ТИПОЛОГИИ ТРУДОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. По отношению к производству: |
а) производственные трудовые организации: • промышленные; • строительные; • сельскохозяйственные; • лесные и т.п.; |
б) непроизводственные трудовые организации. Это трудовые организации таких отраслей, как: • здравоохранение; • образование; • социальное обеспечение; • культура; • ЖКХ; • связь и т.п.; |
в) смешанные трудовые организации • посредническо-распределительные, • торгово-посреднические; |
г) специфические коллективы и организации: • учебные; • военные; • милицейские; • спортивные; |
• по интересам (охотничьи, туристические и т.п.). |
2. По отношению к собственности (В.Н.Лавриненко) |
а) на базе кооперативной, акционерной собственности; |
б) на базе государственной собственности; |
в) на основе частной собственности; |
г) трудовые организации совместных предприятий с иностранными фирмами; |
д) трудовые организации, использующие имущество профессиональных организаций; |
е) трудовые коллективы, занимающиеся подсобным хозяйством при промышленных и иных несельскохозяйственных предприятиях. |
Конфликтующие субъекты (их часто называют агентами конфликтов):
• непосредственные участники конфликта, отстаивающие свои интересы; • группы, косвенно участвующие в конфликте; • группы, заинтересованные в разрешении конфликта. |
Возможны четыре исхода конфликта:
1) подчинение требованиям (забастовщиков, стачечников и т.д.); |
2) компромисс; 3) сдача позиций или бегство от конфликта; |
4) интеграция, объединение усилий конфликтующих сторон в поисках разумного преодоления противоречий. В этом случае конфликт смягчается действием таких факторов, как: |
• ориентация на кооперацию, сотрудничество и взаимопомощь как ценности уравнительного коллективизма; |
• участие работников в коллективном принятии решений, что |
• позволяет удерживать конфликт в допустимых границах; |
• переплетение ролевых позиций, исключающее структурный источник конфликта. |
В трудовом коллективе можно разделить на два вида: горизонтальные (между коллегами) и вертикальные (между подчиненными и руководителями).
По форме конфликты могут быть скрытыми (подспудными) и явными, а также “сглаженными” и острыми.
Кроме того, конфликты принято делить на деловые, возникшие между людьми и группами из-за различия целей при выборе тактики действий, из-за различия в истолковании фактов и т.д., и эмоциональные, в основе которых могут лежать чувство антипатии или враждебности, личное несоответствие, психологическая несовместимость.
Наиболее полная типология производственных конфликтов основана на взаимоотношениях людей в рамках их отношений в трудовом коллективе. Выделяют 4 основных типа конфликтов и их вариаций в зависимости от горизонтальной/вертикальной направленности конфликтов.
I. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению основных целей трудовой деятельности:
• Горизонтальные конфликты, возникающие при непосредственней технологической взаимосвязи работников в процессе труда, когда успешность деятельности одного определяет успешность деятельности другого (напр., при работе в потоках, на конвейере и др.). |
• Горизонтальные конфликты организационного характера, когда проблемы, решение которых должно было идти по вертикали, переносятся на горизонтальный уровень (напр., конфликты из-за нехватки оборудования, инструментов и т.д.). |
• Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации, когда руководитель не обеспечивает условий успешной деятельности подчиненного. |
• Вертикальные конфликты, когда подчиненный по тем или иным причинам создает препятствия для успешного достижения руководителем целей его деятельности - обеспечения нормального функционирования производства, решения какой-либо производственной проблемы, выполнения задания и т.д. К этому варианту относится случай невыполнения подчиненным его прямых должностных обязанностей или поручений руководителя, и т.д. |
II. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению вторичных целей трудовой деятельности:
• Горизонтальные конфликты, возникающие при наличии таких взаимосвязей, когда достижение цели одного зависит от других людей (напр., при работе на один наряд зарплата каждого зависит и от работы всех, нарушение одним членом коллектива дисциплины может привести к лишению премии всего коллектива). |
• Горизонтальные конфликты организационного типа, возникающие из-за сменности, условий труда и др. причин, ставших следствием ряда нерешенных проблем по вертикали по причине слабости руководства. |
• Вертикальные конфликты, когда руководитель не обеспечивает подчиненному удовлетворительных возможностей достижения личных целей (напр., неритмичность в обеспечении работой приводит к простоям и влияет на заработную плату работающих сдельно). |
• Вертикальные конфликты, когда достижение личных целей руководителей в процессе деятельности (напр. престиж, материальное поощрение и т.д.) зависит от подчиненных. |
III. Конфликты, возникающие из противоречия действий человека принятым в коллективе нормам:
• Горизонтальные конфликты, возникающие в группах с развитой групповой моралью и имеющие характер требований, предъявляемых к человеку со стороны группы. |
• Вертикальные конфликты, имеющие характер острого противоречия между стилем работы руководителя и ожиданиями его подчиненных. |
• Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации неудовлетворения требований, предъявляемых руководителем к качествам подчиненного как носителя определенной социальной роли. |
IV. Личные конфликты:
• Горизонтальные личностные конфликты, возникающие как проявление той или иной личной несовместимости, т.е. несовместиморти шаблонов поведения, потребностей и т.д. |
• Вертикальные личностные конфликты, возникающие между лидерами и ведомыми, авторитетными и неавторитетными, предпочитаемыми и не предпочитаемыми членами коллектива из-за несовместимости культурных основ и уровней личных притязаний. |