Демонстрационный материал. Машины (5 шт.), куклы (5 шт.), 4 корзины, 4 набора фигур (2 набора – с шарами, 2 набора – с кубами; количество шаров и кубов равно количеству детей).
Раздаточный материал. Круги (по 5 шт. для каждого ребенка), квадраты (по 5 шт. для каждого ребенка), «ледяные дорожки», изготовленные из картона разной длины и ширины (по 2 шт. для каждого ребенка), «снежные комочки» разного размера (по 2 шт. для каждого ребенка).
Методические указания
Игровая встреча Умников и Умниц. Дети делятся на две команды: команду мальчиков и команду девочек.
I часть. Воспитатель предлагает Умникам отсчитать 5 машин и поставить их на стол, а Умницам – 4 куклы и расположить их рядом (друг за другом). Затем выясняет, что надо сделать, чтобы узнать, сколько на столе машин и кукол. Дети по очереди пересчитывают игрушки и уточняют их количество.
Воспитатель предлагает расположить игрушки так, чтобы было видно поровну кукол и машин или нет. Дети обсуждают знакомые способы сравнения (наложение и приложение). Один ребенок располагает игрушки выбранным способом: сажает кукол в машины или рядом с машинами.
|
|
Воспитатель уточняет: «Пять машин и четыре куклы – сравните, что больше. (Пять машин больше, чем четыре куклы.) Четыре куклы и пять машин – сравните, что меньше. (Четыре куклы меньше, чем пять машин.) Как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?»
Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним из способов.
«По сколько стало кукол и машин?» – выясняет воспитатель.
Затем восстанавливает неравенство и просит ребенка установить равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование чисел 4 и 5.
II часть. Аналогичная работа проводится с раздаточным материалом (круги и квадраты).
Воспитатель обсуждает с детьми способы уравнивания кругов и квадратов. Дети уравнивают предметы одним из способов.
III часть. Игровое упражнение «Разложи фигуры».
На полу стоят 4 корзины, рядом лежат наборы шаров и кубов. Каждая из команд отбирает шары и кубы из своих наборов и раскладывает в 2 корзины: в одну – шары, в другую – кубы. Воспитатель уточняет названия фигур.
IV часть. У каждого ребенка по 2 «ледяные дорожки» и по 2 «снежных комочка».
Воспитатель предлагает сравнить «ледяные дорожки» знакомыми способами по длине и ширине: «Что можно сказать о длине дорожек? Покажите длинную дорожку. Покажите короткую дорожку. Что можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую дорожку. Покажите узкую дорожку. Как можно назвать одним словом длинную и широкую дорожку? (Большая дорожка.) А короткую и узкую?» (Маленькая дорожка.)
|
|
Воспитатель предлагает Умникам найти большую дорожку и прокатить по ней большой «снежный комок», а Умницам показать маленькую дорожку и прокатить по ней маленький «снежный комочек».
Занятие 3
Программное содержание
• Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
• Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.
• Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мешочек, шар, 5 цилиндров разных цветов.
Раздаточный материал. Шары, цилиндры, набор парных предметов разного цвета и величины (например: зеленый и синий куб (шар, цилиндр, мяч, пирамидка и т. д.); большой и маленький мяч (куб, шар, цилиндр, мяч, пирамидка и т. д.)).