Конфликт

1. часто угрожает заявленным интересам сторон;

2. часто угрожает социальной системе, необходимой для обеспечения равноправия при упорядочении изменений в системе;

3. часто препятствует осуществлению быстрых перемен;

4. часто приводит к потере поддержки;

5. часто ведет к импульсивному действию вместо тщательно взвешенной реакции;

6. часто подрывает доверие;

7. часто вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;

8. часто имеет тенденцию к углублению и расширению.

2. В зависимости от ряда признаков конфликты могут быть разделены на ряд категорий. По степени остроты противоречий конфликты подразделяют на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие и вражда.

По проблемно-деятельному признаку различают конфликты управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие, политические и так далее.

По степени вовлеченности людей в конфликт выделяют межличностные (между двумя субъектами, пытающимися достичь противоположных целей), межгрупповые (конфликты между социальными группами), классовые, межгосударственные, межнациональные (отличаются от межгосударственных тем, что в их основе лежит этнический признак).

Отдельно подлежит рассмотрению внутриличностный конфликт – конфликт внутри самого субъекта, характеризующийся борьбой равных по силе мотивов (борьба между «хорошо» и «отлично», «хочу», «могу» и «надо»; желаниями и возможностями). НА СЛОВАХ: в виде примера можно привести любую бытовую ситуацию, когда ранним утром надо вставать и идти на учебу (потребность в отдыхе и опоздание на работу).

По характеру объективной ситуации конфликты могут быть подлинными или случайными.

По уровню применения нравственных категорий конфликт может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивным конфликт бывает, когда оппонент не выходит за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Причинами конструктивного конфликта могут быть неблагополучные условия работы, несоответствие прав и обязанностей, низкий уровень дисциплины в коллективе.

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях. Когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей оппозиции и не желает учитывать интересы другой стороны или когда один из оппонентов прибегает к «грязным» технологиям, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

Конфликты выполняют ряд функций: сигнальную, диагностическую, восстановительную, регулятивную.

3. Лучший способ разрешить конфликт – это вовремя его предупредить. Его предупреждению способствует ряд условий, таких как высокая организация трудовой деятельности; демократизация отношений в коллективе; справедливая оценка результатов; высокий уровень наблюдательности человека и так далее.

Для успешного разрешения конфликта необходимо: 1) перевести конфликт с эмоционального уровня обратно на интеллектуальный; 2) выравнять позиции оппонентов; 3) устранить противоречие, а не ограничиться примирением сторон (наиболее оптимальный путь разрешения конфликта – компромисс).

Помимо компромисса существует еще 4 основные вида поведения в конфликте при его разрешении.

1. Избегание – реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании наличия конфликта. Имеется множество причин, по которым одна из сторон будет избегать конфликта. Это может быть незначительная проблема; нежелание проиграть; боязнь того, что человека будут считать участником конфликта; неприятный и разрушительный характер конфликта.

Пример: у вас что-то болит, но вы откладываете решение идти к врачу. Когда визит все же нанесен, врач часто, сожалеет, что человек пришел так поздно.

2.Приспособление – реакция на конфликт, которая состоит в осуществлении уступок противоположной стороне вплоть до «капитуляции». Ей соответствует такой принцип: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Существует ряд причин, когда можно идти по пути уступок. Например, приспособление не является большой жертвой (анализ плюсов и минусов); ни одному из основных принципов или ценностей человека не угрожает опасность; правота все-таки на стороне противника; ценность взаимоотношений и другие.

Пример: ученик хотел перейти в другую школу, учительница предложила ему провалиться на экзаменах, поскольку тогда она будет вправе дать ему разрешение на перевод. И ученик сделал это.

3.Конкуренция – реакция на конфликт, которая приводит к доминированию, и, в конечном итоге, уничтожению одного соперника другим. Конкуренция диктует принцип: «Чтобы я победил, ты должен проиграть». К ней прибегают по ряду причин:

1. эмоциональная реакция вместо хорошо продуманного ответа.

2. остаточные явления прежних конфликтов, фамильная вражда и традиции, месть.

3. пренебрежение к другим людям.

4. потребность и стремление защитить свои собственные интересы, жизнь, семью, благополучие, имидж.

5. отторжение ценностей другого и восприятие его поведения как оскорбительного.

Пример: две торговые марки претендуют на одно и то же экономическое пространство. Первая торговая марка, по качеству продукции опередив вторую, что подтверждается соответствующим образом, занимает лидирующей положение.

4.Компромисс – реакция в конфликте, когда обе стороны до некоторой степени идут на взаимные уступки. Формула компромисса такова: «Чтобы каждый что-то из нас выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Идти на компромисс – значит, пересекать воображаемую линию, которая до начала переговоров считалась обеими сторонами запретной. Когда стороны пересекают эту линию, это и есть компромисс.

Причины принятия компромиссных решений.

1. из анализа плюсов и минусов следует, что лучше понести убытки.

2. переговоры зашли в тупик и это единственный выход.

3. совместный выигрыш или проигрыш представляется справедливым и практичным.

4. плохое решение лучше, чем полное отсутствие решения.

Пример: школе нужен медицинский работник, но зарплата его очень мала. Предлагается вариант – школа предоставляет ему помещение в вечернее время для проведения курсов массажа. Это не очень нравится медику, но он соглашается.

5.Сотрудничество – это реакция в конфликте, при которой удовлетворение конфликтов важнее, чем решение вопроса. То есть интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой. Иначе говоря, каждое предложение по разрешению конфликта направлено на интегрирование основных интересов всех участников конфликта.

Пример: во время спада экономики предприятия увольняли рабочих в массовом порядке. Одна из компаний так не поступила – каждый в компании будет работать на своем месте, но только девять из десяти дней и в результате получать зарплату на 10% меньше. Когда депрессия закончилась, остальным предприятиям пришлось нанимать новых рабочих и обучать их, что потребовало значительных финансовых затрат. Компания же выиграла материально и морально, так как все рабочие места удалось сохранить.

Для того, чтобы предотвратить развитие конфликта, следует соблюдать ряд правил хорошего общения (доктор философии Д.Скотт – США): уделять внимание невербальному языку общения (жестам, мимике, взгляду) для того, чтобы слова говорящего не расходились с его мыслями; следить за тем, чтобы у Вас или других людей (участников общения) не оставалось скрытых ложных предположений или установок; стараться делать общение открытым; избегать неясностей, выяснять все, что мешает дальнейшему нормальному общению. Научиться правильно слушать, проявляя заинтересованность и уважение к собеседнику, выражать свои чувства в вежливой форме, чтобы не вызывать отрицательных эмоций у оппонента.

Литература:

1. Переговоры. Сокращенный вариант пособия для слушателей курса. Специальное обобщенное издание для международного использования / под редакцией кандидата психологических наук Е.Н.Ивановой. – С.Петербург, 1998 – 164с.

2. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / О.В.Афанасьев, В.Ю.Кузнецов, И.П.Левченко и др.; Под ред. проф. Ю.В.Наумкина. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. – 350с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: