Тема 8. Экономические аспекты функционирования жилищно-коммунальной сферы

Тема 7. Туризм как составляющая социальной сферы

Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематери­альных услугах. Основная функция туризма - обеспечить челове­ка полноценным и рациональным отдыхом.

Классификационный признак Виды туризма
    По цели поездки познавательный (культурно-развлекательный) туризм; спортивный отдых; экзотический отдых; деловой туризм; учебный туризм; лечение; рекреационный туризм; шоп тур; паломнический (религиозный) тур; экологический туризм;
  По географии отечественный; тур в страны СНГ; тур в дальнее зарубежье; По классификации Всемирной туристской организации: внутренний тур; внешний тур;
По направленности туристических потоков въездной; выездной; внутренний;
По продолжительности однодневный; многодневный; транзитный;
По использованию транспортных средств автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
По сезонности активный туристский сезон; межсезон (полусезон); не сезон;
По числу участников индивидуальные; семейные; групповые;
По принципу оплаты коммерческий; социальный; интенсив-туризм;

Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

· распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

· создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

· модификация старых туристских предприятий путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

Россия, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туррынке. На ее долю приходится около 1% мирового турпотока. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, тогда как на сегодняшний день количество иностранных гостей составляет 7,4 млн. чел.

Вопросы: 1. Назовите основные социально-экономические факторы развития туризма.

2. В чем состоит специфика российского туристского рынка?

3. Дайте определение понятию «инфраструктура туризма».

4. Что такое интенсив-туризм?

5. Назовите основные тенденции развития сферы туризма в России и за рубежом?

Жилищное хозяйство включает совокупность объектов (жилищ) и деятельность по обеспечению их использования для удовлетворения потребностей людей в обладании защищенным пространством для жизнедеятельности.

В странах с рыночной экономикой применяются разнообразные фор­мы государственного финансирования жилищного хозяйства:

• предоставление кредитов и гарантий по кредитам на приобре­тение жилья;

• субсидирование уплаты процентов по кредитам на приобрете­ние жилья;

• предоставление налоговых льгот покупателям жилья;

• финансирование программ модернизации микрорайонов;

• финансирование жилшцно-эксплуатационных организаций;

• субсидии домовладельцам, сдающим жилье внаем;

• субсидии нанимателям жилья.

Задачи реформирования жилищного хозяйства на перспективу до 2010 г. были определены в "Основных направлениях социально-эко­номической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", одобренных Правительством Российской Федерации в июне 2000 г. В качестве ключевых направлений дальней­ших преобразований в жилищном хозяйстве можно выделить следующие.

1. Завершение перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг их потребителями и ликвидации бюджетного финансиро­вания организаций, предоставляющих эти услуги. При этом макси­мально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе умень­шена по сравнению с Концепцией — до 20% в течение всего пред­стоящего десятилетия.

2. Перевод бюджетного финансирования организаций жилищ­ного хозяйства в субсидии гражданам. В увязке с увеличением доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг бюджетные ас­сигнования должны перераспределяться в пользу адресной поддер­жки семей в зависимости от уровня их дохода. Бюджетные ассигнова­ния поставщикам услуг могут сохраниться лишь в порядке финанси­рования льгот, предоставляемых определенным категориям граждан по оплате жилищно-коммуналъных услуг.

3. Повышение эффективности программ субсидирования приобре­тения гражданами жилья. Это предполагает применение единых прин­ципов предоставления жилищных субсидий, четкую увязку их размеров с уровнем семейного дохода, обеспечение прозрачности распределе­ния средств в рамках программ жилищного субсидирования.

4. Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кре­дитования. Государство с помощью мер макроэкономического и на­логового регулирования будет добиваться формирования экономи­ческих условий, стимулирующих кредиторов и заемщиков участво­вать в жилищном кредитовании.

5. Стимулирование создания товариществ собственников жилья, которые рассматриваются в качестве действенного института защиты прав индивидуальных собственников на участие в вопросах управле­ния комплексами недвижимости и развития рыночных отношений в жилищном хозяйстве. Для решения этой задачи будут осуществлять­ся передача в общую долевую собственность домовладельцев в мно­гоквартирных жилых домах мест общего использования и прилегающих земельных участков и предоставление в распоряжение товари­ществ всех бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование содержания соответствующего жилищного фонда.

6. Создание условий для развития конкуренции организаций, предоставляющих услуги по управлению жилищным фондом, и кон­венции поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг. В качестве внедряемой государством схемы организации обслуживания жилищного фонда избрана такая, в которой собственники жилья, в том числе муниципалитеты, или их объединения (товарищества собственников жилья) выбирают управляющую компанию, которая берет на себя обязанности организовать обслуживание жилищного фонда. Управляющая компания в свою очередь выступает в роли покупателя жилищно-эксплуатационных услуг у специализирующихся на их предоставлении организаций либо самостоятельно обслу­живает жилой фонд.

Задачей государственной политики является содействие ста­новлению муниципальных управляющих компаний и развитию кон­куренции между ними, а также развитию конкуренции организа­ций — поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг. Это будет обеспечиваться как устранением сохраняющихся институциональ­ных препятствий для участия частных организаций в конкурсах на выполнение заказов муниципалитетов по обслуживанию жилищно­го фонда, так и приватизацией муниципальных предприятий, рабо­тающих в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.

Вопросы: 1. Назовите особенности рынка жилья и коммунальных услуг.

2. Какие задачи решаются в ходе приватизации жилищного фонда и перевода его на рыночные методы и условия функционирования?

3. Что представляют собой товарищества собственников жилья?

4. Какие преимущества конкурсной системы обслуживания жилищного фонда?

5. Каковы достоинства и недостатки современной системы финансирования жилищного хозяйства в России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: