double arrow

Понятие и виды цен

Ценообразующие налоги.

Методы ценообразования промышленной продукции;

Понятие и виды цен;

8.

Основы ценообразования продукции

Цена – один из важнейших показателей.

В экономике применяются десятки видов цен. Под единым понятием цена, множество ее разновидностей: оптовые; розничные; государственные; рыночные; закупочные; договорные; мировые.

Для централизованно управляемой экономики применялись: оптовые, розничные, закупочные. Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется в условиях оптовой торговли (между предприятиями, крупными партиями. В настоящее время применяется и для мелких партий, но между приятиями – юридическими лицами).

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной сети для населения.

По закупочным ценам государство через торгово-закупочные организации приобретает с/х продукцию (зерно) у производителей.

В условиях рыночных отношений появились следующие виды цен: государственные (фиксированные, регулируемые); договорные; свободные.

Договорные – это цены, формируемые на основе соглашения между поставщиком и потребителем (договор, контракт).

Цены, обусловленные спросом и предложением, принято называть свободными. Это цены, на которые не распространяется действие государственных актов и других предварительно выработанных документов.

Свободные цены, установленные в соответствии со спросом и предложением, когда нет дефицита и нет затоваривания продукции, называют равновесной ценой.

Близки к понятию «цена» по экономическому содержанию тарифы (на услуги транспорта, связи, бытовые услуги).

Ценообразование – комплексный и противоречивый процесс. Следует учесть большое количество факторов:

· затраты на производство продукции;

· задачи производства;

· действия конкурентов;

· психологию потребителя;

· маркетинговые исследования;

· действующее законодательство.

Установление цен включает этапы:

· постановка задач ценообразования;

· определение спроса;

· определение издержек;

· анализ цен и товаров конкурентов;

· выбор метода ценообразования;

· установление окончательной цены.

Основными задачами ценообразования являются:

· обеспечение выживаемости предприятия (стратегия предприятия в этом случае – снижение цены);

· максимизация текущей прибыли (если текущие проблемы важнее долговременных);

· завоевание лидерства на рынке (долговременная стратегия. Цена может быть ниже цены конкурента);

· завоевание лидерства по показателям качества (обеспечивается большим объемом НИР и ОКР, но и цена выше).

Спрос на товар изучается в экономической теории. Между спросом и ценой есть зависимость, но много сопутствующих факторов.

Оценка издержек производства

Издержки производства с прибавлением справедливой нормы прибыли определяют ту минимальную цену товара, которая делает выгодным производство этого товара.

Важно: деление затрат на прямые и косвенные, переменные и условно-постоянные.

Основной принцип ценообразования. Цена должна:

· обеспечить возмещение издержек;

· обеспечить прибыль нормально работающему предприятию;

· учитывать конкурентную среду;

· учитывать требования законодательства в части ценообразующих налогов.

Оптовая цена предприятия – это сумма: 1) затрат на производство и реализации продукции; 2) планируемого размера прибыли (в соответствии с уровнем рентабельности); 3) суммы ценообразующих налогов.

Цопт.пред. = Sпол. + Ппл. + НДС + А,

НДС + А = это ценообразующие налоги

Sпол. – плановая полная себестоимость продукции, руб.

П – плановый размер прибыли

Розничная цена: Включает оптовую цену предприятия и наценки торгующим организациям

Цроз. = Цопт.пред. + Нторг

Где Нторг. - наценка торговой организации

Цены выполняют роль социального и бюджетного регулятора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: