В зависимости от назначения и содержания разрабатываются стандарты следующих видов:
− основополагающие;
− на продукцию и услуги;
− на работы (процессы);
− на методы контроля.
Основополагающий стандарт – нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области.
В приведенном определении основополагающего стандарта заложены широкий и узкий смыслы.
Основополагающий стандарт в широком смысле имеет объекты межотраслевого значения: система государственной стандартизации, система конструкторской документации, единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качеством, надежность, упаковка) и пр.
Основополагающий стандарт в узком смысле – стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС. Основные положения».
Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуге).
На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов:
− стандарт общих технических условий (содержит общие требования к группам однородной продукции);
− стандарт технических условий (к конкретной продукции).
Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) – разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.
Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.
На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) – управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Как уже отмечалось, управленческий процесс – типичный объект СТП на предприятии, на котором действует система качества.
Стандарты на методы контроля (испытания, измерений. анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги).
Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.
Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают:
а) средства испытаний и вспомогательные устройства;
б) порядок подготовки к проведению испытаний;
в) порядок проведения испытаний;
г) правила обработки результатов испытаний;
д) правила оформления результатов испытаний;
е) допустимую погрешность испытаний.
Стандарты могут быть узкого назначения – проверка одного показателя качества, либо широкого назначения – проверка комплекса показателей.
Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида – стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности.