Адаптация и привыкание - механизм защиты, который возникает в ответ на продолжительный по времени раздражитель. Этот механизм "работает" как на уровне сенсорных рецепторов (светочувствительные нейроны сетчатки глаза; звуковоспринимающие рецепторы внутреннего уха, баро-, терморецепторы кожи и др.), так и на уровне высшей нервной деятельности (нейроны коры головного мозга). В этот процесс вовлечены и подкорковые образования, ядра черепно-мозговых нервов, ретикулярная формация и др. Мозг человека, получая информацию по трём каналам восприятия,- ЗРИТЕЛЬНОМУ, СЛУХОВОМУ и ЧУВСТВИТЕЛЬНОМУ, вынужден постоянно её обрабатывать, структурировать и большей частью оценивать. Сознательный порог восприятия ограничен "магическим числом" 7+2 (см. гл. "Внимание"), поэтому больший объём информации просто не доходит до сознания человека. Этот процесс начинается уже на периферических синапсах нейронов. Выходя из тёмного зала кинотеатра, мы бываем "ослеплены" яркостью дневного света, однако через непродолжительный промежуток времени глаза "привыкают',- адаптируются. Люди, работающие в шумных цехах заводов, настолько привыкают к завыванию электродвигателей и грохоту металла, что не замечают их (кстати, слово "реклама", (лат.) переводится как "кричать", а слово (англ.) - "воспоминание"), обручальные кольца не доставляют нам неудобств, а надеваемая утром одежда не сковывает наших движений. Интимный ней-рогуморальный механизм адаптации довольно сложен и здесь мы не будем его объяснять. Для нас интересно, какое действие оказывает на потребителя "долгоиграющая" реклама, которая показывается и звучит изо дня в день. Достаточно включить телевизор и Вы в два счёта поймете, о чём идёт речь, в два счёта!
|
|
Процесс восприятия длительного по времени раздражителя (например, рекламного ролика) идёт в 2 этапа: 1) сознательная обработка информации и её оценка, и 2) погружение информации на уровень "подсознания" вследствие запороговой интенсивности раздражителя. Субъективная оценка при этом может динамически изменяться от "нравится", через "надоело до тошноты", до "никакая", "никак не отношусь". Результатом действия "долгоиграющей рекламы" является формирование бессознательного стереотипа (автоматизма) принадлежности данного товара или услуги, как составляющего элемента внутренней модели мира человека; данный товар неразрывно вплетается в узор жизни потребителя. Когда Вы идёте по улице города, оглянитесь вокруг: "Соса-Со1а", "Рерsi" и "Dirol" давно уже стали неотъемлемой частью "реальности" российского потребителя. Если представить себе, что завтра эти торговые марки исчезают с витрин и прилавков магазинов, их названий и образов нет в ТУ - и радио - рекламе, то, возможно, у нас в первый момент возникает ощущение,- будто чего-то не хватает.
|
|
Этот аспект восприятия затрагивает юридические нормы "доброкачественной" и "недоброкачественной" рекламы.
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Эта часть данной работы достаточно полемична, как полемична в психологии сама эта тема. Это обуславливается, во-первых, двойственным подходом к описанию восприятия цвета: естественнонаучным и эстетико-феноменологическим, что, в свою очередь, упирается в основной философский тупик,- вопрос об объективности окружающей человека реальности. Во-вторых, в окружающем нас мире как правило (и в рекламе) нет чистых тонов,-определенных длин световых волн, и человек, поэтому, чаще воспринимает их синтез. В-третьих, на это указывал ещё В. Кандинский (1912г.), восприятие отдельного тона лежит в пределах формы объектов излучения света или отражающих свет поверхностей, поэтому сознательная оценка или бессознательное воздействие цвета будет, с одной стороны - находиться в рамках семантического значения формы объекта, с другой - зависеть от тональных соотношений яркости и насыщенности. В четвёртых, многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, начиная с И. Ньютона и И. Гёте, убеждают нас в том, что принято говорить о психосоматическом (физиологическом) и психосемантическом (языково-смысловом) воздействии цвета и его восприятии.
Учитывая вышесказанное, затруднительно давать однозначные рекомендации по использованию и восприятию цвета в рекламе и убеждать читателя, например, в том, что красный цвет товарного знака фирмы (допустим) "Аптайм" будет лучше работать на запоминание, чем зелёный.
Поэтому, глава "ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА" имеет три части:
1. Значения воспринимаемого цвета, в основе которых лежат результаты теоретических и экспериментальных исследований В. Кандинского, И. Иттена, М. Люшера, А. Митькина, Т. Перцева, П. Яньшина и др.
2. Эстетический и физиологический подход к восприятию сочетаний цвета.
3. Модель использования цветной формы в рекламе как производная психографического теста Р. Деллингер, категорий В. Сейтир и концепции М. Люшера.
КОМПЕНДИУМ ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ" ПО П. ЯНЬШИНУ
В монографии П. Яньшина "Эмоциональный цвет" (1995), автор собрал воедино разрозненные сведения о каждом из цветов, обобщив значительный объём работ посвящённых восприятию цвета. Нам кажется правильным сам подход П. Яньшина к описанию значения цветов, который отвергает однозначность. Приведём некоторые из его положений.
КРАСНЫЙ
Красный свет - согревающий элемент солнечного света. Облучение красным светом стимулирует рост животных и растений. (М. Ма1игпо).
Ассоциируется с силой, энергией, комедией (Р. Розз).
Общее впечатление:блестящий,интенсивный,непрозрачный (плотный), чистый. Умственные ассоциации: жар, огонь, кровь. Объективное впечатление: страстный, возбуждающий, активный. Субъективное впечатление: интенсивность, ярость, прожорливость, свирепость, агрессия/
Чувствительность к красно-оранжевой части спектра снижается при проигрывании восходящей последовательности тонов и наоборот. Ассоциируется с быстрой музыкой (С. Кравков). Усиливает беспокойство, побуждает к активности, инициирует творчество. Под его воздействием временные промежутки переоцениваются, а величина и вес предметов кажутся больше. Вариации красного цвета предпочитаются экстравертами. Этот цвет способствует отвлечению внимания от внутреннего направления на внешнее. Увеличивает возбуждение автономной нервной системы и коры головного мозга, способствует повышению тревоги и враждебности. По М. Люшеру, красный - цвет агрессии, энергии и сексуальной активности. Красные цвета не связаны со знаком эмоций, они вызывают сильную активацию эмоционального состояния независимо от того, позитивно оно или негативно (Ч. Измайлов. Н.Волков). Красный символизируется квадратом или кубом. Тяжесть и непрозрачность красного согласуется со статичной и земной формой квадрата. "Красный воздействует внутренне,....при всей энергии и интенсивности обнаруживает определённую планомерность необыкновенной силы; в этом кипении и пылании..в себе и очень мало в стороны сказывается как бы мужественная зрелость." (В. Кандинский).
|
|
Следует добавить, что красный цвет для русскоязычного населения не утратил ещё и социального своего значения: революция, большевики, коммунистическая партия (от автора).
ОРАНЖЕВЫЙ
Общее впечатление: яркий, светоносный, пылающий. Умственные ассоциации: тёплый, металлический, осенний. Объективные ассоциации: весёлый, энергичный, приятный. Субъективные ассоциации: весёлый, избыточный, сытый.
Красно-оранжевый повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7% по сравнению с синим цветом, стимулирует кровообращение. Ассоциируется с радостью и теплом.
Красно-оранжевый ассоциируется с активным переживанием гнева (31%) и радости (29%), соотносится с активностью и экстраверсией (А. Эткинд).
Красно-оранжевый ассоциируется с такими чертами характера, как отзывчивость, решительность, энергичность, суетливость, уверенность, сила, обаяние, деятельность (А. Эткинд). Символизируется формой прямоугольника. Символизируется трапецией как производной от квадрата (красный) и треугольника (жёлтый). "Красно-желтый даёт собственно глазу чувство теплоты и радости, как представитель цвета более сильного жара чем жёлтый, а так же более мягкого блеска заходящего солнца."(И. В. Гёте).
На ментальном ассоциативном плане красно-жёлтый цвет имеет также значение золота, что связывает этот образ с властью и силой (от автора).
|
|
ЖЕЛТЫЙ
Жёлтый производит вдохновляющий и стимулирующий эффект на нервную систему (Парацельс).
Общее представление: солнечный, разряженный, лучистый, лучезарный. Умственные ассоциации: солнечный цвет. Объективные ассоциации: приветливый, воодушевляющий, жизненный, небесный. Субъективные ассоциации: высокая духовность, здоровье. В 35% случаев соотносился с удивлением и практически не ассоциировался с грустью и утомлением. Характеризовался как очень активный при низкой моральной оценке (А. Эткинд). Оценивается как "активный", но "слабый". По М. Люшеру, жёлтый - цвет нереализованной активности. Выбирать жёлтый цвет склонны люди, обладающие чертами "сангвинического темперамента": экстравертированные, энергичные, склонные к риску, но в то же время прагматичные, предпочитающие конкретные цели (П. Яньшин).
"...жёлтое беспокоит человека, колет его, возбуждает и обнаруживает... скрытую силу, которая... действует нагло и навязчиво на душу. Жёлтое есть типично земная краска" (В. Кандинский)
"Острые углы треугольника производят эффект драчливости и агрессивности. Это символ мысли, и среди цветов её лишённый веса характер сравним с чисто жёлтым".
ЗЕЛЁНЫЙ
Общие представления: чистый, влажный. Умственные ассоциации:
прохлада, природа, вода. Объективные ассоциации: успокаивающий, освежающий, мирный, созидающий, нарождающийся. Субъективные ассоциации: мертвенная бледность, болезнь, ужас, вина.
Чувствительность в сине-зелёной части спектра улучшается при проигрывании повышающейся последовательности тонов и наоборот (С. Кравков), Из эмоций синеватый зелёный (люшеровский) сильнее всего связан с удивлением и заинтересованностью (по 19% ассоциаций). Характеризовался как доминантный, интровертированный (А. Эткинд). По М. Люшеру, зелёный - цвет стабильной и реализующейся активности. Ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности (А. Лутошкин). Зелёный создаёт условия для размышления и окончательного завершения задачи; в зелёном идеи (возникшие в красном) разовьются и действия будут проделаны (Гольштейн). Предпочтение зелёного сопровождается общей нормализацией психического состояния (П. Яньшин).
Ассоциируется с формой шестиугольника или икосаэдра. Символизируется сферическим треугольником как производным от круга (синий) и треугольника (жёлтый) (I. Щеп).
"Наш глаз находит в нём реальное удовлетворение....Душа отдыхает на этом смешении, как на простом. Не хочешь идти дальше и не можешь идти дальше" (И. Гёте).
По результатам субъективных оценок в фокус группах, зелёный -цвет спокойной уверенности, завершённости и стабильности (61%). Изумрудный цвет в 52% вызывает эффект гипнотической очарованности и заторможенности (от автора).
СИНИЙ
При концентрации врача на чистом тёмно-синем на ауру пациента переходит действующий на кровь и органы тела успокаивающий, облегчающий боль эффект (Парацельс). Он имеет тонизирующий кровь антисептический эффект и прекрасен при заболеваниях кожи. Стимулирует задние доли гипофиза. Почти не повышает, сравнительно с красным, мышечное напряжение.
Общее представление: прозрачный, мокрый. Умственные ассоциации: холод, небо, вода, лёд. Объективные ассоциации: подавленность, меланхолия, созерцание, трезвость. Субъективные ассоциации: уныние, боязливость, скрытность.
Впечатление примеси тёмно-синего возникает при сочетании со звучанием низких тонов (С. Кравков). Сине-зелёный вызывает ощущение снижения температуры окружающей среды на 5-7% по сравнению с красным. Чувствительность к синему повышается при состоянии тоски, печали, грусти, чувстве неудобства и душевного дискомфорта; снижается в состоянии радостного настроения, благодушия, лёгкой эйфории и комфорта. (Э. Дорофеева).
Предполагает форму круга или сферы. "Круг производит чувство расслабления или гладкого движения,...из всех цветов соотносим с прозрачно-синим". "Символ центростремительного движения от зрителя. В нём утопает глаз. Синий есть типично небесная краска. Очень углублённое синие даёт элемент покоя." (В. Кандинский)
По данным наблюдений автора при проведении в группах медитации или трансовых состояний, связанных с субъективным впечатлением погружения в синий цвет, 53% отмечали ощущения отдыха, полного покоя и релаксации. 12% - равномерное движение (или падение в бесконечность) и разотождествление с личным "Я".
ПУРПУРНЫЙ
При освещении пурпурный сочетает стимулирующий эффект красного с тонизирующим эффектом синего.
Общее представление: глубокий, мягкий, атмосферический. Умственные ассоциации: прохлада, туман, темнота, тень. Объективные ассоциации: достойный, помпезный, грустный, мистический. Субъективные ассоциации: одиночество, депрессия. Характеризуется эгоизмом и неискренностью. Символизируется эллипсом как производным от круга (синий) и квадрата (красный). По М. Люшеру фиолетовый и пурпурный - цвет половой недеференцированности, цвет магического.
"Он возбуждает, однако, совсем в ином роде, чем красно-жёлтый; он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство." (И. Гёте). "Пытается объединить импульсивную победность красного и робкую капитуляцию синего".
Замечено также, что выбор пурпурного цвета предпочтителен для детей в возрастном периоде половой недеференцированности и для гомосексуалов-мужчин.
ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовый, как и синий, обладает охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом. Ассоциируется с тревожно- неудовлетворительным настроением (А. Лурия и соавт.) Депрессирующий.
"Фиолетовый имеет склонность удаления, это есть... охлаждённое красное в физическом и психологическом смысле. Он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное" (В. Кандинский).
КОРИЧНЕВЫЙ
По семантическому дифференциалу оценивается как один из наименее приятных, очень пассивный и слабый. В качестве человеческих характеристик ему приписывается уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность (А. Эткинд и др.). Чаще ассоциируется со "стандартным" и "прозаическим" в противовес "возвышенному" и "необычному".
Предпочтение коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением самооценки... (П. Яньшин). По Люшеру коричневый - цвет потребности в защите.
"Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима".
СЕРЫЙ
По семантическому дифференциалу имеет самую низкую оценку, является самым пассивным, очень слабым и низко оцениваемым. Производит наименьшее возбуждающее воздействие. По Люшеру серый - цвет безразличия.
"Символ бездушной неподвижности. И чем серое становится темнее, тем больше возрастает перевес безутешного и выступает удушающее" (В. Кандинский).
Примечательно, что субъективная оценка творчества Р. Титонелли, художественные работы которого выполнены в духе гиперреализма и насыщены в основном всевозможными оттенками серого цвета, определяется словами "безжизненный", "отсутствующий", "застывший". Серый - цвет наступающих сумерек, которые поглощают яркость всех остальных цветов, отбирая их жизненную энергию. Серый - это сумеречная зона между двумя мирами: жизнью и смертью.
БЕЛЫЙ
Идеально сбалансированный цвет, чистый и естественный в своём влиянии. Общее представление: пространственный свет. Умственные ассоциации: прохлада, снег. Объективные ассоциации: чистый, беспримесный, искренний, непорочный. Субъективные ассоциации: сияние духа, нормальность.
По семантическому дифференциалу оценивается как самый лучший, почти такой же активный, как красный, но довольно слабый. М. Люшер описывает белый цвет как цвет расширяющихся личных возможностей и пространства.
"Символ вечного противодействия со скрытой возможностью (рождение)." (В. Кандинский).
В религиозно-культовом плане для некоторых народностей Азии, белый - цвет "освобождения и перехода", цвет смерти (буддизм).
ЧЁРНЫЙ
Общее представление: пространственная темнота. Умственные ассоциации: нейтральность, ночь, пустота. Объективные ассоциации: траурный, смертельный, депрессирующий, зловещий. Субъективные ассоциации: отрицание духа, смерть. Ассоциируется с глубокой тоской, упадком.
Предпочтение чёрного сопровождается нарастанием общей тяжести психического состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии; усилением отгороженности, неконтактности, замкнутости (П. Яньшин).
Чёрный - цвет официальности и дистанцированности
"Символ абсолютного противодействия без возможности (смерть). Как вечное молчание без будущего и надежды звучит внутренне чёрное"(В.Кандинский).
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПРИЯТИЮ ЦВЕТА.
Описывая "язык красок", В. Кандинский исходит из основных предпосылок:
1. Цвет без ограничения (беспредельное растяжение) может существовать только умозрительно. Цвет в материальном его выражении не может существовать без формы. "Краска не допускает беспредельного растяжения". Цвет должен быть отграничен на плоскости (принять форму), он должен быть ограничен от других цветов, что неизбежно, и влечёт за собой субъективное восприятие цветосочетания.
2. "Цвет должен иметь определённый тон из бесконечного ряда..."
Поэтому восприятие материального цвета (художественные произведения, окрашенные объекты и предметы окружающей человека реальности или реклама) - это отражение в центральной нервной системе взаимодействия форм и красок.
3. Любое изображение объектов, имеющих реальные формы (одушевлённые и неодушевлённые), укладываются в рамки абстрактных форм (геометрических фигур).
4. В. Кандинский предлагает два упрощённых деления по субъективному воздействию краски: теплота или холод красочного тона и светлота его или темнота. Поэтому характеризовать цвет можно по теплоте светлой или тёмной и холодности светлой или тёмной.
Тепло или холод краски по В. Кандиноскому, это тенденция всевозможных тонов к двум противоположным тоновым полюсам: жёлтому и синему (первая пара противоположных тонов). Причём "тёплое стремится к зрителю, холодное стремится от зрителя". Светлота тона "лучеиспускает" и идёт к человеку, темнота поглощает в себя и "глаз утопает". Воздействие увеличивается, если добавить к жёлтому белое (увеличить светлоту), а к синему чёрное (увеличить темноту).
Жёлтый цвет - "типично земная краска", это цвет активного действия направленного к зрителю. "Жёлтое нельзя особенно углубить. Через охлаждение синим получает оно... болезненный тон...как красочное выражение безумия. Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве, от которой отнято успокаивающее синее, ушедшее в небо."
"Синее есть типично небесная краска. Углублённое синее даёт элемент покоя."
Зелёный цвет возникает при смешивании жёлтого и синего как результат покоя вследствие взаимного уничтожения субъективного ощущения движения желтого цвета к, и синего от зрителя. "Зелёное есть главный тон лета, когда природа уже... пережила весну и погружена в самодовольный покой."
Вторая пара противоположных красок, это - красное и зелёное. Причём красное - это движение в себе, а зелёное - отсутствие движения вовсе. Эта пара характеризуется тем, что движение к и от зрителя -отсутствует. И если красное "лишено безумия жёлтого" и его стремительность к человеку поэтому слабее, поэтому "красное воздействует на человека мягче и внутренне и его любят более, чем жёлтое".
От стабильного движения в себе (от красного) возникает по В. Кандинскому ещё одна противоположность: оранжевое и фиолетовое. Эта тоновая противоположность возникает из субъективного восприятия движения цвета "к" и "от" зрителя.
"Как огромный круг, как держащая зубами хвост змея (символ бесконечности и вечности), стоят перед нами 6 красок, образующие попарно 3 больших противоположения. А направо и налево две великие возможности молчания: смерти и рождения."
Гармония цвета по В. Кандинскому в её академическом понимании - это сочетание близ лежащих тонов в пределах одной, двух красок, и исключение цветовых диссонансов которые образуют парные противоположности: красное-зелёное, жёлтое-синие, оранжевое-фиолетовое. Сочетание вышеперечисленных диссонирующих тонов характерно для незрелой, инфантильной культуры старых немцев, итальянцев. Примечательно, что такое сочетание тонов характерно также для человека глубокой древности (плоть до наскальных пещерных изображений) и детей, чей эстетический вкус ещё не развит.
С другой стороны В. Кандинский пишет: "... из того обстоятельства, что мы живём во время, полное вопросов, предчувствий, намёков и потому и полное противоречий, мы легко извлекаем вывод, что именно к нашему времени гармонизация на основе одной краски подходит наименее..... Борьба тонов, потерянное равновесие, "падающие принципы", неожиданные удары барабанов, великие вопросы,.... бесцельные устремления,.... разорванность исканий и тоски, разломанные цепи и связи, соединяющие многое в одно, противоположения, противоречия - вот наша гармония." (В. Кандинский "О духовном в искусстве" 1911г.)
В отличие от В. Кандинского, И. Иттен, рассматривая гармонию сочетания тонов, предлагает отойти от субъективной оценки и обратиться к объективным, В связи с этим он строит свою модель "круга" в основе которого лежат "физиологические феномены".
По И. Иттену, первичные цвета: красный, синий, жёлтый создают в сочетании наибольший контраст, вторичные производные: оранжевый (сочетание красного и жёлтого), фиолетовый (сочетание красного и синего), зелёный (сочетание синего и жёлтого) в сочетании дают менее сильный контраст, и, наконец, третичные производные: промежуточные между первичными и вторичными, дают наименьший контраст. "Мы можем сделать главное утверждение, что все дополнительные пары, все триады, чьи цвета формируют равнобедренные или равносторонние треугольники, и все тетрады, формирующие квадраты или прямоугольники, гармоничны"