Государственные финансы

Финансовая система РФ.

Финансовый институт – совокупность однородных взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств экономических отношений.

Совокупность финансовых институтов образует финансовую система РФ, которая состоит из пяти основных институтов:

1. Государственный финансовый, который включает в себя бюджетную систему, государственные внебюджетные фонды и государственный кредит.

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций, который объединяет в себе финансы коммерческих предприятий, учреждений и организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования. Его образуют экономические отношения, возникающие между вкладчиками и банками, между вкладчиками и иными финансовыми учреждениями по поводу привлечения денежных средств физических и юридических лиц, а также по поводу выдачи банковский ссуд.

4. Институт страхования. С помощью которого образуются временно свободные денежные средства и который включает в себя социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков и перестрахование.

5. Институт местных финансов. Он появился в связи с принятием в 1997 году ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления РФ». В него входят средства муниципальных бюджетов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Финансы – денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных накоплений и доходов у хозяйствующих субъектов и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Как экономическая категория финансы представляют собой систему стоимостных экономических отношений, в результате функционирования которой формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода.

По материальному содержанию финансы представляют собой денежные фонды, мобилизуемые, аккумулируемые и используемые государством и муниципальными образованиями для реализации своих функций.

С точки зрения финансово-правового регулирования к государственным финансам в широком смысле относят денежные средства, находящиеся в собственности и распоряжении государства + денежные средства, на которые распространяется сфера его воздействия (средства федерального бюджета; средства государственных внебюджетных фондов; средства бюджетов субъектов РФ; средства территориальных внебюджетных фондов субъектов РФ; денежные средства предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности государства; средства муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов, если таковые имеются; денежные средства предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности).

Критерий отнесения к государственной собственности содержится в статье 12 конституции, в соответствии с которой муниципальные образования и их собственность не являются государственной собственностью, но про их финансы ничего не говорится и поэтому до сих пор их финансы автоматически относят к государственным.

Другое исключение – унитарные предприятия, за исключением казенных (т.е. действующих на основах оперативного управления). Их финансы находятся в собственности государства, но распоряжаются ими сами предприятия.

Под финансами в узком смысле понимают средства бюджета, а также внебюджетные средства, направляемые на содержание работников бюджетной сферы (государственные служащие, оборонный сектор и органы внутренних дел, работники сферы обслуживания, медицины и образования).

Государственная казна – это денежные средства, в состав которых входят средства бюджета, средства внебюджетных фондов и иные средства, незакрепленные за каким-либо получателем.

Система правового регулирования финансовой деятельности складывается из нескольких уровней (юридическая сила правового регулирования):

1. Уровень конституции РФ.

2. Федеральные законы.

А. Основополагающие законы (как правило, содержат в название слова «основы»).

Б. Законы специального действия. Они регулируют либо деятельность органов финансово-правового регулирования, либо специфическую сферу деятельности.

В. Законы периодичного действия. Они действуют определенный период (например, закон о бюджете на определенный год).

Г. Законы совместного действия. Как правило, они издаются для конкретной цели, но переплетаются с финансовой сферой.

3. Иные акты федеральных органов власти. Указы президента, постановления правительства. Ведомственные акты.

4. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (касаются бюджетов и налогов).

5. Нормативно-правовые акты местного самоуправления (по налогам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: