Правовые обычаи — источники права.
Источники права: понятие, состав.
Право имеет свои источники. Форма и содержание — тесно связанные между собой понятия. Содержание почти всегда «следует за формой». Государство предстает как форма организации власти; власть — содержание, а государственный аппарат —форма.
Право — это совокупность норм т. е. правил (исходящих от государства). Однако эти правила должны в какой-то форме существовать; они должны быть определенным образом, нормам права нужна своя форма. Форма существования норм права и называется источником права.
Источник права — это форма презентации, существования и организации норм права.
Несколько видов источников:
· правовой обычай;
· нормативный акт.
Правовые обычаи являются наиболее древним источником права. Обычаи бывают правовыми и неправовыми. В правовой обычай заложена воля государства — высшей власти.
Обычай обмениваться кольцами при бракосочетании — это неправовой обычай. Он соблюдается в силу привычки, народной традиции. Несоблюдение этого обычая не влечет никаких правовых последствий.
В современных развитых правовых системах санкционированных обычаев почти не осталось; они давно трансформировались в статьи законов и подзаконных актов. Как правило, обычаям оставляются те сферы, где вмешательство законодателя преждевременно или нежелательно.
Из истории нам известны, следующие, например, правовые (т.е. санкционированные государством) обычаи. Движимое имущество в Германии наследовали сын и дочь в равной доле, а земля переходила только к сыну («Салическая правда»). «Если кто заберется в чужой виноградник красть виноград и будет застигнут на месте преступления, присуждается к уплате 15 солидов»;
Нормативный акт - официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий юридические нормы. Таким документом могут быть законы, кодексы, указы, постановления, инструкции, положения, приказы и т. п.
Этот разнородный ряд актов подразделяется на две группы:
· законы, т. е. акты высшей юридической силы. Они принимаются парламентами — органами законодательной/представительной власти либо народом на референдуме;
· подзаконные акты. Они принимаются, как правило, в исполнение законов органами исполнительной власти — правительствами, министерствами, ведомствами.
Во многих странах, в том числе в России, законы подразделяются на два вида:
· федеральные конституционные законы;
· федеральные законы (их зачастую называют текущими).
Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя. Конституция при этом считается Основным законом. Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем «просто» федеральные (или текущие) законы. Федеральных законов насчитывается несколько тысяч.
Текущие законы регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. В группе текущих законов выделяются так называемые кодифицированные законы, или кодексы. Есть у них и другое название: органические законы.
Кодексы — сложные, систематизированные законы. В России насчитывается более двух десятков кодексов: уголовный, гражданский, семейный, трудовой, налоговый, бюджетный, водный, лесной, воздушный, таможенный и др.
В субъектах федерации существуют законодательные/представительные органы, которые принимают законы в рамках своей компетенции.