Во введении обоснуйте важность данного вида работы в речевом развитии детей.Укажите отечественных исследователей, педагогов, внесших особый вклад в разработку данной проблемы. Обозначьте основные задачи контрольной работы: рассмотреть своеобразие обучения творческому рассказыванию, раскрыть методические приёмы обучения детей творческому рассказыванию.(Объем 1,5- 2 стр.)
Теоретическая часть:
1.Раскрывая первый вопрос плана нужно отметить, что основой творческого рассказа служит воображение; показать, в чем своеобразие творческих рассказов и их влияние на развитие речи и воображения детей.Обозначьте этапы развития детского творчества (в широком понимании), педагогические условия обучения творческому рассказыванию.
2. Далее представьте тематику творческих рассказов в детском саду, классификацию творческих рассказов (по Ф.А. Сохину), требования к рассказам детей.
3. Изложитеклассическую методику обучения детей творческому рассказыванию, разработанную Э.П. Коротковой, Ф.А. Сохиным,отметив, с какого вида рассказывания лучше начинать обучение творческому рассказыванию, какие приемы использовать при обучении каждому виду творческих рассказов, каковыприёмы активизации воображения и фантазии детей.Представьте краткий обзор авторских методик обучения творческому рассказыванию (Сидорчук Т.А., Кузнецовой А.Б.).
|
|
4. Раскройте методику обучения старших дошкольников придумыванию сказок (можно использовать нетрадиционные методы обучения – ТРИЗ, приемы, предложенные Д. Родари в книге «Грамматика фантазии» и др.)
В заключении сформулируйте выводы и обобщения по тем задачам, которые поставлены во введении к контрольной работе.
Практическая часть (приложение): разработайте конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М., Академия, 1998.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи.- М. Просвещение, 1974.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. Сохина.-М.: Просвещение, 1984.
4. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.-М.: Просвещение, 1982.
5. Родари, Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. Прогресс; М.; 1990.
6. Танникова, Е.Б. Выдумываем сказку //Ребенок в детском саду.- 2008.- № 1.С 33.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм написания конспекта занятия по развитию речи детей
(практическая часть контрольной работы)
1. Заглавие:
Конспект занятия по развитию речи в(возрастная группа) группе детского сада №... (указать ДОО, в которой проходите практику) города …
|
|
2. Вид занятия (совпадает с методом его проведения), тема занятия.
Например: Обобщающая беседа «Времена года».
Составила.... Дата…..
3. Программное содержание:
а) познавательные задачи;
б) одна–две основные для этого занятия задачи по развитию речи;
в) воспитательные задачи.
4. Словарная работа (с целью активизации 2-3 слов или оборотов речи).
5. Оборудование: наглядный, дидактический материал, оборудование для занятия.
6. Предварительная работа: наблюдения, осмотры помещений, чтение, экскурсии и т.д.
7. Методы и приёмы развития речи детей (словесные: беседа, вопросы, образец и т.д.).
Ход занятия.
В описании хода четко выделить структуру занятия, его логические части (вводная, основная, заключительная), обозначить цифрами каждую часть.
Использовать в конспекте слова «воспитатель», «дети» для обозначения речи говорящего.
Во вводной части продумать приемы привлечения внимания детей к теме (ситуации) (например, внесение игрушки-персонажа, сюрпризный момент, загадкаи т.д.) и создания мотивации предстоящей деятельности(проблемная ситуация).
В основной части выделить основные этапы познавательно-речевой деятельности детей,распределить логически и обозначить методические части внутри основной в соответствии со спецификой занятия по развитию речи (см. лекционный материал: структура речевого занятия определенного вида).
Подробно описать приемы обучения (вопросы, объяснения, образец, план рассказа, художественное слово, загадки, игровые и наглядные приемы и др.).
Особое внимание уделить приемам, активизирующим речь детей (вопросы, повторение, проговаривание индивидуальное и хоровое и др.).
Расписать приемы практической деятельности детей для закрепления речевого материала по теме занятия (работа с дидактическим, наглядным материалом, речевые игры и упражнения), приемы руководства данной деятельностью, используемые педагогом.
Описать заключительную часть занятия, приемы подведения итогов, оценки речевой деятельности детей, создание ситуации успеха.