МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал ТИУ в г. Ноябрьске
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
Методические рекомендации к практическим занятиям
по дисциплине «Выполнение работ по одной или несколькими профессиями рабочих, должностям служащих» для обучающихся
по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Составитель Мусабирова Э.И.
г. Ноябрьск, 2017г
Выполнение работ по одной или несколькими профессиями рабочих, должностям служащих: методические рекомендации к практическим занятиям для обучающихся по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) сост. Э.И. Мусабирова; Филиал ТИУ в г. Ноябрьске 2016. -.76с.
Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к изданию П(Ц)К нефтепромысловых дисциплин и профессиональных модулей
31 августа 2016г, протокол № 1.
Председатель П(Ц)К НПД и ПМ___________ А.Ю. Туголукова
Аннотация
В разработке представлены методические рекомендации по планированию, организации и контролю проведения практических занятий для обучающихся по дисциплине. «Выполнение работ по одной или несколькими профессиями рабочих, должностям служащих» специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Раскрыты дидактические составляющие, формы организации практических занятий, содержание и направленность заданий.
Данные методические рекомендации помогут преподавателю эффективно организовать практические занятия обучающихся, повысят качество изучения и усвоения дисциплины.
СТРУКТУРА
1 Общие положения | |
2 Перечень и содержание практических занятий | |
Практическое занятие 1 | |
Практическое занятие 2 | |
Практическое занятие 3 | |
Практическое занятие 4 . | |
Практическое занятие 5 | |
Практическое занятие 6 | |
Практическое занятие 7 | |
Практическое занятие 8 | |
Практическое занятие 9 | |
Практическое занятие 10 | |
Практическое занятие 11 | |
Практическое занятие 12 | |
Практическое занятие 13 | |
3 Критерии оценки работы обучающихся | |
4 Список литературы |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дисциплина «Выполнение работ по одной или несколькими профессиями рабочих, должностям служащих» является составной частью профессионального модуля.
Цель практических занятий - закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой, организации учебного материала и выступления с докладом и сообщением.
Цели и задачи учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- обеспечивать безопасность работ;
- выполнять разборку, ремонт, сборку и испытание узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
- выполнять слесарную обработку деталей;
- выполнять промывку, чистку, смазку деталей и снятие залива;
- выполнять работы с применением пневматических, электрических инструментов и на сверлильных станках;
- выполнять шабрение деталей с помощью механизированного инструмента;
- изготавливать приспособления для ремонта и сборки;
- выполнять разборку, сборку и уплотнение аппаратуры и коммуникаций;
- выполнять такелажные работы при перемещении грузов с помощью простых грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола, и специальных приспособлений;
- составлять дефектные ведомости на ремонт;
выполнять разборку, ремонт и сборку узлов и оборудования в условиях напряженной и плотной посадок;
должен знать:
- технику безопасности при работе; основные приемы выполнения работ по разборке, ремонту и сборке простых узлов и механизмов, оборудования, агрегатов и машин; назначение, устройство универсальных приспособлений и правила применения слесарного и контрольно-измерительных инструментов;
- основные механические свойства обрабатываемых материалов; систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости;
- наименование, маркировку и правила применения масел, моющих составов, металлов и смазок; устройство ремонтируемого оборудования; назначение и взаимодействие основных узлов и механизмов;
- технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки оборудования, агрегатов и машин; правила строповки, подъема, перемещения грузов;
- правила эксплуатации грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола; устройство, конструктивные особенности ремонтируемого оборудования, агрегатов и машин;
- правила регулирования машин; способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания оборудования, агрегатов и машин;
- способы разметки и обработки несложных различных деталей; геометрические построения при сложной разметке;
- свойства кислотоупорных и других сплавов;
- основные положения планово-предупредительного ремонта оборудования;
- технические условия на ремонт, сборку, испытание и регулирование и на правильность установки оборудования, агрегатов и машин;
- технологический процесс ремонта, сборки и монтажа оборудования;
- правила испытания оборудования на статическую и динамическую балансировку машин; способы определения преждевременного износа деталей;
способы восстановления и упрочнения изношенных деталей и нанесения защитного покрытия
Методические рекомендации разработаны с целью самостоятельной подготовки обучающихся к практическим занятиям.
Практические занятия являются важным звеном в организации учебного процесса, одним из видов самостоятельной и исследовательской деятельности обучающихся. При самостоятельной подготовке обучающихся предусматривается изучение литературы, информации из периодической печати, работа с ресурсами Интернет, разработка творческих заданий, схем, таблиц, проектов.
Практическое занятие проводится после изучения теоретического материала. Методические рекомендации включают тему и цель каждого занятия, описание содержания определенной темы занятия, методики организации, представлены средства, порядок проведения работы, предложены вопросы и тестовые задания, критерии оценки работы обучающихся, список литературы, необходимой для подготовки к каждому практическому занятию.
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 4.1 Выполнять разборку, сборку узлов и ремонт механизмов оборудования, агрегатов и машин
ПК 4.2 Выполнять испытание узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин.
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Подготовка к практическим занятиям должна начинаться с изучения соответствующей учебной и методической литературы, учебных лекций, источников Интернет по теме практического занятия. Усвоив содержание, необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по этой теме. Особенно внимательно следует отнестись к подходам решения проблем, выполнения творческих заданий. Необходимый для выполнения заданий материал приведен в перечне литературы по каждой теме из приведенного ниже списка литературных источников, рекомендуемых для подготовки к практическим занятиям.
Порядок выполнения работы сводится к следующему:
- запись темы и цели работы;
- актуализация теоретических знаний, необходимых для выполнения работы;
- выполнение заданий по алгоритму, творческих заданий и диагностических методик, интерактивных упражнений, моделирование ситуаций, экспериментирование;
- ознакомление со способами отражения, фиксации полученных результатов;
- обобщение и систематизация результатов в виде схем, таблиц, рисунков, диаграмм, алгоритмов, выводов, рекомендаций;
- презентация полученных результатов, защита.
Практическое усвоение теоретических основ курса завершается выполнением заданий, которые включают необходимые вопросы. Приступая к выполнению задания, обучающийся должен, прежде всего, уяснить сущность проблемы и подобрать методы, средства его выполнения.
Необходимо внимательно проанализировать ситуацию и предложить пути ее решения. Если в задании приведены варианты решений, то требуется оценить их эффективность, оригинальность решения и объективность. Помимо этого необходимо ответить на теоретические вопросы, поставленные в задании в связи с предложенной ситуацией. По каждой теме, выносимой на практические занятия, даются контрольные вопросы. Следует подчеркнуть, что условия заданий сформулированы таким образом, чтобы обучающиеся могли выполнить их и ответить на возникающие вопросы, опираясь на источники изучаемой темы, а также на пройденный материал. Выполнение заданий представляется в письменном виде. Все выводы обосновываются ссылками на теоретические аспекты проблемы.
На практическом занятии обучающийся должен уметь кратко устно пояснить, с чем связана проблема, дать оценку ситуации и обосновать свое решение с обязательными ссылками на конкретные методические положения.
Перечень и Содержание практических занятий
Тема | Кол-во час. | Уровень выпол-нения работы (1,2,3) | Форма организации работы (фронтальная, групповая, индивидуальная) |
Практическое занятие 1 Описание устройства и принцип действия измерительного инструмента | фронтальная | ||
Практическое занятие 2 Описание устройств и принцип действия слесарного инструмента | фронтальная | ||
Практическое занятие 3 Расчет раскроя листа и полосы. | фронтальная | ||
Практическое занятие 4 Определение длины плоской заготовки при гибке детали. | фронтальная | ||
Практическое занятие 5 Определение размеров исходной заготовки для вытяжки без утонения стенок детали. | 2-3 | фронтальная | |
Практическое занятие 6 Определение размеров исходной заготовки для вытяжки без утонения стенок детали. | фронтальная | ||
Практическое занятие 7 Устройство подшипника (скольжения) (качения) их достоинства и недостатки. | фронтальная | ||
Практическое занятие 8 Ремонт подшипников скольжения. | фронтальная | ||
Практическое занятие 9 Сборка подшипников и валов. | фронтальная | ||
Практическое занятие 10 Основные расчеты при сборке болтовых соединений. | фронтальная | ||
Практическое занятие 11 Основные расчеты в заклепочных соединениях. | фронтальная | ||
Практическое занятие 12 Определение окружной скорости шкивов в ременной передаче и длинны ремня. | фронтальная | ||
Практическое занятие 13 Трение в подшипниках, радиальной зазор в подшипниках. | фронтальная |
Практическое занятие №1
Тема: Описание устройства и принцип действия измерительного инструмента
Цель занятия: Изучение штангенциркуля
Основные теоритические положения:
Штангенциркуль:
На примере штангенциркуля ШЦ-I:
1. штанга;
2. подвижная рамка;
3. шкала штанги;
4. губки для внутренних измерений;
5. губки для наружных измерений;
6. линейка глубиномера;
7. нониус;
8. винт для зажима рамки.
Штангенци́ркуль (от нем. Stangenzirkel) — универсальный инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.
Один из самых распространенных инструментов измерения благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе
Штангенциркуль, как и другиештангенинструменты(штангенрейсмас,штангенглубиномер), имеет измерительную штангу (отсюда и название этой группы) с основной шкалой и нониус — вспомогательную шкалу для отсчёта долей делений. Точность его измерения — десятые/сотые (у разных видов) доли миллиметра.
Делятся на:
1. нониусные,
2. циферблатные — оснащены циферблатом для удобства и быстроты снятия показаний,
3. цифровые — с цифровой индикацией для безошибочного считывания.
В условиях активной работы со штангенциркулем рекомендуется протирать его салфеткой, смоченной в водно-щелочном растворе, затем вытирать насухо, а по окончании работ — укладывать в чехол. Нежелательно допускать при эксплуатации грубых ударов или падения инструмента во избежание изгибов штанги, а также царапин на измерительных поверхностях или их трения об измеряемую деталь.
Порядок поверки штангенциркулей определен ГОСТ 8.113-85.
Задания для выполнения работы:
1. Исследовать штангенциркуль.
2. Произвести замеры штангенциркулем
Перечень вопросов, выносимых на обсуждение:
1. Дайте определение штангенциркуля.
2. Расскажите строение штангенциркуля.
Основные правила по технике безопасности:
1. Приступить к работе нужно только после ознакомления с инструкцией по Т.Б.