Пример.
Позиция сотрудника: Я хочу, чтобы мне увеличили зарплату, так как я стал лучше/профессиональнее работать.
Позиция руководителя медсестринской службы: Я не хочу терять ценного/профессионального сотрудника, тем более не хочу создавать прецедент.
При разрешении данного конфликта могут быть использованы различные стили:
— конфронтация — медсестра-руководитель отказывает сотруднику; возможные последствия — у сотрудника падает мотивация, он может начать искать другое место работы;
— уклонение — медсестра-руководитель регулярно откладывает решение; у сотрудника возникает чувство разочарования, падает эффективность работы;
— приспособление — руководитель после некоторых препирательств соглашается.
В результате создан прецедент: достаточно немного надавить на руководителя — и можно достичь своей цели;
— компромисс — после взаимных уступок зарплату повышают, но не настолько, насколько требовал сотрудник.
Психологическая поддержка сотрудников, понимание их внутренних проблем, глубинных источников конфликтности.
Известно, что неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный, больной человек более конфликтен при прочих равных условиях по сравнению с человеком, у которого этих проблем нет.
Справедливое и гласное распределение организационных ресурсов. Конечно, вопросы распределения материальных ресурсов всегда острые, т. к. очень насущные. В целях оптимизации процесса распределения предлагаем воспользоваться следующими рекомендациями:
Ø создавать и четко прописывать системы премирования и поощрения.
Ø соблюдать принцип гласности.
Ø совершенствовать систему нематериального стимулирования.
Ø способствовать профессиональному совершенствованию.
Помимо существующих нормативных и подчас формальных процедур повышения квалификации/сертификации важным моментом является возможность расширения профессиональных горизонтов для специалиста.
Например, молодая палатная медсестра хотела бы освоить специализацию процедурной, а в отделении не хватает такого специалиста. Возможно, стоит помочь своему работнику изучить данное направление. Кроме того, заинтересованный специалист не будет искать другую работу для осуществления своего желания.
Разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.
Анализ конфликтов во взаимоотношениях работников показал, что существуют типичные проблемные ситуации, обычно приводящие к конфликту.
Конструктивное разрешение таких ситуаций можно обеспечить,
разработав нормативные процедуры, позволяющие сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом.
К подобным процедурам можно отнести:
Ø разработку правил внутренних коммуникаций/поведения для персонала;
Ø принятие положения об оплате и стимулировании персонала, определяющего размеры заработной платы и других форм материального поощрения;
Ø разработку правил назначения на вакантную должность при наличии нескольких претендентов;
Ø процедуру перевода сотрудника на новое место работы;
Ø процедуру увольнения сотрудника и др.
Например, в отделении освобождается должность старшей медсестры, и на нее вполне обоснованно претендуют несколько постовых медсестер. Но на эту должность могут назначить не самого достойного из претендентов. В этом случае велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций между назначенным сотрудником и претендентами, которые считали себя более достойными назначения. Конфликты, связанные с назначением на должность, можно было бы свести к минимуму, если бы вовремя внедрить понятную, справедливую, известную всем сотрудникам нормативную процедуру конкурсного назначения на вышестоящую должность.
Создание благоприятной внутренней интерьерной обстановки.
К таким факторам можно отнести:
Ø цветовое оформление помещений в спокойных тонах;
Ø наличие комнатных растений, аквариумов и т. д.
Для профилактики конфликтных ситуаций большое значение имеет организация и оборудование комнат психологической разгрузки, создание тренажерных залов в непосредственной близости от мест трудовой деятельности, водные процедуры и др.