, доходность коммерческой деятельности, финансовая стабильность на рынке, качество обслуживаемых клиентов и в целом имидж фирмы.
Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров, услуг конкретного заказчика.
Реклама социальная — выразитель общественных и государственных интересов, направленных на достижение благотворительных целей в обществе, Р.с. осуществляется на безвозмездной основе.
Рекламация — претензия потребителя товаров или услуг в официальной форме в виде составленного акта, включающего причины его составления, указаний нарушений продавцом условий договора, требования об устранении указанных дефектов, а также возмещение причиненного ущерба.
Рекламная кампания в сети Интернет — управляемый процесс передачи информации потребителям с быстрой корректировкой интенсивности показов, фокусировки рекламы непосредственно в момент проведения рекламных мероприятий
Рекламный буклет — рекламное издание в целях популяризации фирмы, товара, услуг, выпускаемое издательством для пропаганды и увеличения результатов коммерческой деятельности.
Рекламный текст — литературно грамотное и стилистически удачное содержание, направленное на максимальное привлечение внимания к потребительским свойствам предлагаемых товаров и услуг.
Рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся заказчиком рекламы у рекламного агентства и оплачивающее ее.
Репутация фирмы — корпоративное содержание материальной оболочки имиджа, раскрывающее не только честь и достоинство каждого исполнителя, но и результаты коллективного труда, а главное — пользу, которую приносит этот труд в копилку национального богатства.
Розничная торговля — все виды предпринимательской деятельности по продаже товаров и услуг конечным потребителям для их личного потребления.-
Рынок — система экономических отношений, включающая производство различных видов товаров и услуг, обращение и конечное их потребление за счет купли-продажи в соответствии с состоянием спроса и предложения.
Рыночный лидер — организация с наибольшей рыночной долей в отрасли сферы малого бизнеса.
Рыночный последователь — организация в отрасли сферы малого бизнеса, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений.
Рыночный претендент — организация в отрасли сферы малого бизнеса, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров.
Сбыт продукции — направление деятельности коммерческих фирм и структур, содержанием, которого является реализация произведенной или приобретенной продукции в целях превращения товара в деньги и удовлетворения совокупных запросов потребителей.
Сделка купли-продажи — коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму, с возмещением стоимости этих товаров в согласованной контрагентами валюте.
Сегментация потребителей — обоснование (выделение) части рынка, в которой покупатели одинаково реагируют на потребительские свойства предлагаемых товаров, услуг.
Сезонные скидки — денежное поощрение покупателей, когда товар приобретается раньше, появится спрос на него. Если такие скидки используются производителем, то их применение приводит к выполнению функции хранения другими членами канала распределения. С. с. также выравнивают объем продаж в течение года. С. с. предоставляются по цепочке другим членам канала распределения.
Сейлз промоушн — специальный вид деятельности, осуществляемый торговыми организациями для удержания рыночной доли, корпоративного влияния, популяризации новинки. В основе системы используются элементы гарантии качества, покупательской выгоды за счет реализации набора стимулов, возвратных механизмов за некачественную продукцию.
Сервисное обслуживание — оказание комплекса бесплатных услуг, связанных с самим реализуемым товаром, в целях привлечения максимального количества покупателей.
Система принципов маркетинга — совокупность четко сформулированных правил освоения товарной ниши, формирования потребности покупателей и определения потенциала неудовлетворенного спроса. Принцип — основное положение, выражающее закономерность и руководящее правило, определяющее достижение поставленной цели.
Скидки — сумма вычетов из цены товара, на которые идет продавец тому покупателю, который либо отказывается от выполнения продавцом какой-либо маркетинговой функции, либо выполняет эту функцию сам.
Скидки за количество покупаемого товара — сумма вычетов из цены товара, когда покупатель берет на себя выполнение функции хранения или уменьшает расходы на перевозку или продажу товара либо добивается одновременной реализации перечисленных функций.
Современная концепция маркетинга — социально-этический маркетинг. Формула социально-этического маркетинга: Прибыль фирмы = Удовлетворение клиента + Учет интересов общества.
Социально-культурные барьеры — барьеры делового общения, которые могут порождаться национальными особенностями, различиями в возрасте, поле или профессиональной направленности.
Спонсирование — вклад физического или юридического лица, не участвующего в реализации проекта, в прямое или косвенное финансирование для поощрения полезных начинаний инициативных групп, отдельных лиц.
Спрос — платежеспособность покупателей, т.е. обеспеченная деньгами и выраженная совокупной мерой потребностей покупателей в товарах и
услугах.
Средство распространения рекламы — канал информации, по которому рекламное сообщение доходит до потребителей.
Стиль делового общения — система методов и приемов воздействия на партнеров с целью результативности общения.
Стимулирование сбыта — единовременные побудительные меры по привлечению внимания покупателей к товару (услуге) и его убеждению совершить покупку в установленный срок.
Стратегия маркетинговых коммуникаций — планово-управленческие решения в области оптимизации интегрированных маркетинговых коммуникаций (IMC), позволяющие демонстрировать имидж, репутацию компании в обществе.
Товар — продукт деятельности, обладающий полезными потребительскими свойствами и предназначенный для продажи.
Товарная информация — интегрирует в себе основные сведения о товаре, предназначенные для всех субъектов рынка, с фиксацией наименования товара, сорта, массы брутто, нетто, даты выпуска, наименования изготовителя, способа использования.
Товарно-сопроводительные документы — документы, содержащие необходимую достаточную информацию для идентификации грузов на всем пути товародвижения от изготовителя до конечного потребителя.
Товародвижение — деятельность, связанная с планированием и осуществлением мероприятий по изменению статуса товара в экономической сфере и перемещению его в географическом пространстве.
Торговля электронная — современная форма безмагазинной торговли, при которой покупатель с помощью компьютера может выбирать по каталогам любую необходимую модель изделия и одновременно осуществлять оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.
Торгово-промышленная выставка — кратковременное, периодически и обычно в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого значительное количество предприятий (экспонентов) с помощью образцов (экспонатов) дают представительную картину предложения товаров или услуг одной или нескольких отраслей.
Транспортные (региональные) знаки соответствия — знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами.
Управление маркетинговыми коммуникациями — Целенаправленная деятельность компании по регулированию рыночной устойчивости посредством информационных технологий, элементов продвижения, рекламы, организации выставок, связей с общественностью с учетом влияния закономерностей и тенденций рынка.
Управление маркетингом сферы — составная часть общей системы управления, направленная на достижение согласованности внутренних реальных возможностей (материальный и интеллектуальный потенциал) с требованиями внешней среды, (конкуренция, государственное регулирование, экономические и социально-культурные факторы) для получения, желаемого результата.
Услуги коммерческие — совокупность посреднических, комиссионных, рекламных, инжиниринговых, информационно-коммерческих и других видов услуг, связанных с закупкой, продажей и продвижением товаров от изготовителя к конечному потребителю.
Услуги научно-консультативные — реализация услуг для заказчиков, нуждающихся в различного рода услугах по разработке методических рекомендаций, экономических и технических решений, в создании и оформлении новых фирм на рынке, их ликвидации, разработке бизнес-планов, бизнес-карт, обучении, переподготовке кадров и проведении научных стажировок в России и за рубежом. Все эти направления посреднической деятельности объединены в мировой практике общим понятием «консалтинговые услуги».
Услуги рекламные — оказание посреднических услуг в области распространения информации о товаре, работе, услугах через рекламные издания и средства информации (печатные издания, средства вещания, внутреннюю и наружную рекламу, научные симпозиумы, презентации и др.). Рекламные услуги включают в себя также работу по подготовке рекламных листков, видеороликов, каталогов, поиску спонсоров при проведении крупных спортивных и эстрадных шоу и многие другие направления.
Учетные купоны (перекрестный купонаж) — возмещение с отсрочкой определенной суммы денег в случае, если совершается покупка двух очень разных товаров, не продающихся в одной торговой точке.
Целевая аудитория — определенная часть сообществ людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.
Цена — денежное выражение стоимости товара.
Центр маркетинговых исследований — организационная форма управления по разработке, созданию банка рыночных данных и предоставлению клиентам услуг в области рыночных исследований, анализу маркетинговой деятельности фирм-конкурентов, рекламных услуг и др. Серьезным направлением в деятельности центров является разработка текущих и перспективных прогнозов состояния спроса и предложения на различных рынках сбыта по конкретным видам товаров.
Экологические знаки — знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.
Эксплуатационные документы — документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложно-технических товаров, использование и обслуживание которых требуют специальной подготовки.
Экспонаты — товары, которые в соответствии с требованиями регламента (условий участия в смотрах, презентациях, выставках, ярмарках) могут быть выставлены для просмотра и демонстрации.
Эмблема — условное изображение на основе символа (зверек, птица, растение и т.п.), или специально выполненного написания аббревиатуры, или их комбинации.
Эффективность управления маркетингом — комплексная оценка качественных и количественных показателей распределения, продвижения и позиционирования товаров, услуг, идей в обществе с учетом миссии и бюджета каждого участника рыночного оборота.
Ярмарка — организованный, периодически регулярно функционирующий рынок машин, оборудования, транспортных средств и многих других товаров. Проведение ярмарок осуществляется по строгому определенному графику с приглашением широкого круга коммерсантов, промышленников — как отечественных, так и зарубежных. При этом создается широкая инфраструктура для организации и проведения ярмарок, в том числе отели, транспорт, телекоммуникации, средства связи, объекты социально-бытового назначения и многие другие.
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ
Агрессивный инвестиционный портфель – портфель финансовых инструментов, характеризующийся ориентацией на максимизацию роста или дохода при высоком уровне портфельного риска.
Альтернативные инвестиции – вложения в активы, которые характеризуются диаметрально противоположным поведением в конкретной ситуации.
Аннуитет – равные по размеру платежи или поступления денежных средств, осуществляемые через равные промежутки времени по одинаковой ставке процента.
Без рисковая норма доходности – норма доходности по инвестициям, характеризующимся минимальным риском потери капитала и дохода.
Бизнес-план – документ, в котором комплексно, системно и детально обосновывается инвестиционное предложение и определяются основные характеристики инвестиционного проекта.
Будущая стоимость денег (future value - FV) – сумма средств, в которую инвестируемые сегодня средства превратятся через определенный период времени в результате наращения первоначальной суммы на величину дохода, рассчитываемого с учетом нормы доходности.
Валютный риск – риск, связанный с возможностью неблагоприятного изменения валютного курса.
Венчурное финансирование (от англ. venture - риск) – финансирование инвестиций в новые сферы деятельности, связанное с большим риском, в расчете на получение значительной прибыли.
Государственные инвестиции – вложения, осуществляемые государственными органами власти и управления, а также предприятиями государственной формы собственности.
Денежный паток - поток денежных средств, характеризующий результат деятельности фирмы, определяемый как разность между встречными денежными потоками фирмы – входящими и вытекающими. Может быть положительным и отрицательным. В инвестиционном анализе – показатель, характеризующий эффект инвестиций в виде возвращаемых инвестору денежных средств.
Диверсификация инвестиций – вид инвестиционной стратегии, связанный с расширением или изменением инвестиционной деятельности.
Дивидендная политика – политика фирмы по распределению дохода акционерного общества, определяющая отношение между выплачиваемой в виде дивидендов и капитализируемой частями.
Дисперсия – показатель, используемый для количественной оценки рисков. Характеризует отклонение конкретных величин от их среднего значения в квадрате.
Долгосрочные инвестиции – вложения средств на период свыше трех лет.
Жизненный цикл инвестиционного проекта – период времени, в течение которого реализуются цели, поставленные в проекте. Включает три основных этапа: пред инвестиционный этап, этап инвестирования, этап эксплуатации созданных объектов.
Заемные источники финансирования инвестиций – денежные ресурсы, полученные в ссуду на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Заемные источники вк5лючают: средства, полученные от выпуска облигаций, других долговых обязательств, а также кредиты банков, других финансово-кредитных институтов, государства.
Залог – способ обеспечения кредитных обязательств.
Зарубежные инвестиции – вложения средств в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.
Инвестиции – вложения капитала в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения и/или достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная инфраструктура – совокупность институтов, осуществляющих мобилизации инвестиционных ресурсов с последующим их размещением среди потребителей инвестиций.
Инвестиционные институты – профессиональные организации или физические лица, которые осуществляют деятельность на рынка ценных бумаг как исключительную, т.е. не допускающую совмещения с другими видами деятельности. К инвестиционным институтам относят инвестиционные банки, инвестиционные компании и фонды, а также фондовые биржи, инвестиционных брокеров, дилеров, консультантов и др.
Инвестиционные ресурсы – реальные и финансовые активы, предназначенные для вложения в объекты инвестирования.
Инвестированы рынок – совокупность экономических отношений, форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, представляющих инвестиционный спрос и инвестиционное предложения. Характеризуется определенным соотношением спроса, предложения, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации.
Инвестиционный фонд – организация, основанная в форме акционерного общества, которая осуществляет деятельность на рынке ценных бумаг как исключительности, т.е. не допускающую ее совмещения с другими видами деятельности.
Инвестор – субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение средств в объекты инвестирования.
Индекс доходности – один из показателей эффективности инвестиций, представляющий собой отношение приведенной стоимости денежных потоков к величине вложений. Характеризует относительную меру возрастания интегрального эффекта на единицу вложенных средств.
Капитализация – преобразование средств (части чистой прибыли, дивидендов и др.) в капитал, в результате которого достигается увеличение размера собственных средств.
Капиталовложения – инвестиции в воспроизводство основных фондов и прирост материально-производственных запасов.
Консервативная инвестиционная политика – инвестиционная политика, направленная на минимизацию риска вложений при невысоком гарантированном уровне дохода.
Консервативный инвестиционный портфель – портфель, состоящий из ценных бумаг с низким уровнем риска, обеспечивающих непрерывный поток платежей в виде процентных или дивидендных выплат.
Лизинг – комплекс имущественных отношений, возникающих при передаче объекта лизинга (движимого и недвижимого имущества) во временное пользование на основе его приобретения и сдачи в долгосрочную аренду. Используется как один из заемных источников финансирования инвестиций.
Ликвидность – способность объектов инвестирования быть реализованным в течение короткого промежутка времени без существенных потерь своей стоимости.
Методы финансирования инвестиций – способы финансирования инвестиционных проектов, к основным из которых относят самофинансирование, акционирование, кредитное финансирование, лизинг, смешанное финансирование.
Несистематический риск – вид инвестиционных рисков, связанных с инвестиционной деятельностью конкретного субъекта или с вложениями в конкретные объекты инвестирования, негативных последствий которых можно в существенной степени избежать при повышении эффективности управления инвестиционной деятельностью.
Привлеченные источники финансирования инвестиций – средства, предоставленные на постоянной основе, по которой может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться владельцам. В их составе: средства эмиссии акций, дополнительные взносы (паи) в уставный капитал, а также целевое государственное финансирование на безвозмездной или долевой основе.
Проектное финансирование – финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат доходы, которые будут получены в результате реализации проекта в будущем.
Систематический (рыночный) риск – риск, общий для всех участников инвестиционной деятельности и форм инвестирования. Определяется факторами, на которые инвестор при выборе объектов инвестирования не может повлиять.
Субъекты инвестиционной деятельности - физические и юридические лица, являющиеся инвесторами, пользователями объектов инвестирования и другими участниками инвестиционной деятельности
Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности. Финансирование осуществляется из собственных, внутренних источников и из внешних источников, в виде ассигнований из средств бюджета, кредитных средств, иностранной помощи, взносов других лиц.
Финансирование венчурное - финансирование, сопряженное с повышенным риском. Венчурный финансовый капитал обычно вкладывается в новую технику, технологию, освоение новых видов производств.
Финансирование второго этапа - дополнительное финансирование уже созданной новой компании, взнос учредителями второй части уставного капитала.
Финансовая блокада — прекращение или ограничение финансовых отношений с блокируемой страной для оказания на нее экономического давления.
Финансовая гибкость - способность компании собрать достаточный капитал для удовлетворения своих потребностей в финансовых ресурсах с учетом будущих и непредвиденных расходов.
Финансовая группа — группа из нескольких предприятий, организаций, лиц, объединивших свои финансовые ресурсы в общих целях и интересах. Сосредоточение финансовых ресурсов может осуществляться в целях крупного инвестирования, повышения мобильности использования ресурсов, а также для достижения, укрепления монопольного положения.
Финансовая дисциплина - обязательный для всех участников финансовых отношений, агентов финансовых операций порядок осуществления финансовой деятельности, платежей, расчетов.
Финансовая инновация - разработанные финансовыми институтами новые финансовые продукты и процессы по переводу денег, выдаче и получению кредитов с использованием современных технических и информационных средств, компьютеров, Интернета.
Финансовая интеграция - процесс гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетной классификации, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля со стороны центральных банков за деятельностью коммерческих банков, проводимый в целях большей координации политики государств, входящих в региональные группировки.
Финансовая математика - условное название методов определения стоимости денежных средств, передаваемых в пользование другим лицам, исходя из будущей и нынешней стоимости денег, условий финансовой сделки.
Финансовая паника - ситуация, при которой многие люди пытаются одновременно и немедленно получить деньги, депонированные в кредитной системе (банках) и отсутствующие в ней на данный момент. Такое поведение людей приводит к банкротству банков и других финансовых институтов. Финансовая паника может возникать на основе реальной или ложной информации о финансовом состоянии учреждений, в которых депонированы средства вкладчиков.
Финансовая политика - политика государства, правительства в отношении использования государственных финансовых ресурсов, регулирования доходов и расходов, формирования и исполнения государственного бюджета, налогового регулирования управления денежным обращением, воздействия на курс национальной валюты.
Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению, предоставляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов. Финансовая система включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность.
Финансовое меню - подход к проблеме задолженности развивающихся стран, заключающийся в том, что кредиторы и должники используют широкий набор вариантов урегулирования финансовых проблем, связанных с задолженностью.
Финансовое обеспечение - сумма денег на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о финансовом обеспечении обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно.
Финансовое состояние государства, региона, предприятия, фирмы, предпринимателя, семьи — состояние экономического субъекта, характеризуемое наличием у него финансовых ресурсов, обеспеченностью денежными средствами, необходимыми для хозяйственной деятельности, поддержания нормального режима работы и жизни, осуществления денежных расчетов с другими субъектами.
Финансовое учреждение, организация — входящее в финансовую систему страны учреждение, организация, осуществляющее операции с финансовыми ресурсами, регулирующее финансовые связи и отношения (финансовые фонды, банки, страховые компании, государственные финансовые учреждения).
Финансово-кредитные институты — государственные и частные, коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию г финансовых услуг. Основными финансо-п* во-кредитными институтами являются банки, но в их число входят и финансовые компании, инвестиционные фонды, сберегательные кассы, пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании.
Финансовые инструменты - финансовые документы, продажа или передача которых обеспечивает получение финансовых ресурсов, финансирование социально-экономических мероприятий; разнообразные виды рыночного продукта финансовой природы: ценные бумаги, денежные обязательства, валюта, фьючерсы, опционы и др.