Конкретные цели и задачи

После изучения темы студент должен:

«Знать» - причины, механизмы, клинические проявления заболеваний крови, план и методологию общеклинического исследования больных с данными заболеваниями, роль дополнительных методов обследования.

«Уметь» - провести общеклиническое исследование больного заболеваниями крови, выявить симптомы, дать диагностическую оценку, объединить их в синдромы, назначить план дополнительного обследования.

«Владеть» - техникой проведения общеклинического исследования больного заболеваниями крови, способами выявления симптомов,, диагностической оценкой полученных симптомов и результатов дополнительных методов исследования.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Вопросы этики и деонтологии при осуществлении ухода за больными и сестринских манипуляций

2. Строение органов и систем организма

3. Функции органов и систем

4. Методы общеклинического исследования больного

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. План и объем исследования больных с заболеваниями системы крови.

2. Жалобы, особенности анамнеза заболевания и жизни больных с заболеваниями системы крови.

3 Особенности объективного исследования больных с заболеваниями системы крови: общего осмотра, исследования по системам.

4. Основные синдромы, наиболее часто встречающиеся при заболеваниях системы крови: анемический, язвенно-некротический, воспалительно-септический, геморрагический, гепатолиенальный, лимфаденопатический. Их патогенез и клиническая симптоматология.

5. Объем лабораторных и инструментальных методов исследования при заболеваниях системы крови (клинический анализ крови, стернальная пункция, трепанобиопсия, пункция лимфоузлов, печени и селезенки, исследование свертывающей и антисвертывающей систем крови, биохимическое исследование крови - сывороточное железо, билирубин крови).

6. Анемия — определение, классификации.

7. Железодефицитная анемия, этиология, патогенез, клинические симптомы и синдромы, дополнительные методы диагностики.

8. В12- и фолиеводефицитные анемии, этиология, патогенез, клинические симптомы и синдромы, дополнительные методы диагностики.

9. Гемолитические анемии, этиология, патогенез, клинические симптомы и синдромы, дополнительные методы диагностики.

10. Лейкозы — острые и хронические, этиология, классификация, клинические симптомы и синдромы, дополнительные методы диагностики.

6. Задания для СРС для подготовки во внеучебное время:

1. Написать протокол клинического анализа крови при следующих состояниях:

норма

гипохромная анемия

гиперхромная анемия

эритремия

острый миелобластный лейкоз

острый лимфобластный лейкоз

хронический миелолейкоз

хронический лимфолейкоз.

2. Указать характерные изменения основных показателей клинического анализа крови при железодефицитной, постгеморрагической и В12-,фолиеводефицитной анемии.

Задания для самоконтроля во время подготовки к практическому занятию

1. Основные классы крови по современной схеме кроветворения (по И.Л.Черткову и А.И.Воробьеву) (1-6).

2. Перечислите клетки крови, относящиеся к гранулоцитам (1-3).

3. Перечислите клетки крови, относящиеся к агранулоцитам (1-5).

4. Назовите основные показатели определяемые при клиническом анализе крови (1-8).

5. Основные группы заболеваний крови (1-3).

6. Перечислите основные клинические синдромы, встречающиеся при заболеваниях крови (1-6).

7. Перечислите основные жалобы, характерные для заболеваний крови (1-10)

8. Перечислите пять видов кровоточивости (1-5)

9. Какие изменения полости рта можно выявить при язвенно-некротическом синдроме (1-4)

10. Назовите признаки лимфаденопатии, характерные для заболеваний крови (1-4)

11. Назовите основные группы анемий (классификация И.А.Кассирского, А.И.Воробьева, Ю.И.Лорен, 1979 г.) (1-6).

12. Назовите группы наиболее часто встречающихся лейкозов (1-10).

13. Основные группы геморрагических диатезов (1-3).

14. Назовите основные клинические синдромы при железодефицитной анемии (1-2)

15. Назовите диагностические критерии железодефицитной анемии по дополнительным методам обследования (1-6)

16. Назовите клинические симптомы фуникулярного миелоза при В12-дефицитной анемии (1-4)

17. Опишите технику проведения стернальной пункции.

18. Перечислите основные виды трепанобиопсии по И.А.Кассирскому (1-3).

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1. 1. Класс полипотентных клеток-предшественников.

2. Класс частично детерминированных полипотентных клеток-предшественников миело- и лимфопоэза.

3. Класс унипотентных клеток-предшественников.

4. Класс морфологически распознаваемых пролиферирующих клеток.

5. Класс созревающих клеток.

6. Класс зрелых клеток с ограниченным жизненным циклом.

2. 1. Нейтрофилы.

2. Эозинофилы.

3. Базофилы.

3. 1. Моноциты.

2. В-лимфоциты.

3. Т-лимфоциты.

4. Эритроциты.

5. Тромбоциты.

4. 1. Количество эритроцитов в одном литре крови.

2. Количество гемоглобина в одном литре крови.

3. Цветовой показатель.

4. Количество ретикулоцитов.

5. Количество тромбоцитов.

6. Количество лейкоцитов.

7. Лейкоцитарная формула.

8. Скорость оседания эритроцитов.

5. 1. Анемии.

2. Гемобластозы.

3. Геморрагические диатезы.

6. 1. Анемический.

2. Язвенно-некротический.

3. Воспалительно-септический.

4. Геморрагический.

5. Гепатолиенальный.

6. Лимфаденопатический.

7. 1. Жалобы астенического характера: слабость, утомляемость, головокружение, мелькание «мушек» пред глазами

2. Жалобы, связанные с геморрагическим синдромом: кровоизлияния в коже, крово-течения из носа, десен, желудочно-кишечные, легочные. маточные, гематурия

3. Лихорадка

4. Диспептические жалобы: похудание, извращение вкуса, нарушение глотания, вздутие живота

5. Боли в животе

6. Боли в плоских костях

7. Увеличение лимфатических узлов

8. Кожный зуд

9. Обильное ночное потоотделение

10. Мучительные головные боли (нейролейкоз)

8. 1. Гематомный - массивные глубокие болезненные кровоизлияния в мышцы, суставы, подкожную и забрюшинную клетчатку, серозные полости

2. Петехиально-пятнистый (микроциркуляторный) — безболезненные поверхност-ные кровоизлияния в кожу и слизистые оболочки, носовые и маточные кровотечения, возни-кают при малой травматизации сосудов

3. Смешанный тип (петехиально-гематомный) — сочетание петехий и обширных редких гематом

4. Васкулитно-пурпурный — возникает при поражении сосудистой стенки, характеризуется симметричной папулезно-геморрагической сыпью

5. Ангиоматозный — возникает при различных телеангиоэктазиях, характеризуется кровотечением из одно и того же участка

9. 1. Язвенно-некротическая ангина

2. Язвенно-некротический стоматит

3. Язвенно-некротический гингивит

4. Альвеолярная пиорея — воспаление слизистой оболочки вокруг шеек зубов

10. 1. Системность поражения лимфоузлов, в том чисиле средостения, забрюширнного пространства

2. Узлы безболезненны при пальпации

3. Не спаяны с кожей

4. Не нагнаиваются и не образуют свищей

11. Основные группы анемий:

1. Острая постгеморрагическая.

2. Железодефицитная.

3. Связанные с нарушением синтеза или утилизацией порфиринов (сидероахрестическая).

4. Связанные с нарушением синтеза ДНК и РНК (мегалобластные).

5. Гемолитические.

6. Связанные с угнетением пролиферации клеток костного мозга.

12. Группы наиболее часто встречающихся лейкозов:

1. Острый миелобластный лейкоз.

2. Острый монобластный (миеломонобластный).

3. Острый эритромиелоз.

4. Острый промиелоцитарный.

5. Острый лимфобластный у детей (до 20 лет).

6. Острый лимфобластный у взрослых.

7. Хронический миелолейкоз.

8. Хронический лимфолейкоз.

9. Сублейкемический миелоз (остеомиелосклероз).

10. Эритремия.

13. Основные группы геморрагических диатезов:

1. Тромбоцитопении.

2. Нарушение коагуляции (коагулопатии).

3. Нарушение гемостаза сосудистого происхождения.

14. 1. Анемический

2. Сидеропенический

15. 1. Низкий цветовой показатель

2. Гипохромия эритроцитов

3. Анизоцитоз и пойкилоцитоз

4. Снижение уровня сывороточного железа (менее 12 мкмоль/л)

5. Повышение общей железосвязывающей способности сыворотки (более 85 мкмоль/л)

6. Снижение содержания ферритина в сыворотке

16. 1. Нарушение чувствительности

2. Парестезии конечностей

3. Болевые ощущения в кончи ках пальцев

4. Хунтеровский глоссит

17. Пункцию грудины делают на уровне III-IV межреберья или пунктируют рукоятку грудины. Иглу вводят строго по средней линии в костномозговой канал. После извлечения мандрена на иглу насаживают 10-20 мл шприц. Во избежание большой примеси крови к костному мозгу, в шприц набирают материала как можно меньше.

18. Основные виды трепанобиопсии по И.А.Кассирскому:

1. Продольная трепанобиопсия из передней ости подвздошной кости

2. Поперечная трепанобиопсия из передней ости подвздошной кости

3. Трепанобиопсия из бугристости подвздошной кости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: