РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Конституция Российской Федерации вкладывает в понятие социальное государство то, что оно должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.
Основные направления социальной политики:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрываете в следующих положениях:
|
|
- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, др. государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом.
Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность и сменяемость главы государства.
Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет такие признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя на разум и опыт; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на неограниченный срок. Российская Федерация сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Это выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).
|
|
В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действует Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы)
Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как "полупрезидентскую" республику.
РФ – суверенное государство. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:
- суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;
- Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
- Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Защита суверенитета осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными Силами РФ; дипломатической – Президентом и Правительством России; государственными органами, которые руководят различными отраслями управления.
Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Конституция строго разделяет полномочия Федерального Собрания и судебных органов.
Президент фактически признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.). Соединяет функции главы государства и главы исполнительной власти.
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:
- законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;
- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной или главе государства или парламенту;
- между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
- судебные органы независимы в пределах и своей компетенции действуют самостоятельно;
- ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
- споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом;
- конституционная система должна предусматривать правовые способы содержания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.
Основные обязанности государства, всех ветвей власти, всех звеньев государственного механизма сводятся к признанию и служат главной цели: соблюдению, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства.