Натали Владимир Франкович

(1890-1965) – биолог, педагог, доктор биологических наук, профессор, действительный член АПН РСФСР (1947).

В.Ф. Натали родился в 1890 в Харькове. Окончил естественное отделение Харьковского университета. В первые годы после окончания университетского курса преподавал естествознание в средней школе, но вскоре октябрьская революция, среди других преобразований поставившая задачу строительства новой советской школы, открыла перед молодым и инициативным учителем возможность выйти на более широкую дорогу и проявить свои незаурядные организационные способности. В 1918 он приступил к созданию в Москве учреждения совершенно нового типа - педагогической Биостанции, которая начала свою работу в 1919 и вскоре приобрела широкую известность под более кратким названием - Биосад. Здесь размещался ряд лабораторных комнат с аквариумами, террариумами, клетками исадками и озелененных комнатными растениями. В Биосаде были организованы семинары и практические за­нятия с учителями школ I и II ступеней, проводились экскурсии со школьными группа­ми, работали кружки юных натуралистов. Методические принципы, которые были положены в основу работы Биосада и которые В.Ф. Натали выдвигал как руководство к действию для новой советской школы, нашли выражение в ряде написанных им в те годы книг «Московская педагогическая биологическая станция — Биосад» (1925), «Естествознание в новой школе» (1923), «Биология в современной школе» (1927), «Биологические экскурсии по Москве и ближайшим окрестностям» (1925), «Животные и растения в уголках живой природы» (1925). Во всех этих работах В.Ф. Натали выступает горячим сторонником исследовательского подхода к изучению живой природы, которое начинается с экскурсионных наблюдений, а далее проводится в уголках живой природы и на лабораторных занятиях.

По инициативе В.Ф. Натали и Б.Е. Райкова и благодаря их неиссякаемой энергии было организовано Московское отделение Общества распространения естественно-исторического образования (ОРЕО), еще с дореволюционных лет работавшего в Петрограде. Председателем Московского отделения был избран В.Ф. Натали, сумевший привлечь к активному участию в работе отделения живые силы из среды передовых учителей-практиков, московских и ленинградских методистов и, в целях научной информации, крупных московских биологов (ОРЕО было закрыто в 1930).

Введенные в 1930 комплексные программы, заменившие школьные курсы ботаники и зоологии изучением разрозненных «кусков жизни», и тем паче «метод проектов» не вызвали у В.Ф. Натали сочувственного к ним отношения, и во второй половине 20-х гг. он сосредоточил свое внимание на тех разделах школьной биологии, которые при господстве комплексной системы сохраняли свою самостоя­тельность и излагали основы соответствующей науки. Так, в 1929 вышла работа В.Ф. Натали «Общая биология» в виде двух отдельных книжек: часть I-«Основы жизненных явлений» и часть II - «Эволюционное учение». Это были новые для средней школы предметы, и заслуга автора в том, что в своих учебниках он не пошел по стопам популяризаторов, а включил в них материал «исследовательского» порядка в виде заданий для самостоятельных наблюдений и выводов. А годом раньше вышел учебник В.Ф. Натали «Зоология для педагогических техникумов», в котором по примеру лучших дореволюционных учебников - учебников В.Н. Львова и С.И. Огнева - материал был расположен не в обычном восходящем порядке, а в порядке «восходяще-нисходящем» - строго в восходящем порядке рассматривались более знакомые и понятные учащимся позвоночные, а уже после этого - и опять в восходящем порядке - беспозвоночные.

Такой порядок В.Ф. Натали считал более обоснованным с методической стороны, и вместе с тем вполне четко проводящим через обе части курса идею эво­люции (по тому же принципу уже много лет спустя В. Ф. Натали построил и свой экспериментальный учебник зоологии для VI-VII классов современной школы).

В общем, именно на 20-е годы - «период исканий» в деле строительства новой советской школы - приходится и расцвет кипучей деятельности В.Ф. Натали по разработке и пропаганде путей развития школьного естествознания, сделавшей его имя широко известным среди учителей-биологов и выдвинувшей его в первые ряды советских методистов.

Однако с 1930 В.Ф. Натали целиком переходит на работу в Московский госпединститут уже в качестве профессора на кафедре зоологии и общей биологии; здесь же он проводит и научно-исследовательскую работу по генетике животных (тема его докторской диссертации относилась к области генетики пола и была посвящена уточнению роли половой игрек-хромосомы при передаче потомству цветовых признаков у рыб рода лебистес).

Такой поворот в сторону «академической» науки мог бы показаться неожиданным, если не знать, что еще в Биосаде В.Ф. Натали организовал небольшую лабораторию, в которой под его руководством проводились учебный практикум и исследовательская работа по генетике животных.

Преподавательская деятельность В.Ф. Натали в качестве профессора педвуза нашла отражение в составленном им в соавторстве с сотрудниками кафедры учебнике по курсу общей биологии, по генетике (1934—1937), по курсу зоологии беспозвоночных (1951—1963; в 1954 в Румынии был издан перевод этого учебного курса).

Как известно, после августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 началась дискри­минация классической генетики и ее представителей, и это обстоятельство временно отстранило В. Ф. Натали от преподавательской работы (в середине 50-х гг. он возвращается к ней на кафедре зоологии Московского областного педагогического института). В этот короткий период после долгого перерыва В.Ф. Натали вновь возвращается к вопросам преподавания зоологии в средней школе: в помощь учителям-биологам им были написаны «Классные практические работы по зоологии в средней школе» (две части, 1953), «Животные в уголке живой природы» (1955) и составлен уже упоминавшийся учебник зоологии для VI—VII классов школы, в кото­ром в отличие от стабильного учебника материал был расположен «по Львову» (от рыб к приматам, а затем от простейших к насекомым). Но в вышедшем в 1961 учебнике зоологии для школ рабочей молодежи тот же курс излагается уже в общепринятом у нас восходящем порядке — автор учитывает здесь возраст учащихся вечерних средних школ. К этому же периоду относится и небольшая популярная книжечка В.Ф. Натали «Животный мир и его значение» (1961).

В последние годы, уже выйдя на пенсию, В.Ф. Натали был научным редактором IV тома «Детской энциклопедии», а незадолго до смерти подготовил к печати книгу «Основные проблемы генетики» — необходимейшее пособие для тех поколений учителей-биологов, которые обучались в вузах после 1948.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: