Лекция 4. Социально-психологические аспекты старения

Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, стареть и умирать. Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный от­резок онтогенеза. Для этого возрастного периода, как, впрочем, и для каждого периода жизни человека - детства, юности, зре­лости, характерны свои особенности, своя возрастная норма. Кроме того, процесс психиче­ского старения индивидуален. Однако ученые выделяют некоторые общие закономерности пси­хического старения человека:

1. С возрастом отмечается потеря психо­логической гибкости и способности к адаптации. И мужчины, и женщины становятся менее податливыми, у них пропадает охо­та экспериментировать в жизни. Любовь к новому, неизвестно­му сменяется стремлением к устойчивости и надежности. Доказано, что год безработицы может уменьшить вероят­ную продолжительность жизни человека, потерявшего работу, на пять лет, отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей.

В процессе старения происходит постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям - как к большим переменам, так и к серьезным изменениям в жизни.

2. Исследователи данного возраста указывают и на позитив­ные моменты в процессе старения (наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы). Многие из этих адаптационных механизмов последова­тельно закреплены и закономерно проявляют себя на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптацион­ных механизмов во многом определяет темп старения отдель­ных систем и продолжительность жизни организма в целом. Научиться управлять процессом старения – значит, научиться подавлять сокращение приспособительных возможностей (ре­зервов организма), ограничение механизмов саморегуляции, на­рушение обмена и функций организма и стимулировать мобили­зацию важных приспособительных механизмов.

3. Старость явля­ется не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, мно­гие из которых имеют негативную окраску. К таким изменениям относят утрату общеизвестного положения, связанного с выполняющейся работой, снижение физических возможностей, ухуд­шение экономических условий жизни, изменение функций в се­мье, смерть или угрозу утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям. Позитивные стороны изменения жизненной ситуации про­являются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др. Таким образом, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального поло­жения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрас­тными изменениями. Существует необходимость перемены прежнего образа жизни, перестройки существующего динамиче­ского стереотипа поведения, принятия новой социальной роли, изменения самовосприятия.

4. Кроме внешних изменений, происходят изменения в пред­ставлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъ­ективной картины мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспо­мощности и бесполезности являются источником страха и апа­тии.

Следовательно, можно говорить о большом количестве психологических факторов, влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления к старости. Большую роль здесь играют и личность самого человека, его поведение, привычки, потребность в социальных контактах и привычный стиль жизни. Так, для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других - само­стоятельность, независимость, возможность заниматься люби­мым делом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: