Сравнение концепций трех школ организационного поведения

  Школа «научного управления» Школа «человеческих отношений» «Системная школа»
       
1. Важность коммуникаций Относительно невелика, в основном важны вертикальные потоки сообщений от руководства к рядовым членам организации Относительно важны, но ограничиваются в основном общением между людьми на одном организационном уровне. Некоторое внимание уделяется передаче информации о потребностях членов организации Очень важны, коммуникация - связующий элемент всех частей организации  
2. Цель коммуникаций Передавать приказы, распоряжения и информацию о заданиях, обеспечение повиновения и координации в процессе их выполнения Удовлетворение потребностей работников, обеспечение горизонтального взаимодействия работников в группах на одном организационном уровне и способствование вовлечению работников в процесс принятия решений Контроль и координация, обеспечение информацией для принятия решений, обеспечение адаптации организации к изменениям внешней среды  
3. Направление коммуникационных потоков Вертикальное (сверху вниз) - от администрации к рядовым членам, для того, чтобы заставить или убедить их следовать инструкциям руководства Горизонтальное - между членами неформальных рабочих групп; вертикальное - между рабочими и администрацией, для того чтобы оценить потребности рабочих и обеспечить их участие в принятии решений Все направления внутри систем, включая пересечение иерархических уровней сверху вниз и снизу вверх и пересечение границы, отделяющей организацию от внешней среды  
4. Основные проблемы коммуникации Нарушение коммуникаций, связанное с обходом иерархических уровней и слишком большим диапазоном контроля Наличие слухов, передаваемых по скрытым каналам: отчасти неэффективная формальная система коммуникаций, дополняемая неформальными коммуникациями Перегрузки, искажения; отсутствие реакции на отрицательную обратную связь  

Разберемся в основах коммуникации и ее структурных компонентах: общении, информации и коммуникации.

ОБЩЕНИЕ

     
 
 
   


Общение. Общение является базовым фактором коммуникации как первичное универсальное условие человеческого существования и создания человеческих сообществ. В центре внимания оказываются отношения человека к человеку (бытие человека с человеком) как диалогическое общение «Я и Ты», «Я и Мы» (другие). При этом их активное взаимодействие является первичным по отношению к связям с физическими объектами. Человеческое общение как раз и образует социальную реальность, доминирующую по отношению к отдельному «Я». Отсюда общество рассматривается как результат общения совместно действующих индивидов, а взаимопонимание оказывается жизненной необходимостью. Поэтому мир - это всегда мир общения, и анализ общественных отношений вне его не соответствует реальной действительности. Обмен информацией в общении выступает как социальный диалог - взаимная обработка «людей людьми» — с целью добиться согласия между общающимися сторонами.

Общение - это способ (форма) взаимодействия субъектов, создающий отношения, где стороны, реализуя свои установки, интересы, идеи, представления, осуществляют обмен информацией (знаниями, оценками, деятельностью), на основе которой формируются ответные реакции и настроения, мировоззрения и мироощущения, сотрудничество и партнерство.

Общение имеет место во всех сферах жизнедеятельности общества — управление, труд, обучение, воспитание, творчество и т. д. В своем многообразии оно выполняет следующие основные функции:

1) информационно-коммуникативную — обмен информацией;

2) эмоционально-коммуникативную — передача отношений, эмоциональных состояний;

3) регулятивно-коммуникативную - воздействие на поведение с целью изменить его состояние.

Содержательной стороной общения является информация: информационная связь (обмен информацией) - это непременное условие развития и функционирования человека и общества, общественных отношений.

Информация. Информация — это любое сообщение, содержащее какое-либо сведение (новое знание) относительно предмета сообщения, которое вносится в среду, окружающую получателя. Функционирующая в обществе социальная информация имеет качественный, зачастую неформальный аспект, связанный со статусом и ролью личности, жизнедеятельностью социальных общностей и групп, интересами и мотивами деятельности, социопсихологическими состояниями, социокультурными процессами и т. п. Циркуляция информации связана с информационными процессами (технологиями) ее производства, сбора, переработки, хранения, передачи, восприятия и использования в духовно-практических целях. Она также составляет объем и содержание социальной памяти - неотъемлемого элемента духовной жизни, связанного с сохранением и передачей социально значимой информации, с помощью которой осуществляется информационное обеспечение жизнедеятельности общества[40].

В организации имеют место:

1) входная информация - получение точной информации о реальном положении собственных дел, своевременных и надежных сведений о «рынке потребителя», конкурентах, партнерах и т.п. (банк данных, «досье»);

2) выходная информация - регулятивно-регулирующая - правдивое информирование общественности в рамках социальной ответственности организации, государственного контроля за ее жизнедеятельностью.

Информационное обеспечение системы менеджмента включает наличие информационной инфраструктуры - информационных ресурсов, продуктов, каналов и технологий способной удовлетворять запросы и требования системы управления организации. В этом плане обладание адекватной информацией дает власть над ситуацией. В свою очередь, информационное обеспечение требует определенных усилий по организации хранения информационных продуктов (основополагающих, нормативных, оперативных, коммерческих, потребительских и т. п.) и защиты конфиденциальной (не подлежащей огласке, секретной) информации.

Эффективность информационного обеспечения зависит от взаимодействия отправителя и получателя информации, а также учета ряда психологических закономерностей:

1) послать информацию еще не значит получить ее, тем более правильно понять;

2) понять - еще не значит принять;

3) люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (доверие), и, наоборот, труднее принимают (или даже отвергают) позицию того человека, к которому испытывают отрицательное отношение (недоверие);

4) посягательство на чувство собственного достоинства и/ или столкновение с какими-либо ценностными представлениями (нормами) в общении приводят к трудностям восприятия содержания информации, которую один из партнеров хотел бы довести до сведения других.

Актом общения, в ходе которого происходит передача и взаимопередача информации, является коммуникация.

Коммуникация. Коммуникация (лат. communication - связывать, делать общим, общаться) - это процесс обмена информацией и действиями между общающимися сторонами с целью установления взаимопонимания между ними. Ее простейшая схема состоит из трех компонентов: коммуникатора (отправителя), сообщения и коммуниканта (получателя) информации. В данном процессе образуется коммуникативное сообщество, которое характеризуется отношениями взаимосвязи, обмена действиями и взаимопонимания на основе механизмов убеждения, внушения, подражания и заражения. При наличии «совместных кодов взаимопонимания» (понятийных, речевых, символических, эмоциональных и др.) коммуникация способна создавать доброжелательную атмосферу в общении - атмосферу доверия и уважения партнеров, стремления к взаимопониманию и сотрудничеству, идентификации (уподобляя себя другому - самоотождествление) интересов и единства. Последняя неразрывно связана с коммуникацией: через соучастие (взаимообмен) происходит понимание (смысловой контакт) действий друг друга и проявляется способность участников адекватно интерпретировать замыслы (цели) и включаться в согласованные действия

Коммуникации в организациях являются основой управленческой деятельности, так как через обмен информацией связывают все ее элементы в одно целое, устанавливают одинаковый смысл при общении и способствуют достижению согласия между руководством (управляющими) и работниками (управляемыми). Любое нарушение коммуникации будет иметь результатом соответствующее нарушение кооперации — конвенциональных образцов поведения. Организации существуют в коммуникациях и через коммуникации.

Коммуникативные стратегии организации состоят из двух функциональных направлений: внутренней и внешней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: