Лекция 13. Информационные ресурсы и их организация

Лекция №12. Технические средства.

Обеспечение единства измерений является областью деятельности, попадающей под действие Федерального закона «О техническом регулировании» (ст.7), поэтому требования по обеспечению единства измерений являются обязательными. Все технические средства подразделяются на:

· измерительные;

· контрольные;

· испытательные;

· для мониторинга и измерений.

12.1. Средства измерений (СИ).

В настоящее время не существует однозначного толкования данного понятия. В Международном словаре дается такое определение: «СИ – техническое устройство, предназначенное для выполнения измерений самостоятельно или вместе с дополнительным устройством».

Основная цель СИ – передача узаконенных единиц измерения. К СИ относятся эталоны, меры, измерительные приборы и преобразователи величин, измерительные установки, измерительные системы и комплексы.

Эталоны - это СИ или их комплекс, предназначенный для воспроизведения, хранения и передачи

размера единицы измерения других СИ. Особенности эталона определяются спецификой физической величины и уровнем технического развития измерений в данной сфере. Любой эталон должен обладать высокой степенью сохранности единицы измерения, которую он воспроизводит, минимальной погрешностью такого воспроизведения и максимальной точностью сличения с другими СИ.

Мерой называют средство измерения в виде, какого либо тела, вещества или устройства, предназначенного для воспроизведения единицы физической величины, хранения единицы и передачи ее размера от одного измерительного прибора к другому.

В отличие от эталона мера воспроизводит не только единицу, но и дольные и кратные значения последней.

Однозначные меры воспроизводят физические величины одного размера, например, линейка с миллиметровыми и сантиметровыми делениями.

Измерительным прибором называют измерительное устройство, представляющее собой более или менее единое целое и градуированное по большей части непосредственно в единицах измеряемой физической величины. Измерительный прибор позволяет получать измерительную информацию в форме, удобной для восприятия пользователем.

Различают измерительные приборы прямого действия и приборы сравнения.

Приборы прямого действия отображают измеряемую величину на показывающем устройстве, имеющем градуировку в единицах этой величины, например, термометры, вольтметры и др.

Приборы сравнения предназначаются для сравнения измеряемых величин с величинами, значения которых известны, например, яркость источников излучения, давления сжатого воздуха и др.

Измерительный преобразователь – это средство измерений, которое служит для преобразования сигнала измерительной информации в форму, удобную для обработки и хранения, а также передачи в показывающее устройство. Например, преобразователь может быть необходим для передачи информации в память компьютера для усиления напряжения и т.д. Преобразуемую величину называют входной, а результат преобразования – выходной величиной.

По характеру преобразования преобразователи подразделяются на аналоговые, аналого-цифровые и цифро-аналоговые.

Измерительные установки, системы и вычислительные комплексы – совокупность средств измерений, объединенных по функциональному признаку со вспомогательными устройствами для измерения одной или нескольких физических величин объекта измерений. Обычно такие системы автоматизированы и обеспечивают ввод информации в систему, автоматизацию самого процесса измерения, обработку и отображение результатов измерений для восприятия их пользователей (например, многофункциональные весы в сети магазинов Табрис).

Вспомогательные принадлежности – это вспомогательные средства измерения величин. Они необходимы для вычисления поправок к результатам измерений, если требуется высокая степень точности. Например, термометр может быть вспомогательным средством, если показания другого прибора достоверны при строго регламентируемой температуры.

12.2. Система аккредитации.

Одним из важнейших механизмов, регулирующих рыночные отношения в сфере бизнеса, является деятельность по оценки соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям качества и безопасности, включая как испытания и контроль, так и подтверждение соответствия, регистрацию объекта оценки и т.д. Причем оценку соответствия осуществляют специальные организации, прошедшие аккредитацию – процедуру признания их компетенции выполнять конкретные работы в определенной области оценки соответствия.

Согласно формулировке, принятой в Федеральном законе «О техническом регулировании», аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетенции физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Система аккредитации создается в целях:

· Проведение единой технической политики в области аккредитации органов по оценки соответствия;

· Подтверждение компетенции органов по оценки соответствия;

· Повышение доверия изготовителя, продавцов и потребителей к деятельности аккредитованных организаций, как внутри страны, так и за рубежом;

· Создание условий для признания отечественной системы аккредитации соответствующими международными организациями.

В РФ на 1января 2004г в Государственном реестре Ростехрегулирование зарегистрировано 1217 организаций, аккредитованных в качестве органов по сертификация. Сюда включены все органы в системах обязательной и добровольной сертификации, занимающиеся сертификацией продукции, услуг и систем менеджмента. Каждый орган по аккредитации имеет свое «лого» - стилизованный знак идентификации системы аккредитации. Существуют органы по сертификации, которые проходят аккредитацию в разных странах и имеют несколько знаков аккредитации. Другие организации договорились о взаимном признании результатов друг друга в европейской сети органов по сертификации.

Система аккредитации РФ это не коммерческая организация под условным названием «Российский аккредитирующий центр». В этой системе предусмотрено создание Бюро по аккредитации. Бюро будут переданы функции по аккредитации, которые в настоящее время выполняет Ростехрегулирование.

При этом документом, подтверждающим аккредитацию, станет аттестат единого образца, выдаваемый на срок не более 5 лет. Соответственно ведется Реестр Системы аккредитации РФ, содержащий сведения обо всех аккредитованных объектах и действующих экспертах, о правилах процедуры и управления Системы и т.п.

Нормативной базой аккредитации являются национальные стандарты РФ, принятые методом прямого применения международных документов ИСО/МЭК, устанавливающих требования к органам по сертификации продукции, систем качества, испытательным и калибровочным лабораториям, а также национальные стандарты, устанавливающие общие требования к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий:

· ГОСТ Р. ИСО/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции»;

· ГОСТ Р. ИСО/МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий»;

· ГОСТ Р. ИСО/МЭК 62-2000 «Общие требования к органам, осуществляющих оценку и сертификацию систем качества»;

· ГОСТ Р. 51000.4-96 «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий»;

· ГОСТ Р. 51000.6-96 «Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг».

Критерии аккредитации зависят от области аккредитации. Например, метрологическая служба должна удовлетворять следующим критериям:

1. Располагать положением о метрологической службе, персоналу, эталоном, иными СИ и вспомогательным оборудованием необходимым для проведения проверки СИ. Иметь эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, необходимое для проведения проверки всех СИ

2. Эталоны, СИ и вспомогательные оборудования должно содержаться в условиях, обеспечивающих их работоспособность.

3. Для эталонов, СИ и вспомогательного оборудования должны быть разработаны графики по техническому обслуживанию.

4. Располагать персоналом, имеющим профессиональную подготовку, технические знания и опыт, необходимые для проведения проверки.

5. Проверочные лаборатории должны быть укомплектованы достаточным количеством персонала.

6. Помещение для проверки должны соответствовать характеру и объему выполняемых работ.

12.3 Обязанности органа сертификации.

1. Проводить сертификацию в пределах аккредитации.

2. Выдавать лицензии на применение знака соответствия.

3. Прекращать (приостанавливать) деятельность в случае отмены действия аттестата аккредитации

4. Создавать условия для инспекционного контроля со стороны вышестоящей организации.

5. Предоставлять информацию о своей деятельности в аккредитирующий орган

6. Соблюдать конфиденциальность сведений заявителя

Требования к аккредитируемым организациям:

1. Главное быть третьей стороной

2. Подтвердить техническую компетентность в заявленной области

3. Иметь необходимое измерительное средство и документированные процедуры испытаний.

4. Располагать квалифицированным персоналом.

5. Обладать фондом стандартов и других нормативных документов.

6. Иметь возможность проводить не только сертификацию, но и инспекционный контроль

Требование к персоналу органа сертификации:

1. Руководитель органа сертификации назначается по согласованию с аккредитирующим органом.

2. Условия работы персонала должны исключить влияние первой и второй стороны.

3. Специалист органа сертификации должен знать свои функции, законодательство, изучать и обновлять все процедуры и нормативные документы.

4. Каждый специалист органа сертификации должен быть экспертом системы сертификации в заявленной области аккредитации.

Обязанности испытательной лабораторий:

1. Проводить только те испытания, которые подтверждены аккредитацией.

2. Прекращать деятельность при истечении срока аккредитации.

3. Информировать аккредитирующий орган об изменении в технологии, проведения контроля испытаний.

4. При заключении договоров с заказчиками указывать, что протоколы испытаний гарантируют качество только испытываемой продукции, а за все остальное отвечает изготовитель, получивший сертификат

«Информационный ресурс - информация, используемая на производстве, в технике, в управлении обществом, специально организованная и обрабатываемая компьютером».

Для усиленного выполнения задач стандартизации, метрологии и сертификации информационное обеспечение должно осуществляться в соответствии с принципами:

· Доступность информации для всех заинтересованных сторон;

· Оперативность предоставления информации;

· Единообразия используемых инструментов и систем основанных на применении современных технологий;

· Непрерывности обеспечения информационного сопровождения нормативных документов на протяжении всего их жизненного цикла;

· Расширения номенклатуры предоставляемых информационных услуг.

Создание и функционирование единой информационной системы по техническому регулированию предусмотрено Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27декабря 2002г. №184,-ФЗ. Главной организацией по ведению единой информационной системы по техническому регулированию назначено ФГУП «Стандартинформ»

Единая информационная система по техническому регулированию создаётся и ведется с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии.

Единая информационная система по техническому регулированию.

Это информационная система общего пользования, включающая в себя массивы документов по всем элементам технического регулирования (стандартизации, сертификации, аккредитации, метрологии) в виде официальных публикаций и электронной форме. В нее также входит справочная служба, обеспечивающая выполнение положений «Соглашения по техническим барьерам в торговле» и «Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО», касающихся информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия. В настоящее время созданы основные информационные ресурсы по техническому регулированию, в том числе базы данных по основным документам, входящим в состав федерального информационного фонда в сфере технического регулирования. Разработаны и внедрены технологические процессы, обеспечивающие ведение и актуализацию баз данных.

В настоящее время реестр аккредитованных испытательных лабораторий и органов сертификации содержат информацию о 1215 органах по сертификации и 2524 испытательных лабораториях, кроме того, архивная часть реестра включает около 8тыс единиц хранения. Информационный ресурс «Сертификаты ГОСТ Р» содержат информацию о 2млн 88тыс выданных сертификатов соответствия, причем ежегодные объемы поступления информации превышают 700тыс единиц.

Реестр экспертов системы ГОСТ Р содержит информацию о 9800 аттестованных экспертах по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации.

Единая информационная база создается на основе Автоматизированной системы обработки информации (АСОИ), созданный в 1995-1999г.

Единая система классификации кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК).

Её составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

К объектам классификации и кодирования в ЕСКК относятся: статистическая информация, макроэкономическая, финансовая и правоохранительная деятельности, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

В ЕСКК РФ используется блочное построение позиций классификаторов, включающее блоки идентификации, наименование и дополнительные классификационные признаки. Среди основных методов классификации можно выделить иерархический и фасетный.

Среди методов кодирования – последовательный, параллельный, порядковый и серийно-порядковый. Допускается сочетание этих методов.

В идентификационном блоке обеспечивается присвоение каждому объекту классификации уникального кода. В блоке наименований в позициях классификатора необходимо использовать наименования, применяемые в действующих нормативных актах и документах, а также стандартизованную и рекомендованную терминологию. Наименование должно однозначно определять называемый объект или классифицированную группу объектов, быть четким за счет правильного подбора его структуры. Блок дополнительных классификационных признаков является необязательным и включается в зависимости от специфики классифицируемого множества.

Для защиты кодов классификаторов и обеспечения высокой достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия в классификаторы вводятся одноразрядные контрольные числа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: