Вопросы и задания к документам
1. Сравните обычаи обществ, описанных в документах 1 и 2. О каких изменениях в занятиях, укладе жизни, мировосприятии людей свидетельствуют данные источники? Чем объясняются перемены?
2. Какие племена участвовали в создании ядра будущего Древнерусского государства в районе Приильменья? Согласны ли Вы с мнением о том, что с самого своего зарождения Русь складывалась как многонациональное (полиэтническое) государство? Означает ли варяжское происхождение первых князей, что государственность была привнесена на Русь иноземцами? О каком уровне развития общества восточных славян свидетельствует сам факт приглашения новгородцами варягов на княжение?
3. Какие выводы о характере государственной власти в Киевской Руси в середине Х века можно сделать на основании документа 4? В чем, на Ваш взгляд, заключалась основная причина возникавших периодически кровавых конфликтов между политическим центром Древней Руси и ее составляющими объединениями?
|
|
4. Почему, согласно летописи, киевский князь Владимир сделал выбор в пользу восточного христианства по византийскому образцу в качестве единой государственной религии? Какие еще причины крещения Руси Вы можете назвать?
5. Какие черты прививал Владимир Мономах своим потомкам? В чем смысл этого документа? Проследите, вняли ли сыновья Мономаха «Поучению» отца?
Тема 2: Объединительные процессы в русских землях(XIII - сер. XV вв.).
План:
1. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы.
2. Этапы объединения русских княжеств вокруг Москвы.
3. Ликвидация Ордынского господства.
4. Внутренняя и внешняя политика Ивана III.
Основные понятия: баскак, выход, совет господ, стол, меченосцы, посадник, усобицы, феодальная раздробленность, тьма, число, ярлык, автокефалия, волостель, пожилое, поместье, уезд, казна, иосифлянство, нестяжательство, кремль.
Цель: уяснить сущность основных проблем мировой истории в период с ХII до сер. ХV века; разобраться в сложном развитии Руси в удельный период; выявить причины объединения русских земель в единое государство и роль Москвы в объединительном процессе.
После изучения темы студент должен знать:
1. сходство и различия перехода к удельной раздробленности на Руси и в Западной Европе;
2. общие и отличительные черты развития русских земель в ХIII-ХV вв.;
3. конкретные формы ордынского ига и основные точки зрения ученых на последствия монголо-татарского нашествия;
4. причины и значение распада единой древнерусской народности и образования русского, украинского и белорусского народов;
5. роль Северо-Восточной Руси и Москвы в процессе объединения русских земель;
|
|
6. факторы создания единого Российского государства;
7. основные термины и исторические понятия.
Методические рекомендации:
Готовясь к занятию, обратите внимание на то, что раздробленность не была исключительно русским явлением. Многие европейские государства пережили это явление примерно в одно и то же время, что свидетельствует о европейском типе развития древнерусского государства. Так как распад Руси на уделы обусловлен целым комплексом причин, выделите причины политические, экономические, социальные. Подумайте над вопросом: можно ли было избежать феодальной раздробленности и сразу образовать централизованное русское государство? Почему считается, что период феодальной раздробленности был закономерным этапом развития феодального общества?
Постарайтесь определить, в чем состояло политическое и экономическое своеобразие основных самостоятельных княжеств юга и юга-запада, северо-запада и северо-востока? При анализе последствий удельной раздробленности постарайтесь увидеть всю многогранность этого явления, определить его положительные и отрицательные стороны, уязвимость такого государства перед нападением внешних врагов.
В истории Руси монголо-татарское нашествие и установление золотоордынского ига оставили заметный след. Первое столкновение русских и половецких князей с монголо-татарами произошло в 1223 г. на р. Калке, а через 14 лет снова появившиеся монголы за четыре года завоевали всю Русь, которая попала в вассальную зависимость от нового государства - Золотой Орды.
Расскажите, как монголо-татарское нашествие, а затем ордынское иго сказались на экономическом укладе, политической системе, социальной структуре общества, культуре, нравах и национальном характере зависимого народа. Определите формы политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды. Известно, что монголо-татары налагали дань на захваченные русские земли. В этой связи объясните, почему золотоордынскую дань нес Новгород, ведь этот город монголо-татары «никогда не воевали»?
Далее подчеркните, что, несмотря на всю жестокость и тяжелые последствия, иго имело своеобразные черты, что породило разные взгляды и точки зрения ученых на роль и последствия ига на дальнейшую судьбу России. Каковы эти различия? Определите свое отношение к ним. Следует иметь в виду, что под властью ордынцев оказался северо-восток Руси, а юго-западные русские земли, вынужденные признать зависимость от татарских ханов, в начале ХIV в. стали объектом экспансии со стороны Польши, Литвы, Венгрии. Юго-западные и западные земли под эгидой сначала языческой, а затем католической Литвы продолжали развитие в условиях европейской традиции, но испытывали такие негативные последствия, как потеря суверенитета, национальная дискриминация, религиозное давление.
2.3. Изучая историю Руси в ХIII в. обратите внимание на то, что опасность шла не только с Востока, но и с Запада. На русские земли наступала Литва, шведы и немцы. В чем состояло принципиальное различие этих завоевательных волн? Чем грозило Руси завоевание с Запада? Примите во внимание соотношение и характер нападавших сил. Победы на реке Неве и Чудском озере связаны с именем выдающегося полководца и дипломата своего времени Александра Ярославича Невского. Подберите аргументы, подтверждающие выдающиеся способности Александра Невского - политика, государственного деятеля и искусного дипломата. Вспомните, какие линии поведения были характерны для русских князей по отношению к Золотой Орде и врагам с Запада?
Национально-государственная, культурная, духовная, религиозная самобытность русского народа, несмотря на сокрушительные бедствия, охватившие страну, были сохранены. Это стало основой для будущего возрождения.
|
|
Каковы предпосылки создания единого государства? Выделите общие черты, которые объединяли все княжества. Покажите роль, влияние и авторитет православной церкви, почти не тронутой монголо-татарами, в борьбе за объединение земель в единое централизованное государство. Установите хронологические рамки процесса создания единого государства. Обратите внимание на то, что эти предпосылки стали вызревать в начале ХIV в. и были связаны с началом возвышения Москвы и превращением ее в общенациональный центр русских земель. Выявите основных соперников Москвы на этом поприще. Подумайте, могли ли функции объединения русских земель взять на себя такие города, как Тверь, Владимир, Новгород, Рязань? В чем состоят политические, экономические, духовные предпосылки возвышения Москвы? Покажите объективные и субъективные стороны данного процесса.
Первый этап объединения связан с деятельностью московских князей Даниила Александровича и Ивана Даниловича Калиты, при которых значительно расширилась территория Московского княжества, была одержана победа над главным соперником - Тверью, получен ярлык на великое княжение и возможность сбора ордынской дани. Дайте оценку роли и личных качеств московских князей на первом этапе объединения.
Второй этап объединения (вторая половина ХIV - первая половина ХV в.) связан прежде всего с деятельностью великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского, а также его сына Василия I и внука Василия II Темного. Какова особенность этого этапа? Подчеркните, что главным успехом правления Дмитрия Ивановича стала первая крупная победа над татарами на Куликовом поле в 1380 г. Москва окончательно становится национальным центром, на Куликовом поле фактически возникает новое, Московское, государство. Определите значение Куликовской битвы в истории российского государства. Покажите, что хотя после 1380 г. вплоть до середины ХV в. страна пережила немало тяжких испытаний - татарские набеги, феодальную войну, - импульс, данный Куликовской битвой, сохранялся, интеграционный процесс в русских землях набирал силу.
|
|
Сообщения:
1. Иван III – личность и политик.
2. Судебник Ивана Великого – свод законов единого государства.
3.Андрей Рублев и духовная ценность его произведений.
Обязательная литература и источники:
1. Судебник 1497 г.// Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2004. - С. 36 – 42.
2. Гумилев, Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории/Л.Н. Гумилев. - М.: Танаис, 1994. - С. 173 – 177, 198 – 203.
3. Деревянко, А.П. История России: Учебник/А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. - М.: Мангрув, 2004. - С. 65 – 80.
4. История государственного управления России: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 56 – 69.
5. История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - С. 71 – 114.
6. История России: Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М: Высшая школа, 2001. - С. 55 – 75.
7. История России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Орлова и др. - М.: Проспект, 2004. - С. 59 – 73.
8. Мунчаев, Ш.М. История России: Учебник для вузов/Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2003. - С. 60 – 73.
9. Россия в мировой истории: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. В.С. Порохни. - М.: Логос, 2003. - С. 50 – 58.
10. Расторгуев, С.В. История России IX-XX вв.: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - 3-е изд.,стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.22-59.
11. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для студентов вузов неист. специальностей/Л.И. Семеникова. – 8-е изд. – М.:КДУ, 2006. – С.50-77.С. 94 – 131.
Дополнительная литература:
1. Шишов, А.В. Иван Калита. Собиратель русских земель/ А.В. Шишов – М.: Вече, 2006.
2. Широкорад, А.Б. Куликовская битва и рождение Московской Руси/А.Б. Широкорад. – М.: Вече, 2005.
3. Борисов, Н.С. Иван III/Н.С. Борисов - 3-е изд. - («Жизнь замечательных людей. Серия биографий - Выпуск 1025») – Молодая гвардия, 2006.
4. Гумилев, Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. - М.: Директ-Медиа, 2010. - 560 с. ISBN: 9785998940682 https://www.biblioclub.ru/book/49970/
5. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Книга по требованию, 2011. - 796 с. https://www.biblioclub.ru/58389_Drevnyaya_Rus_i_Velikaya_step.html
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы особенности формирования Западной и Восточной цивилизаций в период средневековья?
2. Каковы причины феодальной раздробленности? Почему период феодальной раздробленности был шагом вперед в развитии древнерусского общества и в чем его отрицательные стороны?
3. Какие враги угрожали Руси в ХIII в.?
4. В чем проявлялась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?
5. Каковы последствия монголо-татарского нашествия на Русь?
6. Каковы причины возвышения Москвы? В чем выразилась прогрессивная роль московских князей в борьбе за объединение русских земель в XIV в.?
7. Каковы особенности поместного и церковного землевладения?
8. Как развивалась торговля на Руси в период удельной раздробленности? Когда и как появилось понятие «деньги»?
9. Расскажите о внешнеторговых связях Руси в XIII-XV вв.
Задачи и упражнения:
1. Составьте таблицу основных сражений русских воинов с монголами в XIII-XV вв.
2. Составьте письменный рассказ об изменениях в жизни и быте русского человека (крестьянина, горожанина, князя и т.п.) в условиях монгольского нашествия, а затем ига (по-возможности от первого лица).
Работа с документами:
Прочитайте документы и ответьте на вопросы
Целуй, князь, крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебе держать по старине, по тому, как пошло искони. Все волости новгородские не держать тебе, князь, своими мужами, а держать мужами новгородскими, а дар тебе, князь, получать с тех волостей. Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать. … во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоей княгине, ни твоим боярам, ни твоим слугам сел не держать, не покупать и в подарок не брать. … Какие покосы, князь, повелись исстари твои и твоих мужей, то твое и твоих мужей. … Дворянам твоим у купцов подвод не брать, за исключением военных вестей. … Гнев твой, князь, на посадников и всех новгородцев отложить и никому от мала до велика не мстить ни судом, ни как-либо иначе; если кто начнет жаловаться тебе, тому не верить… В Немецком дворе торговать тебе через нашу братию, а двора тебе не затворять и приставов не приставливать…