Трудовые конфликты в коллективе

ТИПОЛОГИИ ТРУДОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. По отношению к производству:
а) производственные трудовые организации: • промышленные; • строительные; • сельскохозяйственные; • лесные и т.п.;
б) непроизводственные трудовые организации. Это трудовые организации таких отраслей, как: • здравоохранение; • образование; • социальное обеспечение; • культура; • ЖКХ; • связь и т.п.;
в) смешанные трудовые организации • посредническо-распределительные, • торгово-посреднические;
г) специфические коллективы и организации: • учебные; • военные; • милицейские; • спортивные;
• по интересам (охотничьи, туристические и т.п.).
2. По отношению к собственности (В.Н.Лавриненко)
а) на базе кооперативной, акционерной собственности;
б) на базе государственной собственности;
в) на основе частной собственности;
г) трудовые организации совместных предприятий с иностранными фирмами;
д) трудовые организации, использующие имущество профессиональных организаций;
е) трудовые коллективы, занимающиеся подсобным хозяйством при промышленных и иных несельскохозяйственных предприятиях.

Конфликтующие субъекты (их часто называют агентами конфликтов):

• непосредственные участники конфликта, отстаивающие свои интересы; • группы, косвенно участвующие в конфликте; • группы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Возможны четыре исхода конфликта:

1) подчинение требованиям (забастовщиков, стачечников и т.д.);
2) компромисс; 3) сдача позиций или бегство от конфликта;
4) интеграция, объединение усилий конфликтующих сторон в поисках разумного преодоления противоречий. В этом случае конфликт смягчается действием таких факторов, как:
• ориентация на кооперацию, сотрудничество и взаимопомощь как ценности уравнительного коллективизма;
• участие работников в коллективном принятии решений, что
• позволяет удерживать конфликт в допустимых границах;
• переплетение ролевых позиций, исключающее структурный источник конфликта.

В трудовом коллективе можно разделить на два вида: горизонтальные (между коллегами) и вертикальные (между подчиненными и руководителями).

По форме конфликты могут быть скрытыми (подспудными) и явными, а также “сглаженными” и острыми.

Кроме того, конфликты принято делить на деловые, возникшие между людьми и группами из-за различия целей при выборе тактики действий, из-за различия в истолковании фактов и т.д., и эмоциональные, в основе которых могут лежать чувство антипатии или враждебности, личное несоответствие, психологическая несовместимость.

Наиболее полная типология производственных конфликтов основана на взаимоотношениях людей в рамках их отношений в трудовом коллективе. Выделяют 4 основных типа конфликтов и их вариаций в зависимости от горизонтальной/вертикальной направленности конфликтов.

I. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению основных целей трудовой деятельности:

• Горизонтальные конфликты, возникающие при непосредственней технологической взаимосвязи работников в процессе труда, когда успешность деятельности одного определяет успешность деятельности другого (напр., при работе в потоках, на конвейере и др.).
• Горизонтальные конфликты организационного характера, когда проблемы, решение которых должно было идти по вертикали, переносятся на горизонтальный уровень (напр., конфликты из-за нехватки оборудования, инструментов и т.д.).
• Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации, когда руководитель не обеспечивает условий успешной деятельности подчиненного.
• Вертикальные конфликты, когда подчиненный по тем или иным причинам создает препятствия для успешного достижения руководителем целей его деятельности - обеспечения нормального функционирования производства, решения какой-либо производственной проблемы, выполнения задания и т.д. К этому варианту относится случай невыполнения подчиненным его прямых должностных обязанностей или поручений руководителя, и т.д.

II. Конфликты, возникающие в ситуациях, препятствующих достижению вторичных целей трудовой деятельности:

• Горизонтальные конфликты, возникающие при наличии таких взаимосвязей, когда достижение цели одного зависит от других людей (напр., при работе на один наряд зарплата каждого зависит и от работы всех, нарушение одним членом коллектива дисциплины может привести к лишению премии всего коллектива).
• Горизонтальные конфликты организационного типа, возникающие из-за сменности, условий труда и др. причин, ставших следствием ряда нерешенных проблем по вертикали по причине слабости руководства.
• Вертикальные конфликты, когда руководитель не обеспечивает подчиненному удовлетворительных возможностей достижения личных целей (напр., неритмичность в обеспечении работой приводит к простоям и влияет на заработную плату работающих сдельно).
• Вертикальные конфликты, когда достижение личных целей руководителей в процессе деятельности (напр. престиж, материальное поощрение и т.д.) зависит от подчиненных.

III. Конфликты, возникающие из противоречия действий человека принятым в коллективе нормам:

• Горизонтальные конфликты, возникающие в группах с развитой групповой моралью и имеющие характер требований, предъявляемых к человеку со стороны группы.
• Вертикальные конфликты, имеющие характер острого противоречия между стилем работы руководителя и ожиданиями его подчиненных.
• Вертикальные конфликты, возникающие в ситуации неудовлетворения требований, предъявляемых руководителем к качествам подчиненного как носителя определенной социальной роли.

IV. Личные конфликты:

• Горизонтальные личностные конфликты, возникающие как проявление той или иной личной несовместимости, т.е. несовместиморти шаблонов поведения, потребностей и т.д.
• Вертикальные личностные конфликты, возникающие между лидерами и ведомыми, авторитетными и неавторитетными, предпочитаемыми и не предпочитаемыми членами коллектива из-за несовместимости культурных основ и уровней личных притязаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: