Функции налога

Бюджетная инициатива

Это соотношение бюджетных прав парламента и правительства (отвечает на вопрос «кто главнее в бюджетном процессе?»). она прописана в конституции не очень подробно, а подробно – в бюджетном кодексе. 3 вида:

1) Парламентская: у парламента больше прав: вносить поправки в бюджетный план при утверждении. Такой вид – в цивилизованных странах (Англия, Швейцария).

2) Правительственная: права парламента ограничены: они не имеют права вносить поправки, а только принимать или нет в целом. Авторитарные страны (Куба, КНДР).

3) Смешанная: имеют одинаковые права по внесению изменений (Россия, США, Канада, Германия, Испания). При настаивании каждого из них на своих условиях либо парламент либо правительство уходит в отставку.

IV этап бюджетного процесса – «Исполнение бюджетного плана». Его исполнение организует правительство, а по его поручению – Минфин. Исполнить бюджетный план – обеспечить своевременное и полное финансирование всех расходов, предусмотренных бюджетным планом, и своевременное поступление всех доходов в бюджетный фонд.

Наиболее крупные подразделения Минфина – департаменты (департамент налоговой политики, инвестиционной политики, внутреннего долга, внешнего долга). А в них – отделы.

Расходами занимаются: федеральное казначейство, департамент бюджетной политики. Они составляют роспись доходов и расходов (поквартальные поступления средств), кассовый план. Доходами занимаются: федеральная налоговая служба, департамент налоговой политики.

Кассовое исполнение бюджетного плана – это прием бюджетных денег, их хранение, выдача, составление отчетности. Оно осуществляется тремя методами:

1) Банковская система кассового исполнения: все вышеперечисленное делает ЦБ. Большинство стран используют этот метод.

2) Казначейская: создается специальная казначейская банковская система, т.е. казначейский банк (казначейство=минфин). Бюджетные деньги функционируют только в этой системе. Это затратно, но удобно для ЦБ и Минфина для контроля денежных средств. Такая система используется во Франции, Бельгии, Голландии, Швеции.

3) Смешанная. У нас такая: не нарушается принцип единства кассы (учет поступления денежных средств ведет федеральное казначейство, а деньги хранит ЦБ).

В 1992 году у нас было создано федеральное казначейство. ЦБ был против (потеря для него денежных средств), поэтому была создана смешанная. В ЦБ в России – 68% денежных средств, в Сбербанке – 30%, у кассового сборщика – 2%.

Налог в рф это фискальный платеж. То есть не важно куда и зачем они уходят, об этом никто не говорит. Но сегодня власть относится к налоу уже немного по другому, пытается регулировать распределять и другое.

Функции налога отражает различные формы финансово-правого воздействия на общ отношения. Любая функция является и экономической и правовой категорией. Функции налога харак-ся направлением необходимого воздействия, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может. На современном этапе налоги призваны обеспечить пополнение гос. Казны и на второе – функцие стимулирование регулирование эконмических процессов путем финансового воздействия.

1) Фискальная. Это основная функция – то ест для финансово обеспечения деятельности государственных органов. В РФ есть гос аппарат и чиновники их надо обеспечить их надо содержать и начинают придумывать новые налоги, хотя надо было бы посчитать сколько у кого можно было взимать так чтобы было и безболезненно и стимулировало. По его мнению экономическая функция гос-ва является основным главным функцией гос-ва. Другие функции гос-ва связанные с собиранием денег: Защищать население от других обществ (армия, здравоохранение), защита членов общество от другого члена этого же общества, установение и содержание общественных учреждений и организаций. Основной способ пополнения казны это налоги – 86 процентов, из них 70 процентов от продажи сырья за границу.

2) Регулирующая. Позволяет регулировать производство и потребление их направления. Например транспортный налог – сокращает управление авто загрязнающие новыми автомобилями. Позволяет решать вопросы стимуирования экономического роста тех сфер экономики которые оптимальны для гос-ва. Регулирование так же эффективно для снятия социальной напряженности. Есть лица которые не могут платить налоги денег у них нет они инвалиды и когда гос-ва освобождая таких людей от налога проявляет свое отношение к ним и снимает социальную напряженность. То есть льготы всегда должны быть.

3) Контрольная функция налога. Введение тех или иных налогово позволяет контрировать бизнес, те или иные предприятия. То есть с помощью введения налогов органы могут контролировать за деятельностью этих организаций.

Классификация налогов.

В зависимости от плательщика: с оранизаций с физических лиц, есть налоги независимые от налогоплательщика например налог на имущетсво.

В зависимости от формы налоговообложения есть косвенные и материальные то есть пряме Косвенные это налоги в процессе расходования материальных благ включаемые в надбавку к цене товара. Фактически его платит тот кто его потребляет, юридически нет. Прямые опредеяются размером объекта налогообложения и уплачиваютя собтсвенником или потребителем.

По территориаьному признаку федеральные региональные и местные. Уровень налога определяется федеральными органами власти.

В зависимости от каналов поступления: государственные, местные налоги, пропорциональные то есть часть в федеральный бюджет часть в в местный бюджет и платежи во внебюджетные фонды ПФ ФСС ФОМС.

Почему олигархи покупают в лондоне недвижимость? Есть налоги регулярные есть разовые – если купить недвижимость в москве то налоги на имущетсво придется платить регулярно, а если в великобритании то тут разовый налог.

Элементы налога.

НК статья 17 Налог считается установленным в том случае, когда определены все объекты элементы налогообложения. Неустановление или неопределение законом хотя бы одного из элемента налога означает отсутствие налоговой обязанности. Сегодня возникают ситуации серьезные проблемы – речь идет налог на недвижимость по рыночной стоимости. Рыночная стоимость – это по фактической стоимость, они не постоянны – поэтому никогда не введут такой налог. Если какого-то элемента нет, в данном случае точной определенной рыночной стоимости.

Элементы распределяются на оязательные и факультативные. Обязательные: 1) плательщик – в любом налоге установлен субъект. 2) объект налогообложения. 3) ставка налоговая – с чего платится налог.

Объект налогообложения – есть объект – есть налог. Например – дом полностью стоит и лишь один критерий не подпадает для признания сего как объект недвижимости, а объект незавершенного строительства в незарегистрированном виде. И поэтому налогом не облагается.

Ставка налоговая.

Так же к обязательным относится: 4) налоговые льготы 5) источники уплаты налога 6) методы уплаты налога 7) единицы налогообложения 8) особенности налогового режима 9) куда поступает налог – уровень бюджетной системе 10) особенности налоговой отчетности.

Есть 2 метода уплаты налога – кадастровый метод, у источника выплаты доходов плательщика. Есть 3 метод – уплата налога по декларации.

Метод по декларации – плательщик ам заполняет документ как заявление и по исчисенному там сумме платить налог. Декларация должна оформляться по собственной инициативе. Декларация важна потому что гос-во не может прверять всю и вся, но они могут доверить вам уплату налога и его исчсление, но указание в декларация неправильной суммы – это занижение (неосторожно), сокрытие (умысел). Если чек не сдает декларацию то это автоматически не сокрытие уже. Пролема в том что декларация подписывается плательщиком и не заверяется.

Кадастровый – используется для определения средней доходности объекта налогообложения по внешним физическим показателям. Это не реальный доход а кагбэ расчетный – то есть номинальный, гос-во сами определяют эту сумму. ЕНВД – это тот пример кадастрового метода. Причем определяется оно по разным факторам. Суть заключается в том, что невозможно постоянно сидеть и контролировать все доходы бизнеса, поэтому просто устанавливается и все)

По источнику выплаты дохода. Обязанность уплаты налога лежит на том кто платит зарплату… то есть на налоговом агенте.

Налоговые льготы. Виды: 1) изъятия – это выведение из под налогообложения отдельных объектов например, если учится платно – то доходы уменьшается на сумму расходов на оплату обучения. Ребенок по налоговому это до 21 года обучающийся по дневной форме. 2) скидки – льготы направленные на сокращение стоимостного выражения. 3) налоговые кредиты – любой субъект может обратиться в налоговую с просьбой отсрочки уплаты налога, оформляется спец соглашение по которому даются отсрочка с процентами.

Источник уплаты налога. Есть налоги которые отнсятся в себестоимость, которые относятся к прибыли предприятия и прочее. Есть проблема закрытия предприятия – перед закрытием вас проверяют и находят сокрытые суммы, и для того чтобы заплатить нужно внести какую-то сумму – а это доход, который так же облагается налогом и замкнутый круг идет.

Особенности налгового режима – есть обычный налоговый режим, есть специальный 4 вида.

Для налога главный элемент по мнению хзф это льготы.

В мире существует различные модели.

Англо-саксонская. 90 процентов налогового бремени возлагается на физических лиц. Даже в корпорациях налоги минимальны. Это НДФЛ, Налог имущество фл.

Европейская. Здесь очень большие социальные страховые фонды. Адвокат 48 процентов отчисляет в внебюджетные фонды и в качестве других налогов.

В рф используется смешанная модель. По максимуму используется и англо-американская модель и другая, но особенность наша это уплата налога по отдельным видам деятельностью – связанная с экспортом сырья – до 70 процентов всех полученных доходов бюджета.

Налоговая система это совокупность установленных в гос-ве существенных условий налогообложения. К этим существенным условиям относится следующие группы:

1) Система условий. Трехуровневая.

2) Принципы налогообложения. (Все разногласия толкуется в пользу налогоплательщика)

3) Порядок установления и ведения налогов.

4) Порядок установления налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Налоговый федерализм.

5) Права и обязанности участников налоговых правоотношений.

6) Ответственность налоговых участников. Защита прав и законных интересов.

7) Налоговый контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: